Как человек, закончивший филологический факультет, я хорошо знаю, кого в мировой литературе принято считать классиками, и обычно этот кто-то очень далёкий, как минимум из прошлого века. Но, как оказалось, нужно всего лишь повнимательнее посмотреть вокруг и обнаружить, что поэты «классического» уровня могут находиться среди нас.
Весной прошлого 2023 года у меня в руках оказался поэтический сборник Виталия Ткачёва «Радость наоборот: стихи для тех, кому сейчас грустно». Произошло это настолько своевременно и так хорошо легко на происходящие в душе процессы, что я, будучи человеком впечатлительным, села и на одном дыхании написала свою первую статью на дзене (посмотреть её можно здесь). Тогда после «радости наоборот» единственной мыслью было «хочу ещё», поэтому полезла искать информацию об авторе и его других работах. И нашла. Оказалось, это первый сборник Виталия Ткачёва (тут отпал вопрос, почему я раньше о нём не слышала), что помимо сборника можно почитать его интервью газете «Литературная Россия» (для общего ознакомления), а для погружения в глубину есть целое часовое интервью! И не просто, а запись прямого эфира программы «Пойми себя, если сможешь» на радиостанции «Маяк» (ничего себе!). Интервью очень глубокое, о жизни, о поэзии, об образе «простого человека» в сборнике Ткачёва, о грусти, и о лекарстве от тоски и депрессии. В общем, есть о чём задуматься, особенно учитывая, что гость и ведущие не всегда сходились во взглядах, а за дискуссией умных людей всегда интересно наблюдать (тоже оставляю ссылку). Проникнувшись мировосприятием поэта и перечитав несколько раз сборник, принялась ждать.
И вот, летом 2024 года, я наконец-то держу в руках второй сборник этого автора «Любовь издалека: стихи для тех, кто одинок». Он остался верен себе и в оформление, и в формате сборника-монолога (который мне, честно говоря, пришёлся очень по душе), и в разнообразии образов, литературных приёмов, настроений, взглядов на тему.
По началу я немного сомневалась, ведь как много раз бывало, что, например, второй сезон любимого сериала не справлялся с уровнем ожиданий и оставлял только чувство горечи разочарования. Но это оказался не тот случай. Второй сборник не то, что расширил берега, он их стёр, превратив вселенную В. Ткачёва в бескрайнее море, и я поплыла в самую глубину. Признаюсь, я очень редко испытывала подобные ощущения, может быть только после чтения Лермонтова, Бальмонта, Лохвицкой, Блока, Цветаевой, кого-то ещё. Какие имена! Мы что, снова оказались в Серебряном веке? Но на календаре июнь 2024, а значит, как говорится, не перевелись ещё поэты на земле русской.
Знаю, вы можете сказать, что мои выводы какие-то слишком эмоциональные и не объективные, но ведь поэзия – это глубоко субъективная история, я бы даже сказала личная. В конце концов, у меня нет цели кого-то убедить, но вот вам на подумать: уже второй раз я, охваченная вдохновением, делаю то, что давно уже не делала – пишу статью. Как давно вас что-то впечатляло настолько, что хотелось поделиться этим с миром? По-моему, когда литература побуждает к внутренним шевелениям и, тем более, к действию – это большой показатель.
Но оставим лирику (как бы иронично это не звучало), и поговорим о фактах. Чем отличается поэзия от рифмованной прозы? Только одним критерием – образами! Многие сейчас не считают поэтами Хлебникова, Бродского, Высоцкого, но откройте их стихи и утоните в образах. Не буду цитировать упомянутых авторов или кого ещё, это, в конце концов, не литературоведческая работа, приведу лишь несколько отдельных строф из стихотворений книги «Любовь издалека»:
***
- От исступленья, в лунных брызгах весь
Хочу за хвост вселенную подёргать
И, оседлав её, преодолеть
Свою затерянность в ночной каморке.
***
- Захолустье опалых глаз
И осунувшихся ожиданий,
От сварливых ветров валясь,
Ослабел под гитару горланить.
- Стёрт об вирши до дыр язык,
Еле мямлит избранницы имя,
От ворот поворот впритык,
Больше мне одному нестерпимо.
- Облупилась без ласк ладонь,
Поцелуй на подлёте заждался.
На взаимность расчёт смешон,
Кто пуды приголубит несчастья?
