12.06.2024, среда /
Я уже писала, что на работе сейчас полный аврал. Плюс к этому головные боли меня пока не отпускают. Днём очень сильно хочется спать. В общем, покормила я ребёнка, нос ему почистила (это целый подвиг), поиграли немного, книжку ему прочитала, вещи стираться закинула, прилегла и понимаю, что всё... села батарейка. И вот я лежу и думаю, а мне ещё писать в Дзен! А что писать?
И посетила меня идея рассказать как раз о том, как я выхожу из ситуации в такие вот моменты. Когда нет сил встать с дивана, а ребёнка нужно как-то занять. Сразу уточню, что просмотр мультиков и игры на планшете не входят в мой список. Моему ребёнку сейчас 1 год и 7 месяцев, и он пока не разговаривает. То есть всё, что написано ниже, актуально для деток в возрасте примерно от полутора лет.
Чтение книг
Поскольку читать я люблю, для меня это всегда выбор номер один. Укладываю ребёнка под крылышко и начинаю читать.
Выбор книжки имеет большое значение. Есть два важных момента, которые я учитываю в своём энергосберегающем режиме.
Никита часто бывает нетерпелив и пытается перевернуть страницы без картинок. Поэтому когда я устала, беру книги с иллюстрациями на каждом развороте. Просто чтобы не бороться с ребёнком за дочитывание и не расстраиваться из-за пропусков сюжета.
Читать долго вслух - довольно трудозатратное занятие. Поэтому лучше выбрать не самую-самую любимую книгу, иначе есть риск читать её до потери сознания, когда челюсть онемела, в глазах расплывается, и в каждом предложении начинаешь делать ошибки в словах. В идеале можно взять коротенькую книжку стишков. Когда я дочитываю такие книжечки до конца, риск слëз и требований продолжения от ребёнка минимален.
И ещё момент. Если я читаю поздно вечером, то постепенно начинаю делать это всё тише и более монотонно. Это успокаивает ребёнка, подготавливая ко сну.
Изучение карточек
Обычно Никита сам их приносит, пока я лежу. С одной стороны слово и слоги в рифму (например, "Ши-ши-ши на болоте камыши"), а с другой стороны уже большой развëрнутый стишок. И вот я читаю одну сторону, потом - другую, откладываю карточку и прошу принести следующую. Никита почему-то носит их по одной, что очень удобно) Можно передохнуть несколько секунд, чего не сделаешь, читая книжку. Хорошо ещё то, что ребёнок выбирает карточки сам. Приносит именно те, которые ему интересны.
Конструктор на диване
Любой несложный конструктор (вроде Лего) можно собирать на диване. Вставать за ним не обязательно. У меня ребёнок сам коробку с конструктором приносит. Тут главное начать что-то строить, а потом он сам подхватывает и можно спокойно наблюдать, лишь изредка помогая.
Я не предлагаю Никите конструктор в дни, когда он капризничает. Иначе, всё может закончится слезами и негодованием, если что-то не получится. Наблюдать, как ребёнок злится и швыряется конструктором, а потом собирать детальки по всей комнате и вытаскивать их из под дивана? Нееет, лучше не сегодня.
Диалоги с выполнением заданий
Тут можно выдумать много всего. В ход идут любые подручные средства и игрушки в зоне досягаемости. Например, сегодня мы повторяли цвета с помощью карандашей. Диалог был примерно такой:
Я: - Ты же хотел порисовать в альбоме?
Никита: кивает.
Я: - Давай возьмём карандаши. Где красный карандаш?
Никита: берёт красный карандаш в руку, поднимает и показывает.
Я: - Правильно!
Никита: берёт второй красный карандаш (немного другого оттенка) в другую руку, победоносно вертит двумя карандашами над головой.
Я (улыбаясь): - Ого! У тебя целых два красных карандаша! А где зелёный карандаш?
Никита: показывает жёлтый.
Я: Нет, это жёлтый. А где зелёный? Зелёный как ёлочка...
Никита: - Ë-ë
Я: Да, как ёлочка ë-ë.
Никита: показывает зелёный карандаш.
Я: - Правильно! Это зелёный карандаш. Ой, он кажется поломался. Давай его поточим. Где точилка? Найди точилку.
Ну, и так далее... Лишь бы фантазии хватило.
Если Никита приносит мне шар с фигурами, я начинаю спрашивать: Где овал? Где квадрат? Где круг?
Можно попросить принести животных по очереди: корову, собаку, бегемота, зайчика, а потом с ними поиграть. Предложить их сначала покормить, потом зубки почистить, потом спать уложить и т.д.
И всё это можно делать не вставая с дивана!
***
Но самое главное... Если в процессе наших игр или диалогов Никита начинает играть самостоятельно, отлично! Пока ребенок занят, я его не трогаю и не лезу в его игру. Ровно до того момента, пока он не придёт ко мне с какой-то просьбой. Я вообще считаю, что умение играть самостоятельно - это важно для ребёнка. В процессе у него развивается воображение, потому что никто не ведёт его игру, и он сам всё придумывает. Плюс он принимает свои решения и учится самостоятельности. Главное, чтобы он играл один не от безысходности, потому что никто не хочет с ним проводить время, а по собственному выбору.
А какими лайфхаками пользуетесь вы?