Найти тему
Спец ТВ

Лечебное воспитание детей с аутизмом

«Сделайте моего ребёнка нормальным» - с таким запросом приходит на занятия большинство родителей детей с аутизмом. Нет, прям так не говорят, но подсознательно думают именно так.

«Скажите, когда мой ребенок станет нормальным?» - с таким запросом часто приходят ко мне на консультацию или диагностику.

Я была бы счастлива воплотить эти запросы родителей в жизнь! Но пока лекарства от аутизма не придумали, а я дефектолог - я не лечу, но я ежедневно занимаюсь тем, что выстраиваю лечебную систему воспитания, которая может изменить ребёнка через раскрытие его потенциала и использование компенсаторных механизмов. 

Я формируются совершенно новый в отечественной специальной педагогике подход. Я против того, чтобы оставлять родителей за дверью кабинета, даже если ребенок себя без них ведет лучше и учится эффективнее. Моя миссия: научить родителей оказывать помощь своим детям и не зависеть от педагогов, чтобы как можно больше детей получили эффективную абилитацию и их семьи стали хоть немного счастливее.

На мои обучения и программы сопровождения приходят целеустремленные родители, которым близок мой подход, готовые взять в свои руки ответственность за развитие своего ребёнка и свое будущее вместе с ребёнком: у кого-то в населенном пункте нет специалистов, умеющих работать с расстройствами аутистического спектра или тяжелыми ментальными нарушениями, кто-то чувствует, что помощи их специалистов не достаточно, не видит результатов, кто-то не понимает, как свои пройденные обучения применить к своему ребёнку, а кто-то хочет уметь сам помогать своему ребенку, общаться с ним, развивать и обучать его.

И это правильно, ведь специалист за час-два пару-тройку раз в неделю не может сотворить чуда. Именно родители находятся с ребёнком большую часть времени сейчас и будут находиться всегда, а педагоги в вашу жизнь приходят и уходят.  Школа? Тоже всего несколько часов в сутки. А остальное время? А дальше? Как жить с ребёнком , а не выживать?

Поэтому последние несколько лет приоритет моей работы - передать свои знания и навыки, почти 20 летний опыт работы с детьми с аутизмом и множественными нарушениями развития в руки родителей, чтобы они 

  • умели взаимодействовать со своими детьми, 
  • смогли выстроить руководящий контроль в отношениях с ребёнком,
  • могли заниматься, а в школьном возрасте делать домашние задания с ним, а не за него
  • знали, как выстраивать комплексную систему абилитации, а не зацикливаться на одном разрекламированном методе
  • умели развивать адаптивные способности ребёнка, эмоционально-волевой самоконтроль, навыки самообслуживания и помогать ребёнку во всех сферах его жизни, а не только в обучении

Педагоги тоже приходят и на стажировки, и на консультации. Это очень радует. Те, кто хотят результата для своих учеников и не боятся признаться, что не знают, как их к нему привести. Я всегда открыта общению и готова делиться опытом, а главное, взглядом на образование детей с ОВЗ, аутизмом, ментальными нарушениями.

Для меня развитие - это не только про занятия, это про всю систему воспитания, которая может стать лечебной для ребёнка вывести его на новый уровень.  Поэтому я всегда составляю программы, охватывающие разные сферы жизни детей:

  • Формирование осознанности
  • Формирование эмоционального взаимодействия
  • Развитие мотивационной сферы
  • Формирование руководящего контроля
  • Сенсо-моторное развитие
  • Обучение коммуникации 
  • Анализ поведения и выработка стратегий коррекции
  • Формирование самосознания через деятельностное включение
  • Обучение навыкам гигиены
  • Обучение бытовым навыкам
  • Развитие гибких навыков (например, переключаться с одной деятельности на другую, принимать отказ и ограничения, следовать расписанию, ждать, принимать изменения планов)
  • Формирование навыков соблюдения правил поведения в обществе
  • Развитие когнитивных навыков 
  • Формирование учебного поведения
  • Обучение академическим навыкам

И если вы спросите меня: в чем залог успеха? Я вам отвечу: в настоящем индивидуальном подходе, на деле, а не на словах, в подробной диагностике, в задачах обучения на шаг вперед на следующую ступеньку, а не на прыжок через одну или несколько ступеней, в работе через мотивацию.

Но главный секрет - во взгляде на обучение, в целеполагающих вопросах: для чего учить? к какой жизни готовить ребёнка? чему учить в таком случае? через какие шаги? и к какому результату можно прийти в ближайшее время?

При таком подходе очевидно, что обучение не может включать в себя только развитие мозга и учебные навыки. Ребёнка надо учить во всех сферах жизни.

А как у вас обстоят дела с абилитацией? Удается подойти к ней комплексно или пока остановились только на учебных навыках?