Что могу сказать, перед нами явно оригинальный и чувственный поэт, который кое-что знает о стихосложение и о том, как поместить душу в рифмованные строки. Таких отрывков в сборнике много, и в итоге все они сплетаются в одно большое пиршество для любителей качественной поэзии.
И ещё одно хочу отметить: как автор интересно чувствует женскую душу и как тонко ведёт монолог от её имени. Помните, у Роберта Рождественского есть удивительное стихотворение о немолодой женщине, которая пришла первой на свидание и размышляет о своей жизни («Монолог женщины», 1982 год)? У Виталия Ткачёва имеется несколько стихотворений от лица женщины. Вот одно из них:
***
- Отныне ты мне не указ,
Оставь при себе советы,
Как я так могла попасть,
Чтоб всю с потрохами вверить. - Шуршал лестью будто змей,
Умильностью сладко жалил,
Улыбкой своей сумел
Меня отравить вначале. - Едва ли не Богом стал,
Была я кротка, покорна,
Молились тебе уста,
В очах послушанье только. - Привык свысока смотреть,
Куда от тебя, мол, денусь,
Позволил, держа за вещь,
С подругой моей измену. - Вписал эпилог в роман
Сам, кстати, своей рукою,
Не трогай меня, отстань,
Ты так невпопад настроен. - Прощала, прижав к груди,
Жалела и не судила,
Теперь же, будь добр, уйди,
Ты больше не мой мужчина.
В истории было много философов, не меньше и поэтов, но поэтов-философов не так уж и много. Вспоминается мнение французского философа Алена Бадью, который причислил всего шесть поэтов к тому ряду, который взял на себя с конца XIX века ещё и функцию философов (французы Стефан Малларме и Артюр Рембо, австриец Георг Тракль, португалец Фернандо Пессоа, француз румынского происхождения Пауль Целан и Осип Мандельштам). Не сильна в научной философии, но в философии, развёрнутой на жизнь, стихи Виталия Ткачёва выделяются однозначно. Судите сами:
***
- Я не помню, сколько выпил вёсен,
Резал толстый ль осени ломоть
Закусить, зарубы делать бросил,
Хватит душу, как бревно, колоть.
- Лето мял большими сапогами
Для удобства в грязь судьбу втоптать,
Злаки счастья кирзою сломали,
Снял бы их и начал жизнь опять.
- Белый снег ложился чёрным настом
На промёрзшей совести моей,
Оказался к Богу непричастен,
Поселиться лучше на Луне.
- Никаких там нет сезонов года,
Не наедет время колесом,
Из депо не тронется погода,
Хоть ходи бесстыдно нагишом.
- Буду сверху, словно небожитель,
На себя смотреть со стороны,
Вон пошёл в припрыжку, поглядите,
Не порвались только бы штаны.
- Кенгуру пародией задета,
Что за тип, похожий на неё,
А теперь играю в человека,
Развилось двуногое зверьё.
- Шкура с Homo sapiens* слетела,
А под ней всё тот же троглодит,
Нет иного для меня удела,
Как назад в пещеры уходить.
- От земной открещиваясь роли,
Приобрёл космический размах,
Непритворным видом стал назойлив,
Кто-то уж и ангелом назвал.
Ну и в заключение. Однажды Давид Бурлюк назвал Александра Пушкина «мозолью русской литературы». Мне бы хотелось, чтобы и Виталия Ткачёва когда-нибудь тоже посчитали «мозолью». Он, по-моему, это уже и сейчас заслужил.
***
- Знает кто, что так, а что не так?
Слеп и глух, тогда, изволь, не так,
Но однажды станет всё же так,
Когда мне уже неважно как.
- Слишком поздно праздновать, что так,
Жизнь прошла совсем, увы, не так,
Наперёд бы точно знать, а как
Изначально, чтобы было так.
- Даже как-то я любил не так,
Всякий раз понять пытался, как
Из не так исправить всё на так.
Только делал, видимо, не так.
- Объяснять не стоит, что и как,
Надо верить в лучшее и так,
Просто, если выйдет, что не так,
Извинись, прости, и будет так!
И будет так! Спасибо всем, кто дочитал, и спасибо тем, кто любит поэзию. Читайте, друзья, стихи, трогающие душу, и делитесь ими с другими (можно, кстати в комментариях, буду рада вашим мыслям и находкам).