39,8K подписчиков

Музей Виктории и Альберта - жемчужина Лондона.

725 прочитали

Музей Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum или V&A) — один из крупнейших музеев декоративного искусства и дизайна в мире, расположенный в Лондоне. Основанный в 1852 году, музей назван в честь королевы Виктории и её супруга, принца Альберта. Коллекция музея охватывают более 5000 лет истории искусства и культуры, начиная с древних времен и заканчивая современностью. Сам музей расположен на нескольких этажах в большом здании.

Парадный вход в музей Виктории и Альберта. Фотография из личного архива.
Парадный вход в музей Виктории и Альберта. Фотография из личного архива.

Изначально музей был создан как часть Великой выставки 1851 года, которую организовал принц Альберт. Выставка демонстрировала достижения искусства, науки и индустрии всего мира и послужила основой для создания этого музея и постоянного хранилища экспонатов.

При входе нас встречает современная инсталляция из стекла, которая свисает из стеклянного купола. Сочетание разных эпох. Фотография из личного архива.
При входе нас встречает современная инсталляция из стекла, которая свисает из стеклянного купола. Сочетание разных эпох. Фотография из личного архива.

Первоначально музей носил название Музей Южного Кенсингтона (района Лондона, где находится музей), однако в 1899 году, в честь 80-летия королевы Виктории, он получил название Виктории и Альберт, которое прижилось.

Розовый туалет в новом крыле музея Виктории и Альберта, построенный на средства Блаватника (американско-британским предпринимателем советского происхождения). Фотография из личного архива.
Розовый туалет в новом крыле музея Виктории и Альберта, построенный на средства Блаватника (американско-британским предпринимателем советского происхождения). Фотография из личного архива.

Здание музея само по себе является выдающимся произведением искусства. Его первоначальный комплекс был разработан Френсисом Фоуком и построен в стиле итальянского Ренессанса. Позднее уже другие архитекторы добавили новые элементы, включая впечатляющий центральный вход, открытый в 1909 году. В 2017 году музей Виктории и Альберта пристроили новое крыло, названное Exhibition Road Quarter. Это современное пространство было создано с целью расширения выставочных площадей и улучшения инфраструктуры музея. Основное финансирование для этого проекта было предоставлено Леонардом Блаватником, известным меценатом, американско-британским предпринимателям советского происхождения.

Внутренний дворик музея V&A. Фотография из личного архива.
Внутренний дворик музея V&A. Фотография из личного архива.

Сам музей бесплатный и каждый посетитель может найти что-то по своему интересу, так как там много разных коллекций. В музее представлена коллекция керамики, от древнекитайского фарфора до современных произведений; коллекция текстиля и моды, которая включает в себя исторические и современные костюмы, ткани, вышивку и кружево; коллекция скульптур и изобразительного искусства; коллекция изделий из серебра, золота и других металлов, включая ювелирные украшения и оружие; коллекция фотографий , гравюр, книг и ещё много других интересных коллекций. Лично мне были интересны предметы интерьера и дизайн. Я получила большое удовольствие разглядывая подлинники обоев дизайнера Уильяма Морриса, изучая бытовые предметы и одежду.

Потрясающие заварочные чайники и подставка для тостов 1879 года. Даже сейчас они выглядят ультра-современными. Автор: Кристофер Дрессер (родился в Глазго в 1834 году, умер в Мюлузе, Франция, в 1904 году); производитель: James Dixon & Sons, Шеффилд. Фотография из личного архива.
Потрясающие заварочные чайники и подставка для тостов 1879 года. Даже сейчас они выглядят ультра-современными. Автор: Кристофер Дрессер (родился в Глазго в 1834 году, умер в Мюлузе, Франция, в 1904 году); производитель: James Dixon & Sons, Шеффилд. Фотография из личного архива.

Музей Виктории и Альберта до сих пор играет важную роль в сохранении культурного наследия. Он продолжает развиваться, собирая современные коллекции. В самом здании много современных объектов дизайна и есть отдельные залы, посвященные современности. Также V&A часто устраивает разные тематические выставки. Например, я писала про выставку туфель, которая называлась «Наслаждение и боль» - любительницы высоких каблуков поймут о чём эта выставка! Если хотите погрузиться в атмосферу выставки, нажимайте на синенькие буковки «Наслаждение и боль».

