Настало время изложить основные выводы, которые были сделаны в нескольких статьях с общей тематикой «Современные технологии и их влияние на права и интересы граждан». Когда тема одна, а статей несколько, очень часто главные доводы и факты теряются в многостраничных рассуждениях автора. В результате, подписчики и читатели не обращают должного внимания на информацию, ради которой статьи были написаны и опубликованы. Вот уже почти месяц, как я использую рубрику «В сухом остатке», именно для того, чтобы напомнить читателям, «коротко о главном». Так что, эта статья -
«В сухом остатке»
Особенность этого материала в том, что автор, не являющийся специалистом в современных информационных технологиях, в том числе в вопросах защиты персональных данных, рассматривает эти проблемы с точки зрения их юридической составляющей. Иногда, именно такой «взгляд со стороны» дает неожиданный результат. Прочтёте статью – сможете рассудить, насколько мой вывод соответствует действительности.
О пользе договоренностей «на берегу»
Когда выбирал название для этой статьи, вариантов было несколько. Но поскольку писать предстояло о накоплении и использовании персональных данных на граждан, надо было еще в заголовке, заранее, «на берегу», что называется, расставить основные акценты. Расставляю. Я действительно считаю, что в России предпринимаются целенаправленные, хорошо спланированные и согласованные на межведомственном уровне меры, направленные на накопление персональных данных на каждого гражданина. Приведу в этой статье только один пример, чтобы доказать обоснованность такого утверждения. Подписчикам предлагаю сделать собственные выводы, самостоятельно.
«Под колпаком» у Социального Фонда России
Социальные выплаты и льготы, предоставляемые государством различным категориям граждан, в том числе – пенсионерам, постоянно дополняются и изменяются. Очень трудно отслеживать этот процесс. В действующие законы, а также другие нормативно-правовые акты, на этапе их обсуждения, часто вносятся изменения, причем первоначальные редакции этих документов, размещенные когда-то, как законопроекты в сети интернет, остаются на своих местах, в неизмененном виде. Устаревшая информация приводит не неразберихе: и не каждый способен самостоятельно понять, какова позиция, которая возобладала в результате законотворчества и почему в законную силу вступил закон именно в такой редакции.
Правое ухо удобнее чесать правой рукой
Получать или не получать льготы от государства и вообще, как строить отношения с государством – личное дело и личный выбор каждого гражданина. И когда у гражданина, в силу возраста, состояния здоровья или на основании иных жизненных обстоятельств появляется право получать пенсию, доплату к пенсии, иные льготы и меры социальной помощи, сам гражданин вправе решать, как ему этими новыми возможностями распорядиться.
Старый и проверенный способ решения проблемы
Как поступает гражданин, когда у него возникают такого рода возможности и проблемы? Он приезжает в местный МФЦ, либо в территориальную структуру Фонда пенсионного и социального страхования России, либо в местное подразделение Министерства соцзащиты (лучше всего – в два или три ведомства, для сопоставления и оценки полученных рекомендаций) и в результате получает в беседах со специалистами нужные сведения и «дорожную карту» своих дальнейших действий. Такая услуга сегодня оказывается повсеместно и для структур, занятых социальной помощью. такие консультации – своего рода «визитная карточка».
Сохранность сообщаемой информации – условие оказания услуги
Специально заметим, что гражданин, когда посещает МФЦ или подразделения «Социального Фонда России», сообщает в беседе с сотрудником информацию о себе (иначе как получить рекомендации?). Но лишь в том объеме, в котором посчитает возможным. При этом сообщаемая информация не фиксируется и используется сотрудником-консультантом лишь однажды, а именно во время самой консультации. А ведь для получения объективной оценки своей ситуации гражданину приходится сообщать о себе все, о чем спросят… От полноты сообщаемой информации зависит качество полученных рекомендаций.
Минимум усилий и затрат по времени
Сколько времени потребуется для того, чтобы оценить новые жизненные обстоятельства гражданина? Минимум затрат по времени, который исчисляется в часах и даже минутах. Услуги гражданин при этом получает качественные и очень быстро. Если требуются копии документов, эта техническая задача решается также быстро и просто. Если даже после нескольких консультаций остаются вопросы, ответы на них можно поискать (и найти, в очень высокой степенью вероятности), в сети интернет.
Необходимость получение консультаций такого рода у гражданина возникает лишь иногда: если изменения в его жизни уже произошли (или вот-вот произойдут), но человек не знает, какие новые возможности у него появились и как ими воспользоваться. Если такие проблемы возникают лишь иногда, может быть – два или три раза за всю жизнь, зачем регистрироваться в качестве участника системы централизованного (адресного) оповещения?
