Поэма «Беовульф» была написана между 975 и 1025 годами нашей эры и сегодня она является одним из самых важных и наиболее часто переводимых произведений древнеанглийской литературы
Несмотря на то, что испытания, с которыми сталкивается Беовульф, кажутся непомерно сложными, его история передает добродетели, которым должен следовать каждый уважающий себя мужчина, независимо от того, насколько невероятными могут быть его достижения.
Но подробнее обо всём в нашей новой статье:
1. Мужчина определяется своими словами и действиями (или их отсутствием)
В поэме Хротгар, король датчан строит большой медовый зал, в котором раздаёт дары и сокровища своему народу. Однако радость короля и его вассалов была недолговечна. Гренделя, монстра, живущего в пещерах под медовым залом охватывает ненавистная ревность. Он не может вынести радостных звуков, песен и криков доносящихся до него по ночам. Время от времени он врывается в зал и пожиpaeт многих смелых датских солдат.
Нападения Гренделя продолжаются целых 12 лет и за все это время не находится никого достаточно сильного и смелого, чтобы справиться с чудовищем. Но ровно до тех пор, пока к королю Хротгару не приплывает Беовульф, племянник Хайгелака, короля гётов, услышавшего о деяниях Гренделя и несчастьях датчан.
Встретившись с Хротгаром, чтобы освободить датчан от набегов монстра Гренделя, Беовульф рассказывает о своих подвигах и убеждает короля, что он сможет справиться с проблемой. Таким образом перед читателем выстраивается образ человека, чьи слова и обещания впоследствии подкрепляются действиями, доказывая, что для героя слова и дела неразрывно связаны.
Напротив, персонаж Унферт описывается как яркий антипод Беовульфа. Человек остроумный и много болтающий, но не предпринимающий никаких действий, он обвиняет Беовульфа в преувеличении своих подвигов и насмехается над ним, говоря, что той же ночью он станет жертвой Гренделя.
Беовульф отвечает на эти оскорбления самым показательным образом, подвешивает отopваннyю pyку Гренделя к потолку медового зала на следующее утро. И естественно, как и любой трус перед лицом человека, чьи слова неразделимы от его действий, Унферт теряет дар речи, и больше не смеет задираться перед Беовульфом.
2. Честь и слава – это величайшие награды для мужчины
"<...> Я выполню свою цель, совершу гордый поступок или встречу свою смерть"
Данная клятва Беовульфа перед сражением с монстром Гренделем не является его уверенностью в победе, ибо он не может предсказать свою судьбу. В этот момент он клянется перед самим собой в непоколебимой решимости защищать датчан. Для него смерть была лучше, чем отступление, ибо «воин скорее умрет, чем проживет позорную жизнь».
Также в поэме Беовульфа мало волнует богатство и личная выгода. Хотя датчане щедро одарили его сокровищами за победу над чудовищем Гренделем, он в конечном итоге предпочитает отдать всё золото в виде дани своему дяде Хайгелаку, королю гётов. И примечательно здесь то, что хотя Беовульф в конечном итоге и становится наследником своего дяди, он отдает все заработанные богатства без каких-либо помыслов или амбиций, унаследовав корону только после смерти двух наследников короля.
В поэме безрассудные (на первый взгляд) поступки совершаются Беовульфом лишь с добродетельных побуждений. Прекрасно зная о сопутствующих рисках, безрассудный человек выбирает действовать, не обращая внимания на риск для жизни или материальное вознаграждение, если видит то, что совершает добродетельный поступок, способный прославить его имя. Герой в конечном итоге может лишиться каких-либо титулов или финансовых наград, но его честь и слава не могут быть отняты у него; это сокровище, которое не потускнеет, ибо истинная честь никогда не может быть потеряна.
В поэме о Беовульфе четко прослеживается идея, что добрые дела прославившие личность имеют вечную ценность: они оставляют неизгладимый след в мире, постоянно воздействуя на него и формируя мышление у будущих потомков.
Для мужчины не может быть ничего выше чести и славы. На фоне такого приза любые материальные награды меркнут.
3. Мужество – это величайшая из всех добродетелей
Задолго до того как Дж. Р.Р. Толкин написал своё легендарное фэнтези «Властелин колец», работая профессором он определил "мужество" как центральную тему поэмы о Беовульфе.
Хотя истории о Беовульфе приписывают множество качеств, начиная от восхваления "физической силы" до простой "храбрости", в самой поэме мужество представлено как стремление поступать правильно даже перед смертью или поражением.
Свой конец Беовульф встречает мрачно: будучи старым, безоружным и оставленным всеми, кроме одного из его ближайших друзей, он погибает в схватке с драконом. Но ключевая идея подобного завершения истории в том, что Беовульф — это человек чести, принципиальности и действий, и именно эти качества заставляют его выполнять свой долг защитника народа до самого конца. Беовульф знает, что у него нет никакой надежды выжить в битве с драконом, но все равно решает сражаться.
Истинное мужество отражает центральную тему поэмы — «возвышение непобедимой воли». Одно дело действовать честно ради чести, но для мужчины жить своими добродетелями, даже когда он знает, что это будет означать его полное поражение, рассматривается как вершина героизма.
Люди, жившие в эпоху Темных веков, лучше других понимали, что каждый человек рано или поздно сталкивается с жизненными невзгодами, болезнями, войнами, голодом и смертью. Но для них мужество было сильнее смерти. Ничто не может сокрушить волю, выбирающую смерть перед капитуляцией. Конечно же это мрачный конец, но не лишенный чести.