Портрет Мелиссы Томпсон из серии «Жёлтые обои», 2020. Нигерийско-американский художник Кехинде Уайли ставит в центр своих работ маргинализированных и недопредставленных людей. В 2019 году Уайли познакомился с Мелиссой Томпсон в Далстоне, восточный Лондон, и пригласил ее позировать для этого портрета. Стиль картины и её поза напоминают классические европейские портреты белых, привилегированных натурщиков. Фотография из личного архива.
Портрет Мелиссы Томпсон из серии «Жёлтые обои», 2020. Нигерийско-американский художник Кехинде Уайли ставит в центр своих работ маргинализированных и недопредставленных людей. В 2019 году Уайли познакомился с Мелиссой Томпсон в Далстоне, восточный Лондон, и пригласил ее позировать для этого портрета. Стиль картины и её поза напоминают классические европейские портреты белых, привилегированных натурщиков. Фотография из личного архива.

Что мне нравится в британских музеях, так это то, что там есть кафе и часто очень даже неплохие. Посмотрите на фотографии ниже, какая шикарная столовая в музее Виктория и Альберта. Её и столовой язык не поворачивается назвать.

Столовая в музее V&A. Фотография из личного архива.
Столовая в музее V&A. Фотография из личного архива.

В столовой хороший выбор еды. Есть горячие блюда, супы и всё выглядит очень аппетитно. Так что будете в Лондоне, обязательно пообедайте в этом музее!

Вкусная и полезная еда в музее Виктории и Альберта. Фотография из личного архива.
Вкусная и полезная еда в музее Виктории и Альберта. Фотография из личного архива.

В музее очень много всего интересного, покажу вам всего лишь несколько фотографий, иначе, это будет не статья, а каталог с картинками. Начну я с Давида, да-да, того самого, которого вы можете увидеть в Пушкинском музее. Вообще, этот зал, где стоит Давид, напомнил мне музей в Москве, поэтому мне хотелось бы поделиться этой фотографией и с вами. Тут много реплик известных скульптур и барельефов.

Статуя Давида Микеланджело. Самая известная скульптура в мире, воспроизведенная в бесчисленных копиях, больших и маленьких. Этот слепок в натуральную величину был подарен королеве Виктории великим герцогом Тосканы Леопольдом II. Это было предложение мира, поскольку герцог не дал разрешение на вывоз картины, которую надеялась приобрести Национальная галерея в Лондоне. Отливка была изготовлена из формы, состоящей из нескольких сотен деталей, и укреплена металлическими стержнями. До 1873 года оригинал этой статуи находился перед Палаццо Веккьо до 1873 года. Сейчас там стоит мраморная копия, а оригинал хранится в Академии изящных искусств во Флоренции. Фотография из личного архива.
Статуя Давида Микеланджело. Самая известная скульптура в мире, воспроизведенная в бесчисленных копиях, больших и маленьких. Этот слепок в натуральную величину был подарен королеве Виктории великим герцогом Тосканы Леопольдом II. Это было предложение мира, поскольку герцог не дал разрешение на вывоз картины, которую надеялась приобрести Национальная галерея в Лондоне. Отливка была изготовлена из формы, состоящей из нескольких сотен деталей, и укреплена металлическими стержнями. До 1873 года оригинал этой статуи находился перед Палаццо Веккьо до 1873 года. Сейчас там стоит мраморная копия, а оригинал хранится в Академии изящных искусств во Флоренции. Фотография из личного архива.

Есть и оригиналы. Например, бюст некого Томаса Бейкера. Похож на Петра I? Про эту работу я подробно написала в описании к фотографии.

Похож на Петра I? Это не он, а Томас Бейкер. Считается, что Томас Бейкер (1606-1658) был англичанином, который передал Бернини в Рим портрет Карла I работы Ван Дейка, чтобы скульптор по нему мог вырезать бюст короля. Находясь там, Бейкер воспользовался возможностью и заказал себе бюст тоже. Папа приказал Бернини прекратить работу над бюстом Бейкера, потому что хотел, чтобы бюст короля был единственным в Англии, выполненным скульптором, поскольку это был важный дипломатический подарок. Как бюст всё же до сих пор существует, в музее объяснения нет. 
Мрамор, вырезан в Риме Джанлоренцо Бернини, около 1638 года. Фотография из личного архива.
Похож на Петра I? Это не он, а Томас Бейкер. Считается, что Томас Бейкер (1606-1658) был англичанином, который передал Бернини в Рим портрет Карла I работы Ван Дейка, чтобы скульптор по нему мог вырезать бюст короля. Находясь там, Бейкер воспользовался возможностью и заказал себе бюст тоже. Папа приказал Бернини прекратить работу над бюстом Бейкера, потому что хотел, чтобы бюст короля был единственным в Англии, выполненным скульптором, поскольку это был важный дипломатический подарок. Как бюст всё же до сих пор существует, в музее объяснения нет. Мрамор, вырезан в Риме Джанлоренцо Бернини, около 1638 года. Фотография из личного архива.

