Найти тему
Андрей Войчук

Касторские (к Успенским, Воскресенским). Штрихи родословной.

Касторские (к Успенским, Воскресенским). Штрихи родословной.

Первое поколение.

1. Филипп (1759-1811).[i]

В документах переписи сохранилась следующая запись: «...из духовных Успенской церкви села Нижний Березовец Усольского (Солигаличского) духовного правления». Согласно документам переписи 1627 года, Нижний Березовец был погостом: «Погост Успенский, а на погосте храм Успения Пресвятой Богородицы, да другой храм великомученицы Параскевы». Храмы в то время были деревянными. Известно, что родился он около 1759 года, был женат на Ирине Ивановне, в браке родил Андрея и Дарью и оставил бренный мир до 1811 года. Прах его упокоился возле церкви в Нижнем Березовце.[ii]

Женат на Ирине Ивановой (1759[iii]-после 1815).

Дети:

2-1. Дарья Филипповна (1786 г.р.).

3-1. Андрей Филиппович (ок. 1780-до 1837).

Второе поколение.

2-1. Дарья Филипповна[iv] (1786[v] г.р.).

3-1. Андрей Филиппович (ок. 1780-до 1837).[vi]

Дьячок, затем диакон Успенской церкви с. Нижний Березовец Солигаличского уезда.[vii]

Первый каменный храм в селе построили в 1823 году, во время службы в селе Андрея Филипповича. Андрей Филиппович в документах писался без фамилии, церковную службу начинал дьячком, кончину же встретил диаконом, прожив немногим более полувека. Вероятно, и он принимал участие в возведении храма (строили всем приходом, не исключая и причт) и, возможно, присутствовал при его освящении. Новую церковь поставили на высоком берегу реки Костромы, доминантой прибрежного ландшафта стала белая каменная колокольня, возведенная в едином ансамбле с храмом. В архитектурном отношении весь комплекс был выдержан в стиле классицизма. Храм, как и встарь, назывался Успенским, а в память о деревянной Параскевиной церкви был устроен придел.[viii]

Женат на Дарье Дмитриевой (1779-после 1818).[ix]

Дети:

4-3. Касторский Дмитрий Андреевич (1801-1813).

5-3. Касторская Анна Андреевна (1803 г.р.).

6-3. Касторская Ульяна Андреевна (1803 г.р.).

7-3. Касторский Тимофей Андреевич (1807-1888).

8-3. Касторский Алексей Андреевич (1810 г.р.).

9-3. Касторский Василий Андреевич (1819-02.06.1872).

Третье поколение.

4-3. Касторский Дмитрий Андреевич[x] (1801-1813).

Умер в отрочестве.[xi]

5-3. Касторская Анна Андреевна (1803 г.р.).[xii]

6-3. Касторская Ульяна Андреевна (1803 г.р.).[xiii]

7-3. Касторский Тимофей Андреевич[xiv] (1807-1888).

Окончил Солигаличское духовное училище, при поступлении в которое получил фамилию «Касторский». В 1840 году служит священником в Преображенской церкви в селе Гусеве Солигаличского уезда. К тому времени он женился, родил трех сыновей-наследников, которые были воспитанниками епархиальных училищ.[xv]

Дети:

10-7. Касторский Павел Тимофеевич (1828 г.р.).

11-7. Касторский Алексей Тимофеевич (1834-не ранее 1900).

12-7. Касторский Владимир Тимофеевич (ок. 1841 г.р.).

8-3. Касторский Алексей Андреевич (1810 г.р.).

Окончил Солигаличское духовное училище, при поступлении в которое получил фамилию «Касторский».[xvi] В 1871 году служит диаконом в селе Нижний Березовец[xvii] в Успенской церкви.

Алексей Андреевич прожил всю жизнь в Березовце, дослужился до диа­кона; в 1871 году он все еще числился служащим при храме, и возле него, ве­роятно, и похоронен по старой церковной традиции. Был женат, но имя супруги, как и точная дата его кончины, не установлены. Известно, что в этой семье было не менее двух сыновей (о других детях точной информации нет).[xviii]

Дети:

13-8. Касторский Петр Алексеевич (1833/1834-1889.).

14-8. Касторский Иоанн Алексеевич (1848-07.03.1918).

9-3. Касторский Василий Андреевич (1819-02.06.1872).

