«Как лук – ОМ, как стрела – душа, как цель – Брахман: возьми это и достигни великой цели, подобно стреле, выпущенной из лука и соединившейся с ней».
- Мундака Упанишада
«Цельтесь с большой осторожностью, и как только стрела сольется с мишенью, вы станете едины с Брахманом»
- Свами Шивананда Сарасвати
Большинство наших читателей наверняка помнят те времена, когда в 90-е годы на книжные лавки и магазины, как лавина, обрушился поток всевозможной эзотерической литературы. По телевизору целители и экстрасенсы заряжали воду и «лечили» зрителей движением рук. А ближе к 2000-м люди постепенно начали интересоваться не только подобной «дикой» шизотерикой, но и восточной философией, йогой, различными практиками.
И сегодня мы хотим рассказать об одной примечательной книге из тех времен, которая, в отличие от сотен других, не утратила актуальности для искателей и в наши дни. Это книга «Открытие третьего глаза» автора Бориса Сахарова или Арова. Интересна она в первую очередь тем, что в ней подробно и детально описана поэтапная, действительно рабочая инструкция по открытию Аджна-чакры. Собственно говоря, цитата из Упанишад, вынесенная в начало этой статьи, полностью отражает суть этой техники. Но чтобы понять, что это значит, нужны некоторые разъяснения.
Итак, обо всем по порядку.
Путь Йогираджа
Автор книги, Борис Сахаров, – человек интересной и незаурядной судьбы, родился в 1899 году в Российской империи в семье военного врача. Его отец даже был удостоен награды императора Николая II за научные достижения. Сахаров окончил среднюю школу в России.
Во время Октябрьской революции 1917 года родители будущего Йогираджа погибли, а сам Борис покину страну в 1919 году и после нескольких лет странствий по Европе, поселился в Берлине в 1926 году.
Несколько лет Сахаров изучал математику и физику в Техническом университете в Берлине и зарабатывал на жизнь переводами, а также продавая свои работы как художника-графика. Но тянуло его совсем к другому. В 1926 году он открыл свою школу йоги, которую представил, как «индийскую физкультуру». Эта школа стала первой школой йоги не только в Германии, но и во всей Европе.
Работая переводчиком в Нидерландах, он познакомился со знаменитым индийским философом Кришнамурти, а затем, благодаря англоязычным брошюрам, со Свами Шиванандой Сарасвати, приняв его своим гуру. И несмотря на то, что учитель и ученик никогда не встречались лично, в 1947 году Шивананда присвоил ему титул йогирадж, или «мастер йоги», а сам Сахаров многократно рассказывал, что общался с гуру на тонком плане:
«Учитель сообщил мне, что я достиг готовности получить его послание. Он передал одно и то же сообщение как мне, так и моей супруге. Мы записали его по отдельности, а затем проверили — тексты совпали. Были представлены и дополнительные подтверждения того, что я обладаю способностью к телепатии. Тем не менее, мне все еще казалось, что я продвигаюсь вперед чересчур неспешно»
Открытие Третьего глаза: Метод
Многие годы Сахаров работал с различными асанами, пранаямой и медитацией, чтобы достигнуть главной цели – пробудь и поднять энергию Кундалини. Около десяти лет (!) практик потратил на «проработку» нижних чакр, начиная с Муладхары. И лишь спустя длительное время осознал, что для достижения этой цели можно работать исключительно с Третьим глазом, как и советовал ему Шивананда. Это учение известно, как раджа-йога.
"Я убедил себя в необходимости развития “третьего глаза” перед тем, как пробудить энергию Кундалини, и поэтому начал практиковать больше дыхательных упражнений (пранаяма). Позже я решил, что лучше сконцентрироваться на работе с Муладхарой (область копчика), а не с Аджной. Однако это было фатально неверным решением, в результате чего я потерял все свои способности и видения",
- Б. Сахаров, "Открытие Третьего глаза".
Исходя из теории и практики раджа-йоги и руководствуясь указаниями своего наставника, Сахаров создал метод “духовной стрельбы”, который позволяет человеку активировать свой тонкий центр ясновидения, расположенный в центре лба – то есть, по сути, заставить Третий глаз функционировать.
Методика из дзен-буддизма
Этапы, перечисленные ниже, представляют собой компоненты духовного развития или путь йоги через медитативную практику:
- “Артистизм” — это искусство видения себя как актера на сцене жизни (Лила), где Яма и Нияма служат основой этических принципов йоги.