Есть и более древние статуи-оригиналы, например, деревянные войны Средневековья.

Три фигуры из дуба, примерно 1500-25 годы. 
Справа налево: рыцарь, оруженосец и ратник. Фигуры связаны с замками Киркосуолд и Науорт в Камбрии и, возможно, когда-то служили флагами с геральдическими изображениями семьи Дакр, владевшей обеими резиденциями. На заднем плане гобелен примерно того же периода. Фотография из личного архива.
Три фигуры из дуба, примерно 1500-25 годы. Справа налево: рыцарь, оруженосец и ратник. Фигуры связаны с замками Киркосуолд и Науорт в Камбрии и, возможно, когда-то служили флагами с геральдическими изображениями семьи Дакр, владевшей обеими резиденциями. На заднем плане гобелен примерно того же периода. Фотография из личного архива.

По поводу подлинности Будды, сидящего в медитации, мне сказать сложно. Судя по тому, что в описании к экспонату не было написано, что это копия, то скорее всего это оригинал, но меня смутило, что Будда не был ничем защищен, а ему ведь уже много лет! Я бы, кстати, не отказалась от такого в своем дворе. Сейчас многие садовые центры продают статуи Будд, но они мне мало нравятся из-за выражения лиц, а этот мне очень симпатичен - у него, действительно, умиротворённое лицо и смотреть на него приятно.

Будда, сидящий в медитации, 200-400 гг. н.э.
Династия Кушанов. Древняя область Гандхара, на территории современных Пакистана и Афганистана. Фотография из личного архива.
Будда, сидящий в медитации, 200-400 гг. н.э. Династия Кушанов. Древняя область Гандхара, на территории современных Пакистана и Афганистана. Фотография из личного архива.

В музее представлены экспонаты из разных точек мира. Например, потрясающий сундук XVI века или ваза из Кореи XXI века. Фотографии с описанием к экспонатам ниже.

Китайский сундук на ножках из дерева Хуали. 1550-1600 годы, династия Мин. Сундуки использовались для хранения предметов домашнего обихода. Два выдвижных ящика использовались для хранения мелких предметов и ценностей. Большое пространство внизу предназначалось для хранения объемной одежды или постельных принадлежностей. Плоская верхняя часть часто использовалась для демонстрации декоративных предметов. Фотография из личного архива.
Китайский сундук на ножках из дерева Хуали. 1550-1600 годы, династия Мин. Сундуки использовались для хранения предметов домашнего обихода. Два выдвижных ящика использовались для хранения мелких предметов и ценностей. Большое пространство внизу предназначалось для хранения объемной одежды или постельных принадлежностей. Плоская верхняя часть часто использовалась для демонстрации декоративных предметов. Фотография из личного архива.
Современная ваза корейского художника Эуиджона. «Эго 2». Он использует свою керамику для критики влияния поп-культуры и массового потребления. У него сочетаются традиционные корейские мотивы с персонажами мультфильмов, коммерческими логотипы и цифровыми символами. Фарфор, трансферная печать, металлическая глазурь, 2010 год. Фотография из личного архива.
Современная ваза корейского художника Эуиджона. «Эго 2». Он использует свою керамику для критики влияния поп-культуры и массового потребления. У него сочетаются традиционные корейские мотивы с персонажами мультфильмов, коммерческими логотипы и цифровыми символами. Фарфор, трансферная печать, металлическая глазурь, 2010 год. Фотография из личного архива.

Не смогла я пройти и мимо коллекции с заварочными чайниками и коробочками для хранения чая.

Самые ранние чайные сервизы, которые стали использовать в Британии, изготавливалисиз китайского фарфора. Хрупкость чашек parceton и отсутствие у них ручек, защищающих пальцы пьющего от нагревания, придают процессу чаепития изысканность. Фотография из личного архива.
Самые ранние чайные сервизы, которые стали использовать в Британии, изготавливалисиз китайского фарфора. Хрупкость чашек parceton и отсутствие у них ручек, защищающих пальцы пьющего от нагревания, придают процессу чаепития изысканность. Фотография из личного архива.
Жестяные коробки, которые появились в начале ХХ века для чая, конфет и печенья. Популярны и по сей день. Фотография из личного архива.
Жестяные коробки, которые появились в начале ХХ века для чая, конфет и печенья. Популярны и по сей день. Фотография из личного архива.