Окончил КосДС в 1842 г. С 1843 г. священник Ризположенской церкви с. Богородское (Герасимово) Солигаличского уезда.[xix]

1871. Село Герасимово (Богородское) – священник Касторский Василий Андреевич.[xx]

Служил в этой церкви по 1872 г. Женат на Анастасии Григорьевне 1821 г.р. «Дети ея:

Александра 45 лет, находится в супружестве за священником села Жилина Солигалического уезда.

Мария 44 лет, вдова после брака, находилась в супружестве за волостным писарем.

Анна 43 лет, находится в супружестве за священником села Нового, что в Телякове, Галического уезда.

Антоний 38 лет, занимает должность урядника в Буйском уезде.

Ольга 31 года, находится в супружестве за священником сей церкви».[xxi]

Дети:

15-9. Касторская Александра Васильевна (1844 г.р.)

Четвертое поколение.

10-7. Касторский Павел Тимофеевич (1828 г.р.).

Сын священника Преображенской церкви с. Гусево Солигаличского уезда Тимофея Андреевича Касторского. Окончил КосДС в 1850 г.[xxii]

11-7. Касторский Алексей Тимофеевич (1834[xxiii]-не ранее 1900).

В 1864-1871 гг. диакон Преображенского собора г. Галича, 1879-1900 гг. священник Богородицкой церкви с. Богородское Костромского уезда.

Пока Касторский из Костромского уезда встретился только один. Это Алексей Касторский (кажется, «мой» № 11-5 из поколенной росписи). «Выписки о законоучителях Костромской епархии, относящихся к преподаванию Закона Божия в начальных училищах с должным усердием и без оного: о.о. законоучители, относящиеся к преподаванию Закона Божия с особым усердием и заботой в сих учебных заведениях... Костромского уезда: Богородскаго – Алексей Касторский... (КЕВ, 1 авг. 1890 г.).

Дети:

16-11. Касторский Иван Алексеевич (ок. 1854 г.р.).

12-7. Касторский Владимир Тимофеевич (ок. 1841 г.р.).[xxiv]

В 1900 году 59 лет. Родился в с. Гусево Солигаличского уезда, сын священника. Окончил Солигаличское духовное училище. С 10.06.1884 года псаломщик Благовещенской церкви с. Нероново. С 10 июня 1887 года определен на место диакона, а 28.03.1888 года посвящен в диаконы Благовещенской церкви с. Нероново. С 11.02.1889 года диакон Николаевской церкви с. Корцово. Жена: Анна Ивановна, 57 лет [ок. 1843 г.р.].

Дети:

17-12. Касторский Николай Владимирович, 35 лет [ок. 1865 г.р.].

18-12. Касторская Александра Владимировна, 32 года [ок. 1868 г.р.].

19-12. Касторский Константин Владимирович, 28 лет [ок. 1872 г.р.].

20-12. Касторская Мария Владимировна, 25 лет [ок. 1875 г.р.].

21-12. Касторская Надежда Владимировна, 28 лет [ок. 1872 г.р.].

22-12. Касторская Елизавета Владимировна, 18 лет [ок. 1882 г.р.].

23-12. Касторская Серафима Владимировна, 15 лет [ок. 1885 г.р.].

13-8. Касторский Петр Алексеевич (1833[xxv]/1834-1889.). (Эта ветвь тоже ведет к Каллистовым).

Окончил духовное училище в Солигаличе. Затем низшее отделение КосДС в 1850 г. С 1851 г. пономарь Ильинской церкви, что в Тутке, Солигаличского уезда. С 1854 г. дьячок. С 1864 г. диакон на пономарской вакансии, а с 22 марта 1865 года диакон Николаевской церкви, что в Верховье, того же уезда. С 1884 г. и в 1890 г. диакон-псаломщик Крестовоздвиженской церкви г. Солигалича.[xxvi] По данным на 1870 год диакон Николаевской церкви села Верховье Касторский Петр, 36 лет, посвящен 22 марта 1864 г.[xxvii]

1879. Село Верховье, Николаевская церковь – диакон Касторский Петр Алексеевич, 45 лет, с 22 марта 1865 года.[xxviii]

В 1879 г. было 45 лет.[xxix]

Женат на Любови Васильевне.[xxx] (ум. в 1894 г.).[xxxi]

В 1888 г. восприемник – диакон Крестовоздвиженской церкви г. Солиг. Петр Алексеев Касторский (у секретаря Солиг. земской управы колл. регистратора Вас. Ив. и Лидии Александровны Лебедевых).[xxxii]

В 1888 г. восприемник – дочь диакона Крестовоздвиженской церкви г. Солиг. Петра Алексеева Касторского Анастасия Петрова Касторская (у Лебедевых).[xxxiii]

Умер 18 (погр. 20) июня 1892 Крестовоздвиженской церкви г. Солигалича диакон Петр Алексеев Касторский, 59 лет, от порока сердца.[xxxiv]

Дети:

24-13. Касторский Геннадий Петрович (1869 г.р.).

