950 подписчиков

Алхимия личности: иерогамия, как символ преобразования Я

  Друзья, в материале Magnum Оpus «по-психологически»: алхимический лик индивидуации я уже кратко разбирала особенность связи алхимии и аналитической психологии: психология воспринимает алхимические

Друзья, в материале Magnum Оpus «по-психологически»: алхимический лик индивидуации я уже кратко разбирала особенность связи алхимии и аналитической психологии: психология воспринимает алхимические процессы ─ сугубо иносказательно, метафорически, ─ как проекцию; как символически представленную динамику личности человека.
Алхимические труды и иллюстрации в такого рода манускриптах с позиции психологии демонстрируют личностную трансформацию человека через систему специфических визуальных образов и
архетипических знаков.

Одним из ярких и значимых символов личностного преображения можно назвать символ единства Красного короля и Белой королевы.
Мы можем обнаружить его среди иллюстраций «12 ключей мудрости» алхимика Василия Валентина (см. рис. 1), в гравюрах средневекового трактата Rosarium philosophorum (см. рис. 2), а также в других алхимических работах.

рис. 1
рис. 1

рис. 2
рис. 2

Присутствие этих двух персон ─ короля и королевы ─ отсылает нас к теме иерогамии, «священного брака».

Что означает данный символ, если рассматривать его, как метафору интропсихическим процессам?

В психологическом (а точнее, в юнгианском/аналитическом) контексте символика «священного»/алхимического союза» королевской четы трактуется, как специфика процесса индивидуации.

Если опираться на такой контекст, то иллюстрация с Красным королем и Белой королевой символически демонстрирует собою иерогамию ─ «священный брак» Красного короля (философской серы) и Белой королевы (философской соли).

Как воспринимать эти алхимические понятия с позиции психологии?

Через метафору здесь представлена идея единства двух противоположностей (единство дуальности: маскулинное/мужское/отцовское/дух/солнце/сера + фемининное/женское/материнское/материя/луна/соль), что порождает новое начало.


Силами контакта двух дуальных ипостасей в личности являет себя рождение нового «Дитя» (в алхимических трактатах он представлен образом Ребиса/ Гермафродита, объединяющего в себе обе обозначенные выше ипостаси ─ см. рис. 3) ─ некого ценного психического новообразования.

рис. 3
рис. 3

Таким образом, Ребис персонифицирует собою новую психическую составляющую, появившуюся в структуре Я, как результат интеграции сложных бессознательных компонентов (а значит, через их обнаружение в себе и через признание их частью себя наряду с другими составляющими личности) в сознательную часть личности (в Эго-центр ─ в привычный конструкт установок и шаблонов контакта с миром и с собою) в процессе ее развития.
Рождение нового, как итог «алхимической реакции» при взаимодействии в личности условной «серы» (маскулинного в Я) и «соли» (фемининного в Я). Ведь психика человека ─ двойственна и несет в себе как мужскую часть (у женщин это Анимус), так и женскую (у мужчина это Анима).

Здесь также важно отметить, что так как в психической природе человека присутствует и материнский, и отцовский (тоже противоположные друг другу) комплексы (понятие «комплекс» следует понимать, как совокупность характеристик, а не как синоним стеснительности/зажатости) с их паттернами, проявляющими себя вовне через поведение и социальное взаимодействие человека с окружающими, то символику короля и королевы можно считать проекцией внутриличностного баланса тех составляющих, которых продуцируют эти родительские/дуальные компоненты в Я.

А значит, ─ и проекцией идеи Самости.