Обратила внимание на необычные зеркала. В описании к фотографиям вы узнаете про "изюминку" зеркал.

Ирландское зеркало с люстрой. 1780-1790
В XVIII веке в Ирландии развивалась стекольная промышленность, которая поставляла продукцию как на свои рынки, так и на рынки Великобритании. Зеркала в оправе с хрустальной люстрой были особенностью ирландского производства. Приставной столик из позолоченного и раскрашенного соснового дерева с расписной медной столешницей. Ориентировочно конец XVIII века, изготовлен в Лондоне. Фотография из личного архива.
Ирландское зеркало с люстрой. 1780-1790 В XVIII веке в Ирландии развивалась стекольная промышленность, которая поставляла продукцию как на свои рынки, так и на рынки Великобритании. Зеркала в оправе с хрустальной люстрой были особенностью ирландского производства. Приставной столик из позолоченного и раскрашенного соснового дерева с расписной медной столешницей. Ориентировочно конец XVIII века, изготовлен в Лондоне. Фотография из личного архива.

Зеркало с термометром и барометром, 1720 год, Лондон. Это зеркало необычно тем, что в нём вставлены часы, термометр и барометр. Возможно, оно предназначалось для прихожей, где обычно устанавливают барометры. Рама, украшенная палладианскими мотивами в виде ракушек и листьев аканта, до сих пор покрыта оригинальной масляной позолотой, которая придает изделию более матовый эффект, чем водяная позолота. Фотография из личного архива.
Зеркало с термометром и барометром, 1720 год, Лондон. Это зеркало необычно тем, что в нём вставлены часы, термометр и барометр. Возможно, оно предназначалось для прихожей, где обычно устанавливают барометры. Рама, украшенная палладианскими мотивами в виде ракушек и листьев аканта, до сих пор покрыта оригинальной масляной позолотой, которая придает изделию более матовый эффект, чем водяная позолота. Фотография из личного архива.

В музее помимо небольших экспанатов представлены и целые комнаты, например, воссоздана комната из Норфолк-хауса.

Музыкальная комната в Норфолк-хаусе 1756 год. Фотография из личного архива.
Музыкальная комната в Норфолк-хаусе 1756 год. Фотография из личного архива.

Посмотрите, какой интересный музыкальный клавишный инструмент - клавиорган. Дошёл до нас с тюдоровских времён!

Клавиорган 1579 года. Этот инструмент - это нечто среднее между клавесином и органом. Витрина этой модели украшена росписью, изображающей мифического музыканта Орфея, сфинксов, обезьян, декоративные украшения, пилястры и веточки цветов. Дека из крашеного дуба и ели, подкладка из тисненой бумаги; механизм практически отсутствует
Инструмент изготовлен в Лондоне Лодевиком Тивесом (1561-1579): роспись неизвестного художника. Надпись на внутренней поверхности замковой доски: "Ludowicus" "Я здесь". На инструменте есть герб семьи Ропер, закрашенный гербами сэра Эдварда Хоби (1560-1617) и его жены Маргарет Кэри (поженились в 1582 году). Фотография из личного архива.
Клавиорган 1579 года. Этот инструмент - это нечто среднее между клавесином и органом. Витрина этой модели украшена росписью, изображающей мифического музыканта Орфея, сфинксов, обезьян, декоративные украшения, пилястры и веточки цветов. Дека из крашеного дуба и ели, подкладка из тисненой бумаги; механизм практически отсутствует Инструмент изготовлен в Лондоне Лодевиком Тивесом (1561-1579): роспись неизвестного художника. Надпись на внутренней поверхности замковой доски: "Ludowicus" "Я здесь". На инструменте есть герб семьи Ропер, закрашенный гербами сэра Эдварда Хоби (1560-1617) и его жены Маргарет Кэри (поженились в 1582 году). Фотография из личного архива.

Умывальник "Новая Жизнь". К сожалению, фотография не самая чёткая, но если присмотреться, то всё-таки увидите, что кран сделан как дьяволёнок. Интересно, что хотел сказать этим автор умывальника. Напишите, в комментариях ваши предположения!

