Утром среды 5 июня «Крымские новости» отправились в Коктебель, чтобы попытаться разобраться в истории с погибшими в 1941 году десантниками. У предполагаемого местонахождения останков уже собрались руководство Следственного комитета из Феодосии, начальник полиции Коктебеля Александр Ефремов, начальник теротдела Коктебеля Александр Белин, директор Дома-музея Максимилиана Волошина Владимир Шушунов, коктебельский краевед Юрий Драничников, председатель «Гражданского актива» Борис Яремко, генеральный директор пансионата «Голубой залив» Николай Болонкин, бывший исполняющий обязанности главы коктебельской поселковой администрации, председатель совета ветеранов Коктебеля Андрей Логинов.
Представитель «Интерстрой» дал команду начать вскрышные работы. Экскаватор сделал четыре раскопа. Заглублялись метра на два. Останков не обнаружили. Это позволило злопыхателям всячески высмеивать тех, кто разместил в инфополе информацию об останках бойцов-десантников на коктебельской набережной. Нет, о том, что переживают за судьбу останков погибших – ни слова, фактов, опровергающих то, что захоронение ранее было эксгумировано, не приводится.
Диверсия в Коктебеле. Экскаватором по костям наших бойцов
Что же удалось выяснить «Крымским новостям»?
Восстановили последовательность событий, пообщавшись с Борисом Яремко. Еще в конце мая сотрудница пансионата «Голубой залив» сообщила директору «Голубого залива» Болонкину, что во время земляных работ на набережной, рядом с территорией пансионата, разрыли останки. Болонкин позвонил Борису Яремко и рассказал об этом. Заметим, о том, представители компетентных органов опрашивали эту женщину и директора, отказались ли они от своих слов, или нет – нам пока неизвестно. Был ли звонок от директора «Голубого залива» Борису Яремко в соответствующие даты, установить достаточно просто для компетентных органов. Во всяком случае, 5 июня среди присутствующих этой женщины не было, Болонкин также ни о чем не рассказывал.
Можно предположить, что работы велись, что вскрылось захоронение, или что за кости можно было принять корни деревьев. Если это так, то почему об этом не рассказать? «Ошибаться можно, врать нельзя». Факты, когда в Феодосии человеческие кости из разрытых захоронений выбрасывали на свалку, есть.
Разрытые захоронения и уничтожение историко-культурного наследия. Случайность или закономерность?
Что же было далее. 27 мая Борис Константинович побывал на предполагаемом месте обнаружения останков, сфотографировал этот участок. В оригиналах фотографий мы проверили дату по EXIF: 27 мая, 9.54-11.35 утра. 3 июня информацию об останках Борис Константинович разместил на своей странице в ВК. Об останках было сообщено в Следственный комитет. Понятное дело, у следаков работы очень много, время такое, но, тем не менее, начальник следственного отдела Феодосии вместе с заместителем утром 5 июня несколько часов были в Коктебеле во время проведения вскрышных работ. Проводились ли еще какие-либо следственные действия нам пока не известно. Почему не были вызваны поисковики, которые выявляют останки наших бойцов для последующей эксгумации и перезахоронения, также у нас пока информации нет.
ВИДЕО: 5 июня 2024, Коктебель. Раскоп на предположительном месте захоронения десантников
Проанализировав фотографии Яремко и сделанные журналистами 5 июня, выявили интересную деталь. Вид местности с 27 мая до времени проведения вскрышных работ 5 июня изменился. Это видно по деталям. Исчез фрагмент бревна, камни лежат по-другому. Если работы на этом участке были приостановлены, то почему такие изменения поверхности? Работал ли на этом месте экскаватор после 11.35 утра 27 мая, или нет, также не известно.
Мы не раз говорили с Борисом Яремко о Коктебеле в период Великой Отечественной, о тех местных жителях, которые защищали Родину, о Коктебельском десанте. И не раз вспоминал Борис рассказы старожилов о том, что на берегу находятся останки бойцов. Кстати, никаких доказательств того, что была эксгумация нами пока не обнаружено и никем не представлено. Борис Константинович, и не только он, считают, что останки бойцов-десантников так и остаются погребенными на берегу. 5 июня ничего не было найдено, но это еще не повод отрицать наличие захоронения на берегу.
Об останках бойцов и их захоронении рассказывала и вдова Максимилиана Волошина – Мария Степановна.
