Во время Великой Отечественной войны на свои сбережения он приобрёл самолёт Як-1 №1027, назвал его «Ртищевский железнодорожник» и 16 июля 1943 года передал в 291-й истребительный полк. На этой машине летчик стал Героем Советского Союза.
Такой гражданский подвиг совершил крупнейший русский учёный в области транспорта, академик АН СССР (1939) Владимир Николаевич Образцов, который родился 150 лет назад – 18 июня 1874 года в Николаеве.
Выпускник Петербургского института инженеров путей сообщения (1897). Преподаватель Московского инженерного училища (1901-19), профессор московских институтов гражданских инженеров (1919-22) и инженеров железнодорожного транспорта (1923-49); начальник Московского НИИ железнодорожного транспорта (1935-40); председатель Секции по научной разработке проблем транспорта АН СССР (1939-49).
Крупный специалист по строительству и эксплуатации железных дорог. Дважды лауреат Сталинской премии (1942, 1943), кавалер 3 орденов Ленина.
Основные научные труды Образцова посвящены проблемам проектирования железнодорожных станций и узлов, организации планирования сортировочной работы на сети железных дорог, а также вопросам взаимодействия служб железной дороги и различных видов транспорта между собой. Образцов является основоположником науки о проектировании станций и узлов, основатель и руководитель в Московском институте инженеров транспорта факультета «Эксплуатация железных дорог». Он руководил реконструкцией и расширением Ртищевского железнодорожного узла.
В 1927-1934 годах принимал участие в составлении «Технической энциклопедии» в 26 томах под редакцией Л.К. Мартенса, автор статей по тематике «подвесные дороги». Активно участвовал в разработке идеологии детских железных дорог, с 1936 года был председателем Совета содействия строительству детских железных дорог.
Умер 28 ноября 1949 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Его сын Сергей Владимирович Образцов (1901-1992) стал великим кукольником, создателем знаменитого Центрального театра кукол в Москве.
* * *
Автор благодарит за доброе отношение, выражаемое читателями в лайках и подписках. Комментировать можно всем. Это позволяет лучше ориентировать канал на ваши вкусы.