- “Искусство защиты” — способность оберегать себя от вреда и боли, соответствует Асане — управлению телом.
- Далее идет “каллиграфическое мастерство”, которое заключается в способности культивировать духовные “лотосы” внутри тонкого тела, что аналогично Пранаяме — практике дыхания.
- “Чайная церемония” выражает умение ценить суть мудрости (“Чай”), игнорируя отвлекающие факторы, например обслуживание гейш, что символизирует чувственное заблуждение (Пратьяхара — отстранение чувств).
- Техника “живопись тушью” символизирует навык создания внешнего облика своих мысленных образов (Дхарана — концентрация ума).
- И последний этап, “Стрельба из лука”, представляет стремление к осознанию истины как цели для поражения мыслительного процесса, изображаемого стрелой (Дхьяна — медитация), приводящее к полному единению с объектом стремления (Самадхи - достижение абсолютного состояния).
Однако сам метод “Стрельбы из лука”, то есть открытие Третьего глаза, который представляется наиболее интересным для нас, здесь не раскрыт. Как указывает автор, стоит продолжить поиски. Что, собственно говоря, автор и делает.
Техника Сахарова из Упанишад
Есть несколько этапов практики:
- Произнесение ОМ. Повторение этого священного звука, даже шепотом, стимулирует активность в области гипофиза.
- Установка стрелы в тетиву. Поскольку стрела символизирует мыслительный принцип (дух или истинное “Я” - Атман), это действие символизирует выбор цели для концентрации мысли.
- Стремление к цели. Это описывается через Тратаку — преданность объекту сосредоточения. Цель является духовным намерением (бхавой), фокусировкой на образе чувств объекта созерцания.
- Натяжение тетивы лука. Задачей является натяжение стрелы в направлении, противоположном цели, при этом кончик стрелы трансформируется в объект сосредоточения — это движение ума (стрелы) к точке фокусировки (изгибание лука) внутри головы, происходящее благодаря поддержанию определенного состояния (бхава гатена) и усилению поглощения объектом.
- Когда напряжение (то есть концентрация) достигает апогея, стрела высвобождается (делается выстрел). Стрелок предвкушает попадание в цель, однако он уже не может повлиять на результат, так как он больше не контролирует полёт стрелы (не сосредотачивается более интенсивно). Он лишь наблюдает за тем, попала ли стрела в середину мишени или рядом с ней либо же она упала на землю перед мишенью.
- В случае неудачного выстрела следует “заново зарядить лук” (снова начать концентрироваться).
Автор нашел поразительное сходство между рекомендациями Упанишад и древнесанскритской формулой, полученной им когда-то от наставника — обе они выражали одинаковую идею.
Подготовка к духовному мастерству
Сахаров подчеркивает, что перед тем как начать тренировки духовной стрельбы, необходимо выполнить ряд подготовительных действий. К ним относятся практика сидения в особой позе (асана), техники дыхания и прочие упражнения.
Важность выбора времени для работы ума
Выбирать подходящий момент для ментальных практик критически важно, так как различные части головного мозга, включая гипофиз и шишковидную железу, более активны в определенные периоды дня. Андрей Сахаров выделяет следующие оптимальные временные промежутки:
—Утро: время для фокусировки внимания;
—Полдень: период для усиления концентрации;
—Вечер (от заката до сна): время для расслабления и медитации в темноте при закрытых глазах.
Оптимальное время для развития «Третьего Глаза»
Задача медитативной практики заключается в перемещении фокуса восприятия в область «третьего глаза», что позволяет достичь более высокого уровня осознанности. Вечернее и ночное время считается наиболее благоприятным для этого процесса, поскольку в эти часы активация «третьего глаза» происходит наиболее естественным образом.
Выбор времени для практики зависит от индивидуальных предпочтений, но следует помнить, что каждый период дня несет в себе определенные плюсы и минусы, которые необходимо учитывать, стремясь к духовному развитию.
Соблюдение постоянства во времени практики является ключевым. Важно упражняться каждый раз в одно и то же время, без отклонений, чтобы установить стабильный ритм.
Достижение связи
Автор подчеркивает также, что успех наступает при условии формирования внутренней духовной связи. Это своего рода тонкая субстанциальная связь, которая возникает между объектом внимания и внутренним зрением.
Дорогие читатели, если вы практиковали методику по этой книге и достигли каких-либо результатов (или наоборот не достигли) - поделитесь в комментариях своим опытом. Ждем вашей обратной связи.