«Крымские новости» пообщались с коктебельским краеведом Юрием Драничниковым. Он напомнил, что из-за штормовой погоды десант в Коктебеле не смог высадиться 29 декабря 1941 года, одновременно с феодосийским. По сути, должна была высадиться диверсионная группа. Ставилась задача перерезать дорогу на Феодосию и не допустить движение по ней. Высадка произошла 30 декабря. По документам должны были высадиться 21 человек. Одна шлюпка перевернулась и те, кто в ней находился, вероятно погибли. Десантников уже ждали румыны. Завязался бой, большинство десантников погибло. Тела 14 десантников остались на берегу. Из боя вышло 5 человек. Местные жители похоронили убитых бойцов здесь же. Павшие десантники известны поименно, есть список из 16 человек, пропавших без вести (из этих 16-ти Кривошеев был смыт волной при попытке высадки 29 декабря, а Скрыжнев «Батя» в числе пяти бойцов вышел из боя, но позже скончался и был похоронен где-то в горах. Отсюда вывод, что 14 павших бойцов осталось на берегу).
Юрий Драничников: «Я так долго ждал этой реконструкции, чтобы найти людей». «О том, что кто-то искал, кто-то копал, информации нет».
Наши читатели задаются вопросом в комментариях под предыдущей публикацией «Крымских новостей», почему памятник на этом месте не установили.
Саша Бушуева: «Неужели нельзя было это место как-то огородить, поставить обелиск с памятной надписью, уложить аккуратно плиточкой и клумбами, раз обследовать не захотели. Это прискорбно».
Евгения М.: «Очень всё странно, знали об захоронение и не поставили обелиск, а теперь подняли шум из-за якобы его повреждении. А почему столько времени не могли или перезахоронить, или хотя бы облагородить?»
Памятник был. Это видно по фотографиям из личного архива Юрия Драничникова и Бориса Яремко. И памятников было несколько. В разных местах. В итоге, на набережной возле центральной аллеи пансионата «Голубой залив» был установлен памятник Коктебельскому десанту по проекту феодосийского скульптора Бориса Леца.
В «Онлайн каталоге памятников Крыма» дается такая информация: «В 1958 году в Коктебеле на месте гибели краснофлотцев был установлен памятник. В 1967 году он был разрушен штормом. В 1975 году к 30-й годовщине Дня Победы в Коктебеле (в то время — Планерское) был открыт новый памятник. Автором проекта стал феодосийский скульптор Борис Лец. Памятник был установлен перед корпусом пансионата «Голубой залив», недалеко от того места, где в канун 1942 года были похоронены погибшие краснофлотцы».
«Крымским новостям» удалось получить архивное видео, на котором о месте, где были захоронены десантники, рассказывает живой свидетель – коктебелец Родэ. Увы, он сам лет пять назад ушел из жизни, но видео, снятое примерно в 2010 году, сохранилось.
ВИДЕО: Свидетель из прошлого. Место гибели десантников в Коктебеле
Место съемки легко идентифицируется, это ступени на летнюю веранду «Голубого залива», где проводился джазовый фестиваль Live In Blue Bay. Поворот аллеи возле кафе «August». На видео Родэ показывает, что тела бойцов лежали за бетонным парапетом. А раскоп 5 июля экскаватор делал перед парапетом. На фото видно его обнажившееся основание. Ближе к морю раскоп не делался.
И очень хотелось услышать от чиновников, что «это же наши бойцы, наши защитники! Мы всё сделаем, чтобы воздать почести их подвигу». Не услышали. Хочется патриотизма от сердца, а не дежурных фраз по праздникам. Эта наша страна, это наши герои, это наша скорбь.
После неудачных поисков останков интересный пост появился в телеграм-канале «Коктебель Админ».
Подтверждается, что чиновники перед началом реконструкции были поставлены в известность об останках, но никаких действий не предприняли. Копайте, а там посмотрим. Вот и основание «получить желчный вывод о бездействии администрации», как выразился автор поста. Такое обследование спонтанно не делается, есть определенные методики. Точное место не известно. Это может быть территория и 20х20 метров, и более. Останки могли находиться буквально рядом с раскопом, или несколько в стороне. Копали примерно в квадрате 10х10, и то местами. Непонятно, как «сама процедура была действенно отработана» во время «инициированных мероприятий по поискам возможного захоронения».
В паре комментариев к этому посту, по примеру его автора, обозвавшего всех неравнодушных «кликушами», и оскорбления, и угрозы, и блеск недюжинного интеллекта:
Автор поста утверждает, что «если бы было захоронение на набережной, то наверняка бы перенесли». Но никаких конкретных фактов, подтверждающих это, нет.