25-13. Касторская Александра Петровна (1855-1889).

26-13. Касторская Анастасия Петровна (1871/1874-1918).

14-8. Касторский Иоанн Алексеевич (1848-07.03.1918).[xxxv] (Эта ветвь тоже ведет к Каллистовым).

Родился в 1848 году в селе Нижний Березовец (Николо-Березовец) Солигаличского уезда в семье диакона села Николо-Березовец.

Закончил высшее отделение Солигаличского духовного училища в 1864 г. 20 ноября 1864 г. определен на сторожевское место к Солигаличскому Рождественскому собору. 25 августа 1867 г. определен на причетническое место к тому же собору. 29 сентября 1868 г. посвящен в стихарь Епископом Кинешемским Викарием Костромским. 14 декабря 1880 г. Преосвященнейшим Игнатием митрополитом Костромским и Галичским рукоположен в диакона Богородицкой Феодоровской женской общины [в последствии – монастырь] Солигалического уезда при д. Ратьково.

Монастырь был молодой. Основанный в 1860 году помещицей Нащекиной (в 2 км от Солигалича) он бук­вально кипел энергией. В год основания община (официальный статус получен в 1872 году) располагала единственным де­ревянным домом, где к 1869 году устрои­ли домовую церковь в честь всероссийс­кой святыни Феодоровской иконы Богоматери. Далее все годы, вплоть до 1918-го, прошли под знаком украшения и строительства обители. В 1878 году воз­водят каменную холодную Троицкую цер­ковь с приделами Введенья и Игнатия Ро­стовского; в 1889 году перестраивают кладбищенскую деревянную часовню в Успенскую церковь: в 1889-1892 годы — поднимают новую каменную колокольню; в 1893-1900 годы — в единой композиции с колокольней встает каменная теплая церковь Феодоровской Божьей матери с приделами: Богоявления, Архангелов и Федора Студита. Неутомимые сестры во главе с насто­ятельницей (в 1891 г. община преобра­зована в общежительный монастырь) устраивают двухэтажные сестринский корпус, дом причта (где жил и диакон Иоанн Касторский), богадельню; одно­этажные - настоятельский корпус, трапезную для сестер, баню с прачечной, хлебопекарню; разрастаются хозяй­ственные постройки: конюшня, скотный двор, сараи. За оградой обители строит­ся кирпичное здание - гостиница. Это преобразующее, одухотворенное кипенье происходит на глазах о. Иоан­на Касторского, который, по причине соучастия, вполне мог считать расцвета­ющий монастырь и своим детищем.[xxxvi]

В 1902 году Святейший Синод предписал всероссийскому пастырю о. Иоанну Кронштадтскому посетить Солигаличский уезд Костромской губернии для обличения лжеучения крестьянина д. Хорошево Ивана Артамонова Пономарева.

«…После сочинения им акафиста в честь о. Иоанна Кронштадтского дело костромского крестьянина рассмотрел синод. Все это и привело 73-летнего старца в костромские пределы. Весть о приезде высокого гостя разлетелась мгновенно, и, кроме д. Хорошево, его ждали в каждой деревне по пути следования. О. Иоанн прибыл в Кострому вечерним петербургским поездом 30 сент. 1 окт. отправился в путь через Буй и в 6 часов вечера 2 окт. остановился в волостном центре – селе Плещеево, в доме местного священника Николая Махровского.

