После канонизации российского императора в общество стала внедряться идея о святом царе, принявшем мученическую смерть за страну. Россияне должны покаяться перед ним. Однако, в марте 1917 года, когда Николай II отрёкся от престола, иерархи РПЦ и обычные церковные служащие думали иначе.
Отношения между церковью и государством при Николае II
В Российской империи главой церкви был император. Спорить с ним, либо высказывать какие-либо пожелания иерархи церкви не могли. К началу XX века такая ситуация стала напрягать духовенство.
Священникам не нравилось заниматься учётом рождений, браков и смертей. Содержать церковно-приходские школы. Низшее духовенство было недовольно своими мизерными доходами.
То есть, к моменту отречения Николая II между церковью и государством накопилось достаточно много противоречий.
Отношение общества к церкви
В ходе Первой мировой войны авторитет церкви неуклонно падал, как и авторитет царя. Солдаты писали письма домой, в которых жаловались, что священники всё время проводят с офицерами, а проблемы рядовых их не интересуют. Солдатская жена, получившая письмо, сама наблюдала как приходской священник основное время проводит в гостях у местного помещика, вкусно обедает и развлекается игрой в вист.
Отношение к Синоду было как к обычной бюрократической структуре, находящейся под влиянием Распутина.
В офицерской среде отношение к священникам было терпимым, но к царю в годы войны сильно изменилось в худшую сторону. А.И.Деникин, выступая на совещании перед А.Ф.Керенским, говорил о необходимости вести войска в бой под старыми боевыми знамёнами, с которых стёрто имя самодержца. Стёрто оно и в сердцах солдат и офицеров. Позже Керенский признался, что Деникин изложил точку зрения, "которую разделяли все"... А Лавр Корнилов, назначенный Верховным главнокомандующим русской армией, заявил, что под докладом Деникина "подписывается обеими руками".
Почему церковь не поддержала царя?
Перед тем как подписать отречение, Николай II по телеграфу обратился к командующим войсками фронтов. Они все высказались "за". Казалось бы самодержец мог рассчитывать в этот критический момент на церковь, как её формальный руководитель.
Однако глава Священного Синода в разгар волнений отмолчался. Никаких воззваний, обращений к народу с его стороны не прозвучало.
Фактически церковь не поддержала царя.
Через два дня после отречения Николая II на торжественном заседании Синода под аплодисменты было вынесено из зала царское кресло. Иерархи выражали надежду на начало новой эры в жизни РПЦ. Было решено прекратить в храмах провозглашение многолетия царствующему дому. А в молитвах Временное правительство именовать не иначе как "благоверным".
Среди рядового духовенства отношение к отречению Николая II было таким же.
Были ли у Николая II иные варианты?
Сейчас в общественное сознание внедряется мысль, что царь отрёкся от престола, руководствуясь, прежде всего, интересами страны. Мол, после его отречения всё наладится.
Однако жизнь подсказывает, что в критические моменты истории практически все зависит от воли руководителя.
М.Горбачёв в 1991 году безропотно дал развалить страну. В.Янукович, вместо того, чтобы разогнать Майдан, слушал говорунов из ЕС.
У Николая II тоже были варианты. Он мог потребовать сохранения власти на переходный период до созыва того же Учредительного собрания. Он мог с семьёй уехать из страны. Да, ему отказал король Англии, но в мире достаточно других стран. В реальной жизни он, скорее всего, ждал и надеялся на помощь Колчака. Возможно, даже рассчитывал вернуться на трон. Адмиралу он был нужен в качестве символа.
Могли ли большевики допустить такой вариант? Ведь шла Гражданская война. Колчаковцы не скрывали, что будут в случае победы вешать большевиков и им сочувствующих на каждом телеграфном столбе. Хотя факт расстрела царя и его семьи с нравственных позиций не оправдывается.
Кому нужна канонизация Николая II?
В 2007 году был подписан Акт о воссоединении РПЦ с православной церковью за рубежом (РПЦЗ). Тогда и наша власть, по образному выражению Владимира Путина, стремилась доказать Западу, что "мы свои, буржуинские".
Прихожанами Зарубежной православной церкви были эмигранты из России и их потомки. Эти люди при царе жили припеваючи, в Елисейском покупали чёрную икру, ананасы с рябчиками. Поэтому для них отречение Николая II стало катастрофой. Скорее всего, его канонизация была основным условием объединения со стороны РПЦЗ.
Какое-то влияние мог оказать "белогвардейский крен" российских властей в отношении нашей истории. Хотя ярым монархистом среди руководителей Белой гвардии был лишь барон Пётр Врангель. Большинство кадровых офицеров, придерживавшихся монархических взглядов, было выбито в годы Первой мировой войны. Поэтому основная часть белого офицерства воевала просто за абстрактную Россию.
P.S. В канонизации царя всё-таки больше политики, чем исторической справедливости. Иначе как совместить со святостью его интрижки с Матильдой Ксешинской, кровавое воскресенье, бесславное поражение в Русско-Японской войне и революцию 1905 года. Окончательно погубило его правление непродуманное участие в Первой Мировой войне.
Спасибо, что дочитали до конца. Оставляйте комментарии.
За лайки особое вам спасибо!
На канал можно подписаться ЗДЕСЬ