Потрясающей красоты умывальник 1880 года. 
Этот умывальник был разработан Уильямом Берджесом для гостевой спальни в его собственном доме по мотивам стихотворения итальянского поэта Данте "Vita Nova" (Новая жизнь). Мотивы напоминают сад, наполненный новой жизнью. Получается, что утро, начинающееся у умывальника, напоминает начало новей жизни. Резное, расписное и позолоченное дерево; мраморная столешница и чаша, инкрустированные серебром; бронзовый кран и фурнитура, разработанные Уильямом Берджесом в Лондоне. Фотография из личного архива.
Потрясающей красоты умывальник 1880 года. Этот умывальник был разработан Уильямом Берджесом для гостевой спальни в его собственном доме по мотивам стихотворения итальянского поэта Данте "Vita Nova" (Новая жизнь). Мотивы напоминают сад, наполненный новой жизнью. Получается, что утро, начинающееся у умывальника, напоминает начало новей жизни. Резное, расписное и позолоченное дерево; мраморная столешница и чаша, инкрустированные серебром; бронзовый кран и фурнитура, разработанные Уильямом Берджесом в Лондоне. Фотография из личного архива.

Дизайнером одежды в этом музее должно быть очень интересно, так как здесь представлены костюмы разных эпох. Место - для вдохновения и источник идей!

Платье и подъюбник из спиталфилдского шелка, произведено ориентировочно в 1732 году. 
Крупный цветочный узор зеркально повторяется по вертикали в центре, он был получен путем вплетения дополнительных шелковых нитей. Почти трехмерный по своему эффекту, этот стиль шелкового декора был моден в Англии в 1730-х годах. В 1730-х годах из него изготавливали мантильи и нижние юбки - официальную повседневную одежду для женщин. В конце 19 века этот ансамбль был переделан и использовался как маскарадный костюм. Фотография из личного архива.
Платье и подъюбник из спиталфилдского шелка, произведено ориентировочно в 1732 году. Крупный цветочный узор зеркально повторяется по вертикали в центре, он был получен путем вплетения дополнительных шелковых нитей. Почти трехмерный по своему эффекту, этот стиль шелкового декора был моден в Англии в 1730-х годах. В 1730-х годах из него изготавливали мантильи и нижние юбки - официальную повседневную одежду для женщин. В конце 19 века этот ансамбль был переделан и использовался как маскарадный костюм. Фотография из личного архива.
Детское бельё: чепчики, слюнявчики и воротнички
1590-1625 годов. Рюши и сборки на этих образцах указывают на высокий социальный статус их владельцев. Белье выдерживало суровые методы стирки, применявшиеся в этот период, и было отбелено добела щелоком и солнечным светом, чтобы подчеркнуть его чистоту. Состав белья - 100% лён. Сделано в Англии. Фотография из личного архива.
Детское бельё: чепчики, слюнявчики и воротнички 1590-1625 годов. Рюши и сборки на этих образцах указывают на высокий социальный статус их владельцев. Белье выдерживало суровые методы стирки, применявшиеся в этот период, и было отбелено добела щелоком и солнечным светом, чтобы подчеркнуть его чистоту. Состав белья - 100% лён. Сделано в Англии. Фотография из личного архива.

Даже есть вот такие необычные платья, которые были созданы для рождественской Пантомимы 2016 года. О пантомиме можно почитать здесь - "Жизнь в Англии".

Театральный костюм референдума ЕС. На костюме шляпка показывает на карту выборов, само платье сделано из флагов Великобритании и ЕС. Наряд подчеркнул раскол страны в голосовании. Дизайнер Лотте Коллетт, 2016. Фотография из личного архива
Театральный костюм референдума ЕС. На костюме шляпка показывает на карту выборов, само платье сделано из флагов Великобритании и ЕС. Наряд подчеркнул раскол страны в голосовании. Дизайнер Лотте Коллетт, 2016. Фотография из личного архива

Вот я вам и показала разные экспонаты музея, надеюсь, что вам было интересно на мини-экскурсии. Напишите, какой экспонат вам понравился больше всего и не забудьте поставить лайк и подписаться на мой  канал «Жизнь в Англии», если вы этого ещё не сделали.

Один из пяти этажей музея. Фотография брошюры о музее, которую тоже дают бесплатно, из личного архива.
Один из пяти этажей музея. Фотография брошюры о музее, которую тоже дают бесплатно, из личного архива.

Также вы меня можете найти в Инстаграм (там я пишу на английском), в Телеграме (общение по душам) и Ютюбе (видео-репортажи про Англию).

С вами была  Марина Ингрид.