…3 октября в 6 часов утра началось всенощное бдение. По желанию о. Иоанна оно было посвящено храмовому празднику в честь Казанской иконы Божьей Матери. О. Иоанн назвал литургию «примирительной» и совершал ее сам. Ему помогал буйский протоиерей Н.И. Гусев, благочинный священник с. Понизья о. Н. Ювенский, епархиальный миссионер И. Иванов, о. Н. Махровский, священники с. Пилятина - Н. Изюмов, с. Залесья - В. Соколов, с. Рамени - Н. Соколов, г. Солигалича - И. Семеновский, дъяконы - И. Касторский…»[xxxvii]

Диакон Иоанн Алексеевич Касторский. Фотография Д.И. Июдина, г. Чухлома, 1900-1905. Из альбома Татьяны Дроздовой (Бартеневой): «Мой прадед».[xxxviii]

Иоанн Алексеевич Касторский был женат на Александре Лазаревне, 34 лет (1848-до 1915)[xxxix] (1848-до 1902).[xl] В документах 1901/1902 года Иван Алексеевич Кастор­ский значится уже вдовым.[xli] Знала грамоту и служила на клиросе храма села Березовец.[xlii]

Семидесятилетний старец, смиренный труженик на ниве Христовой, диакон Иоанн Касторский отличался благочестием и безупречностью в служении.

К осени 1917 года в связи с общим кризисом в России ситуация в Солигаличе была крайне тяжелой. Привычными чертами повседневной жизни стали дороговизна, инфляция, нехватка продуктов питания, обилие вдов, сирот и инвалидов войны. Однако в целом обстановка в городе была спокойной – работали городская дума и земство, действовало Духовное училище, в семи городских храмах регулярно совершались богослужения.

Далее о трагических событиях, произошедших в г. Солигаличе в феврале (марте) 1918 г., по материалам:

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 564. Л. 28.

ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 307.

ГАКО. Ф. 130 Оп. 10. Д. 544. Кор. 170.

http://www.pstbi.ccas.ru

Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. Стр. 214.

Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т. 9. М., 1997. Стр. 53.

РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 1911 г. Д. 515. Л. 1-5 об.

Газета «Раннее утро». Москва. 6 (19) марта 1918 года.

Зонтиков Н. «Пальнем-ка пулей в святую Русь. К 80-летию солигаличской трагедии». Газета «Северная правда». Кострома. 06 и 11 марта 1998 г.

Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников русской православной церкви». www.fond.ru

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским)». «Февраль». Тверь. 2005. Стр. 348-354.

Когда начались выборы в Учредительное собрание, большевики добились наибольших результатов в проведении разрушительной агитации. 7 (20) октября 1917 в город Солигалич Костромской губернии из Петрограда от партии большевиков прибыл уроженец этого города Василий Алексеевич Вылузгин с целью агитации за большевиков перед выборами в Учредительное собрание.

Вылузгина в Солигаличе хорошо знали – здесь у него проживали жена и дочь. Активная деятельность Вылузгина принесла свои плоды – в ноябре 1917 года на выборах в уезде победили именно большевики, незначительно опередив партию эсеров. Вскоре был образован Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, главой которого стал большевик Дудин, предлагавший, однако, сотрудничать и с другими партиями, чему приехавший из Петрограда Вылузгин был категоричным противником, – он, как и большинство большевиков, стоял за абсолютную диктатуру одной партии.

События в стране развивались быстро, большевики повсеместно захватывали власть, и мирная позиция Солигаличского Совета, старавшегося в вопросе о власти сотрудничать со всеми партиями и сословиями, не устраивала Вылузгина. Опираясь на поддержку участников и инвалидов войны, в то время лишившихся всех льгот и представлявших собой наименее социально защищенную группу населения, используя их недовольство, Вылузгин провозгласил создание Военно-революционного комитета и в ночь на 5 (18) декабря совершил в Солигаличе настоящий военный переворот. Сторонники Вылузгина захватили комиссариат, тюрьму, общественный клуб, милицию, сместили со своих постов местных чиновников и создали отряд Красной гвардии. Однако городская дума не признала власти, утвердившейся насилием.

31 декабря (13 января 1918 года по новому стилю) Вылузгин провел уездный съезд Советов, на котором сместил Дудина и сам стал главой советской власти в уезде. При этом обстановка в городе накалялась: экспроприация собственности, обыски и аресты стали обычным явлением.

10 (23) января вышел в свет печально известный Декрет «об отделении Церкви от государства», положивший начало изъятию церковной собственности, притеснению духовенства и верующих. В те дни святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, писал: «Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово, и вместо любви христианской всюду сеют семена злобы, ненависти и братоубийственной брани».

