Если на 2-ом месяце у ребёнка есть возможность часто захватывать предметы, то к концу 3-го месяца движения руки утрачивают бесцельный характер и намерение ребёнка соединить руку с наблюдаемым предметом проявляется всё нагляднее.
Одновременно мы можем наблюдать и ещё одно интересное явление: ребёнок находит руку рукой, одна рука захватывает другую руку, руки взаимно соединяются и начинают ощупывать друг друга – мы говорим, ребёнок играет ими.
Вскоре после обнаружения руки рукой ребёнок открывает их глазами, что также является очень важной ступенью развития. Как открытие рук руками, так и открытие рук глазами является первым шагом к тому, чтобы ребёнок открыл сам себя: он устанавливает, что предмет и рука совершенно разные вещи: предмет двигается, когда на него воздействует рука, а рука двигается непосредственно, когда хочет ребёнок.
Когда ребёнок в конце 3-го или начале 4-го месяца открывает руку глазами, то в развитии руки происходит скачок, т. к. непосредственно после этого ребёнок быстро научится направлять руку к наблюдаемому предмету и брать его.