Государство не ищет легких путей. Но удобнее,
все-таки, «чесать правое ухо правой рукой»
Но быстрое и простое решение проблем, похоже, не соответствует духу времени. Даже самые элементарные и не требующие использования современных технологий проблемы вам предлагается решать, используя возможности интернет, в личных кабинетах, которые вы обязаны зарегистрировать на различных порталах государственных и муниципальных слуг. Какое количество персональных данных при анкетировании, регистрации и использовании каждого личного кабинета «закачает» гражданин в «закрома» соответствующих баз данных – сложно себе представить. Но любая такая процедура предполагает оформление согласия на обработку ваших персональных данных. Как эти данные «обрабатывались», кем и для каких целей используются?
«Как в омут, с головой…»
Ответить на эти вопросы, не обладая специальными знаниями и навыками, для гражданина, далекого от современных информационных и иных технологий – задача нерешаемая. Авторы и создатели каждой предлагаемой «новации» в этой области отлично это понимают. Личные кабинеты на разного рода информационных порталах постепенно входят в привычку и пользователи просто перестают задумываться о том, зачем им вся эта канитель в сети интернет? И они послушно «закачивают» в систему свои персональные данные, не имея понятия о том, кто и как эту информацию сможет использовать.
Продолжим рассматривать проблему на примере адресного информирования граждан о льготах. Мы уже выяснили, сколько времени для этого потребуется. И потребность такого рода возникает не у всех и не всегда. Но государство «легких путей не ищет» (для граждан). Государство уверено, что единственная возможность решить проблему – «адресно» информировать конкретных людей, достигших определенного возраста, в жизни которых произошли определенные перемены, о тех выплатах и льготах, на которые эти люди получили право в результате новых жизненных обстоятельств. Но право возникло, человек должен об этом знать. Только тогда он будет иметь возможность своим правом воспользоваться.
«Счастье вдруг, в тишине, постучалось в двери…»
Многие, включая автора статьи, полагали, что, начиная с этого года, проблема оповещения будет решена. Было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1910 "Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления".
Один раз выполни все условия, и «будет тебе счастье»
Что же требуется от гражданина, который намерен получать информацию о своих правах адресно, то есть в автоматизированном режиме? Сущий «пустяк». В завтрашней статье опишу этот «пустяк» подробно, на тот случай, если кто-то все-таки решится стать участником системы оповещения в автоматизированном режиме.
Но свой главный вывод считаю необходимым обозначь в этой статье. Чтобы было время подумать, оценить обоснованность позиции автора, «примерить» предлагаемую технологию к тем правилам, которые Правительство Росси уже объявило и которые, судя по всему, граждане выполнять не спешат
А мой вывод лучше всего объяснить моим личным жизненным принципом, который одним словом можно охарактеризовать, как «рациональность». Для себя я формулирую его так: «правое ухо всегда удобнее чесать правой рукой». Не стоит сомнительное удовольствие от получения в своем личном кабинете оповещения о возникновении прав на социальную помощь, тех очевидных рисков, которые могут возникать в результате размещения персональных данных, как при регистрации на соответствующем портале государственных и муниципальных услуг так, так и при дальнейшей эксплуатации создаваемой системы. Время покажет, кому и для каких целей нужно, чтобы персональные данные на каждого гражданина – налогоплательщика накапливались и обрабатывались.
Суть личных сомнений автора
Больше всего меня «напрягает» в новой системе централизованного автоматизированного оповещения право запрашивать у меня дополнительные данные о моей жизни. Представляется очевидным, что, если речь идет о предоставлении социальной помощи (в той или иной ее форме), дополнительная (недостающая) информация будет касаться имущественного положения, трудоспособности, состояния здоровья, оформления инвалидности и так далее. В некоторых случаях от вас потребуется информация о третьих лицах (членах семьи, иждивенцах).
Если для получения социальной помощи мне потребуется передать в орган социальной защиты какие-либо документы, я подготовлю копии документов и передам их по назначению, в офисе государственного органа, полномочия которого не вызывают у меня сомнений. При этом на руках у меня останется мой экземпляр сопроводительного письма, с входящим штампом, датой и указанием времени передачи документов, Ф.И.О. и личной подписью сотрудника, получившего от меня документы, по перечню приложений.
Но прежде я должен знать, для каких целей требуется предоставление документов и является ли их предоставление обязательным. Привык к такой процедуре. И менять привычки в моем возрасте не считаю необходимым.