Вся православная Россия откликнулась на послание своего Первосвятителя проведением многочисленных крестных ходов. В воскресенье 11 (24) февраля прошли крестные ходы в Костроме и уездных городах губернии; в Солигаличе шествие было особенно многолюдным. Возглавлял крестный ход настоятель собора Рождества Пресвятой Богородицы протоиерей Иосиф Смирнов; с хоругвями и иконами шли ученики духовного училища вместе со своим смотрителем Иоанном Перебаскиным; в крестном ходе принимали участие и уже немощный старец священник Владимир Ильинский, и семидесятилетний диакон Иоанн Касторский. Молитвенным пением и колокольным звоном православный народ выражал свое несогласие с произволом новой власти, обращался к Богу и Его Пречистой Матери с горячей молитвой о прекращении беззаконий и умягчении злых сердец.

Однако безбожная власть ответила на протест своих сограждан новыми репрессиями.

12 (25) февраля в Богородице-Феодоровский монастырь, находившийся в двух верстах от Солигалича в селе Ратьково, отчего он и прозван был в народе Ратьковским, явились представители большевистского Совета, которые заявили, что на следующий день приедут и заберут хлеб, оставив по 15 фунтов на каждого здорового человека, при этом они посоветовали всех больных и стариков отправить в богадельню. «До нас дошли слухи, – заявили они, – что у вас собраны буржуазией склады с хлебом». И они стали осматривать монастырь. Во время осмотра склада явился посыльный от Совета, который сообщил, что их ждут в Солигаличе, и, взяв ключи от склада, они поспешно удалились, заявив, что прибудут на следующий день.

Эта обитель пользовалась в народе необыкновенной любовью: там находился благоговейно чтимый горожанами список с всероссийской святыни – чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, Небесной покровительницы Костромского края. Все верующие понимали, чем на деле закончится намеченная Вылузгиным «реквизиция», и были полны решимости защитить святую обитель от разграбления.

Настоятель монастырского храма священник Василий Ильинский, сын отца Владимира, в тот же день отправился в город на заседание Городской думы и просил членов Думы защитить обитель от предполагавшегося разграбления. Было принято решение спасти обитель от погрома, дума приняла решение поддержать просьбу священника и отправить делегацию в Совет. Впоследствии представители советской власти, желая оправдаться в кровавом подавлении восстания жителей города, говорили, что это были только слухи, будто «советская власть намерена уничтожить христианскую религию, реквизировать все церковное имущество, снять с могил железные кресты, а с оград железные решетки и обратить на земледельческие орудия»[xliii].

Во вторник, 13 (26) февраля, несколько сот верующих из Солигалича и окрестных селений собрались к монастырю для его защиты. Здесь их встречал иерей Василий, получивший благословение своего старца-отца духовно возглавить защиту монастыря. Некоторые учреждения сами отправляли своих служащих для защиты обители. Так отправил в монастырь своих подчиненных начальник телеграфно-почтовой конторы Дмитрий Кременецкий, и среди других Анну Капустину. Ей было тогда девятнадцать лет, с детства она была глубоко верующим человеком, и когда вскоре после подавления восстания была арестована, то во все время нахождения в тюрьме горячо молилась Господу, сподобившему ее пострадать при защите церковного достояния. После литургии в монастыре священник солигаличского храма великомученицы Параскевы Пятницы Димитрий Потехин произнес проповедь, в которой коснулся происходящих событий; проповедь настолько задела сердца верующих, что многие, слушая ее, плакали. Прибывшие на место представители Совета были вынуждены отступиться от своего намерения.

По окончании богослужения священник Василий Ильинский предложил всем, кто пожелает, собраться в трапезной храма, чтобы обсудить вопрос об угрозе реквизиции монастырского хлеба. Председателем собрания был избран Николай Алексеевич Астраханский, землемер, секретарем – Александр Иванович Румянцев. Собранием было решено отправить делегацию в солигаличский гарнизон, чтобы просить солдат о поддержке. Огромная процессия верующих направилась в город; по дороге к ней присоединялись все новые и новые участники. Местный отряд Красной гвардии не смог остановить это стихийное народное выступление.