Невооруженным глазом видно, что очень хочется автору поста в «Коктебель Админ» побольней укусить Бориса Яремко. И не понятно, что это, характер такой, или зависть, замешанная на ревности? Да, Борис пользуется уважением в Коктебеле. Защищал Тихую бухту от застройки, возмущается высотной застройкой Коктебеля, где ранее доминантой был Дом Волошина, прокладкой дороги по горе Клементьева со сносом множества деревьев и кустарников. Где Борис? Памятник на холме у храма к 9 Мая в порядок приводит. Где Борис? Ограду Старого городского кладбища в Феодосии штукатурит, белит. Храму помочь – Борис тут как тут. В Коктебеле прорыв воды, мусор не вывозят, дорогу разрыли и не засыпали – опять Борис хлопочет. Обвинить человека-патриота своего Отечества, намекнув на проукраинскую ориентацию – это подло. Особенно, когда нет ни такого авторитета у людей, как у Бориса, ни таких заслуг.
Почему такой гневный пост у Бориса Константиновича? А вот представьте себя на его месте. Человек искренне переживает за судьбу останков десантников, за наших погибших бойцов. Тут звонок: «Разрыли кости». Бежит, а ему «Нет, ничего не нашли». Не поверил. Был уже такой случай, когда вели водовод на Карантин, разрыли кости, а потом просто выбросили. И никому нет дела. Могло так быть и в данном случае? Вся надежда на порядочность строителей, что если бы нашли, то не стали бы это скрывать. И строительство на этом участке остановили, и Следственный комитет вызвали бы, и поисковиков. Полагаем, что любой нормальный человек поймет реакцию Бориса и не осудит. «Ошибаться можно».
В комментарии к нашей предыдущей статье некто Александр Е. пишет: «Громкий заголовок для привлечения подписчиков. Но то понятно... Каждый выживает, как может. Журналистам и блогерам это вообще присуще. Возмущение общественности - тоже понятно. Не все в стране заскорузлые, для многих слова "патриотизм" и "помню и горжусь" - не просто слова. А по сути вопроса - конкретики нет. От слова совсем». Еще один Александр добавляет в таком же ключе: «Все вскрыли, ничего не нашли, никаких останков. Ложная тревога, как пишут в соцсетях. Автор зачем не разобравшись кричать? Количество подписчиков увеличить? Опровержение будет?»
Не в привлечении подписчиков дело. Наверное, не каждый поймет, что такое гражданский долг, и что значит - «за Державу обидно». За павших обидно. За молодых ребят, в двадцатиградусный мороз, в шторм, бросившихся в ледяную воду и принявших смертельный бой на берегу.
Что хотелось видеть? Правду. Уважение к останкам павших героев, а не, как говорится, лишь бы отделаться. Не удалось найти ни одного высказывания чиновника, который бы озаботился судьбой останков павших десантников, проявил уважение к их памяти. Они же и за Вас погибли, чтобы Вы в рубашечке, при должности, а не немцам ботинки чистили за похлебку. Понимают ли это те, кто реакцию неравнодушных людей называет «кипишем»?
А где же «Мы помним! Мы гордимся! Мы в неоплатном долгу перед теми, кто жизнь свою за нас отдал»? Задача какая? Найти останки бойцов-десантников и перезахоронить по-христиански, с почестями, с уважением? Или выставить дураками тех, у кого за покойных душа болит? За наших предков, погибших здесь, на берегу?
Складывается впечатление, и это личное предположение автора, что кто-то очень не хочет, чтобы были найдены останки бойцов-десантников. Мешают они. Мешает Коктебельский десант. Мешает память о тех, кто жизни свои отдавал за нас, за Отечество наше. Набережную строим, канализацию прокладываем, бюджет осваиваем. «Время – деньги».
Святослав Каверин
Фото автора, Веры Поляковой, Юрия Драничникова, Бориса Яремко
Видео автора и неизвестного автора
«Крымские новости» обратная связь: crimeanews20@yandex.ru
P.S. Благодарим, что прочитали нашу статью, поддержите нас лайком, поделитесь впечатлениями и подпишитесь на канал "Крымские новости".
#Коктебель #десант #останки #скандал #администрация #захоронение #ИсторическоеНаследие #патриотизм #скандал #КоктебельскийДесант