Члены делегации обратились к начальнику солигаличского гарнизона Иванскому, прося его поддержать народ и приостановить реквизицию хлеба, а также содействовать разоружению красногвардейцев. Иванский распорядился собрать гарнизонный комитет, и тот в свою очередь принял решение поддержать население города и отправил трех своих делегатов, которые вместе с толпой народа, около шестисот человек, направились к зданию Совета. Приблизившись к зданию, направили в Совет своих делегатов. Вернувшись с переговоров, они заявили собравшимся, что советские представители согласны приостановить реквизицию хлеба в монастыре и возвращают монастырские ключи, но на требование разоружить Красную гвардию отвечают категорическим отказом. После этого перед зданием Совета начался митинг с выступлениями ораторов.

К толпе вышел Вылузгин и потребовал, чтобы все разошлись, но никто не расходился и не хотел его слушать. Следственная комиссия впоследствии утверждала, что собравшиеся перед зданием Совета люди кричали: «Выдать оружие! Разоружить их! Мы пришли, чтобы с вами покончить!» Почтовая служащая Анна Капустина кричала в толпе: «Долой Совет! Разоружить Красную гвардию!» – и называла членов совета дармоедами, хулиганами, ворами, «емельками пугачевыми». Увидев, какой оборот принимают события, Вылузгин скрылся в здании Совета, а затем, быстро вернувшись, закричал, что объявляет город на военном положении, выхватил из-за пояса револьвер и выстрелил в воздух. Толпа придвинулась к зданию, послышались угрозы; один из красногвардейцев, судя по одежде моряк, скомандовал: «Пли!» И из здания Совета была открыта беспорядочная стрельба из винтовок, в результате несколько человек были легко ранены и один, Павел Васильевич Орлов, убит.

После этого разгневанный народ ворвался в здание; члены Совета стали разбегаться, но их хватала толпа. Люди окружили пытавшегося скрыться Вылузгина, начали бить его, кто-то выстрелил в него из револьвера и легко ранил в голову, после чего все стали расходиться, а Вылузгин был доставлен в местную аптеку, где ему была сделана перевязка. Все это время почти все храмы города звонили в набат. Вылузгина доставили в больницу, где, после того как врач Виноградов вынул из раны пулю, к его палате была приставлена вооруженная стража. В полночь в палату к Вылузгину пришла группа вооруженных людей. Пришедшие обвинили председателя Совета в том, что он отказался слушать народ и разоружать Красную гвардию, а также в убийстве Орлова. После этого один из пришедших заколол его штыком.

В тот же вечер состоялось объединенное собрание общественных организаций и жителей города Солигалича. На собрании было принято решение о создании временного Совета из представителей населения города, чтобы затем в него включить и представителей волостей. Было предложено включить в Совет по одному представителю от Солигаличского земства, почтово-телеграфной конторы, рабочей группы, Совета солдат и инвалидов и трех кандидатов от гарнизона. Было принято предложение не допускать самосуда над арестованными членами большевистского Совета. Было внесено предложение устроить 14 (27) февраля летучие митинги для оповещения населения города о действительных событиях, происшедших 13 (26) февраля. Городская дума послала телеграмму с описанием всех происшедших событий в Совет рабочих и солдатских депутатов города Буя.

Спустя неделю из Костромы [по другим данным – из Вологды, из Вятки] в Солигалич прибыл отряд, в официальных документах того времени уже именовавшийся «карательным», из трехсот пятидесяти [по другим данным – из ста пятидесяти] красногвардейцев, которых возглавлял чрезвычайный комиссар по борьбе с контрреволюцией Северного района и Западной Сибири Журба.

Восстановление большевистской власти в Солигаличе совершилось с беспощадной жестокостью. Сразу же было арестовано пятьдесят два человека, а всего к следствию было привлечено девяносто пять человек. Следствие проходило стремительно. Никакого расследования обстоятельств происшедшего не было. Каратели сразу же отобрали тех, кто, с их точки зрения, подлежал немедленному расстрелу.

Впоследствии не обнаружилось никаких документов следствия или допросов, а при обращении к Журбе вышестоящего начальства с вопросом, где документы, на основании которых были казнены жители Солигалича, тот ответил, что их смерть он берет на себя. Когда каратели приехали в монастырь арестовывать монахинь и священника, то отец священника Василия Ильинского священник Владимир Ильинский, находившийся к тому времени на покое (ему было восемьдесят пять лет!), вышел вместо сына к карателям и был арестован.

22 февраля (7 марта) 1918 года произведен массовый расстрел местных жителей.

Вместе с глубоко почитаемыми народом солигаличскими священнослужителями и смотрителем духовного училища красногвардейцами были расстреляны еще 17 человек, представителей иных сословных групп населения уездного центра. Среди казненных по приговору «военно-революционного суда» были самые достойные представители солигаличан: настоятель собора протоиерей Иосиф Сергеевич Смирнов и смотритель духовного училища Иоанн Перебаскин, старец-иерей Владимир Иванович Ильинский и уважаемый всеми диакон Иоанн Алексеевич Касторский, городской голова М.М. Алексеев, начальник почтово-телеграфной конторы Д.В. Кременецкий, секретарь уездной земской управы М.А. Воскресенский, воинский начальник штабс-капитан А.Н. Иванский, врач Виноградов, возглавивший Совет после гибели Вылузгина. Среди расстрелянных была и 19-летняя телеграфистка Анна Капустина.

Расстрел производился ночью на территории Никольского тюремного храма; во время пребывания в городе каратели навели своими действиями такой ужас на жителей, что при проезде отряда жители закрывали шторами окна. Всех казненных каратели беспорядочно свалили в яму, и когда жители обратились к ним, чтобы они выдали родственникам тела убитых, то им в просьбе было категорически отказано.

Солигаличские страдальцы – священномученики протоиерей Иосиф, иерей Владимир, диакон Иоанн и мученик Иоанн – встретили свой последний час мужественно, достойно имени христианина, так, как некогда шли на смерть бесчисленные сонмы мучеников первых веков истории Церкви.

За месяц до трагических событий, совершившихся в Солигаличе в 1918 году, Поместный Собор Русской Православной Церкви обращался ко всероссийской пастве: «Объединяйтесь же, православные, около своих храмов и пастырей, объединяйтесь все, мужчины и женщины, и старые, и малые, составляйте союзы для защиты заветных святынь… Лучше кровь свою пролить и удостоиться венца мученического, чем допустить веру православную врагам на поругание. Мужайся же, Русь Святая. Иди на свою Голгофу. С тобою Крест Святой, оружие непобедимое…».

12 апреля 1918 г. от Временно-Управляющего Костромской епархией епископа Евдокима в Святейший Синод поступил рапорт: «С глубоким прискорбием долг имею почтительнейше донести Святейшему Синоду о следующем печальном событии, происшедшим 22 февраля сего 1918 г. [по старому стилю] в городе Солигаличе, означенного числа по просьбе большевиков красногвардейцы расстреляли протоиерея Иосифа Смирнова, престарелого заштатного священника Владимира Ильинского, монастырского диакона Иоанна Касторского, смотрителя духовного училища Перебаскина и 17 человек граждан, причем настолько изуродовали, что, по словам очевидцев, нельзя было узнать ни одного трупа. Расстрелянных мучеников почти нагих зарыли в одну яму без отпевания, и, да и некому было отпевать: духовенство города Солигалича скрывается и его разыскивают...».

На месте братской могилы были установлены крест и ограда, которые были снесены безбожниками в тридцатые годы. Крест на могиле был восстановлен 28 июня 1996 года.[xliv]

Дети:[xlv]

27-14. Касторский Александр Иванович (1870-13.01.1946).

28-14. Касторский Павел Иванович (1876 г.р.) (15.01.1874 г.р.)(ум. 26.04.1913). Женат на Ариадне Аркадьевне Органовой (1876 г.р.).

29-14. Касторская ХХХХХ Ивановна.

30-14. Касторская ХХХХХ Ивановна.

Окончание материала о Касторских и породнившихся с ними (по Костромкой, Казанской и Симбирской губерниям) можно прочитать и скачать, пройдя по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/d/gk2jmIeNB85Ieg
и
https://disk.yandex.ru/d/SmaCMGtDt0jbkQ

[i] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[ii] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[iii] ГАКО. Ф. 200. б/ш. Д. 22. Л. 739. гб. 740.

[iv] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[v] https://www.geni.com

[vi] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[vii] Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома. 2019. Стр. 354.

[viii] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[ix] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

ГАКО. Ф. 200. б/ш. Д. 22. Л. 739. гб. 740.

[x] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xi] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xii] https://www.geni.com

[xiii] https://www.geni.com

[xiv] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xv] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xvi] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xvii] Списки священников церквей Солигаличского уезда. Дудин В.А. Списки священников церквей Солигаличского уезда XIX-ХХ вв. soligalich.prihod.ru

[xviii] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xix] Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома. 2019. Стр. 354.

[xx] Дудин В.А. Списки священников церквей Солигаличского уезда XIX-ХХ вв. Солигаличское благочиние, Галичская епархия, 11-й благочиннический округ, г. Солигалич. http://soligalich.prihod.ru/2013/08/01/dudin-v-a-spiski-svyashhennikov-cerkvej-soligalichskogo-uezda-xix-xx-vv/

[xxi] Ведомость о церкви Положения Ризы Пресвятой Богородицы Солигалического уезда, села Герасимово за 1889г.

[xxii] Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома. 2019. Стр. 390.

[xxiii] https://www.geni.com

[xxiv] О семье Касторского В.Т. – по материалам ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2310. 1900 г.

[xxv] Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома. 2019. Стр. 394.

[xxvi] Костромская духовная семинария. Историческая энциклопедия. Кострома. 2019. Стр. 394.

[xxvii] Алфавитный список церквей Костромской епархии, с показанием имен и фамилий священников и диаконов, состоящих при оных на лицо. Кострома. 1871.Стр. 24.

[xxviii] Дудин В.А. Списки священников церквей Солигаличского уезда XIX-ХХ вв. Солигаличское благочиние, Галичская епархия, 11-й благочиннический округ, г. Солигалич. http://soligalich.prihod.ru/2013/08/01/dudin-v-a-spiski-svyashhennikov-cerkvej-soligalichskogo-uezda-xix-xx-vv/

[xxix] Списки священников церквей Солигаличского уезда. Дудин В.А. Списки священников церквей Солигаличского уезда XIX-ХХ вв. soligalich.prihod.ru.

[xxx] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xxxi] https://www.geni.com

[xxxii] ГАКО. 1876-1890 гг. Ф. 56. Оп. 16. Д. 94.

[xxxiii] ГАКО. 1876-1890 гг. Ф. 56. Оп. 16. Д. 94.

[xxxiv] ГАКО. 1891-1900 гг. Ф. 56. Оп. 16. Д. 95. ЛЛ. 62об.-63.

[xxxv] Новомученики Солигаличские. Житие. Сайт: Солигаличское благочиние Галичская епархия Церковный благочиннический округ Солигаличского и Чухломского районов soligalich.prihod.ru Дата публикации 01.06.2011.

Газета «Солигаличские вести». № 6 от 20.01.2011. «История моей семьи».

[xxxvi] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xxxvii] О посещении о. И. Кронштадтского г. Костромы – по материалам Ольги Кивокурцевой «Воскреситель веры». Губернский дом. Историко-краеведческий и литературный журнал. № 3 (92) 2013. Кострома. Стр. 43-47.

[xxxviii] На сайте http://www.rusalbom.ru/photo/ualb/ada504c87634a57a5b79f937748994dd/11890

[xxxix] Клировые ведомости церкви Богородицкой Феодоровской женской общины в сельце Ратькове Солигаличского уезда за 1882 и 1890 гг.; ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2242 (1882 г.).

[xl] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xli] Библиотека протоиерея Дмитрия Сазонова. Тлиф И.X. К истории рода священномученика Иоанна Касторского. Публикация от 02 июня 2016 г. http://sazonow.ru

[xlii] Громова Г. Священник Александр Касторский. Сайт 1-го благочиннического округа Галичской епархии Костромской митрополии РПЦ, г. Солигалич. soligalich.prihod.ru

[xliii] УФСБ России по Костромской обл. Д. О-3106. Т. 1. Л. 120.

[xliv] По материалам: ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 564. Л. 28; ГА РФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 563. Л. 307; ГАКО. Ф. 130 Оп. 10. Д. 544. Кор. 170;
http://www.pstbi.ccas.ru ;

Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. Стр. 214;

Цыпин В., прот. История Русской Церкви, 1917-1997. Т. 9. М., 1997. Стр. 53.

РГИА. Ф. 802. Оп. 10, 1911 г.; Д. 515., Л. 1-5 об.

Газета «Раннее утро». Москва. 6 (19) марта 1918 года.

Региональный общественный фонд «Память мучеников и исповедников русской православной церкви». www.fond.ru

«Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Февраль». Тверь. 2005. Стр. 348-354.

[xlv] Клировые ведомости церкви Богородицкой Феодоровской женской общины в сельце Ратькове Солигаличского уезда за 1882 и 1890 гг.; ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2242 (1882 г.); ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 2266 (1890 г.).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц