Они были родными сестрами. Из знатной семьи российской аристократии. Отец — генерал-аншеф, граф Воронцов, мать из купеческой семьи, но довольно богатой. Разница между Елизаветой и Екатериной составляла всего четыре года. Казалось бы, должны были быть лучшими подругами, но судьба развела их по разные стороны истории.
После смерти матери их отдали на воспитание в дом их дяди, канцлера Воронцова. Там их ждало чисто «французское» образование, то есть чуть-чуть искусств, танцы и языки. Однако Екатерина с детства пристрастилась к чтению, увлеклась политикой, что для девушки того времени было просто немыслимо. А вот про детство старшей сестры в истории сведений особо не сохранилось, за исключением того, что она с юных лет была назначена фрейлиной Екатерины Алексеевы, будущей императрицы, жизнь которой при дворе была весьма непростой. Ее муж изменял ей напропалую, своих романов не скрывал.
У меня была страшная ссора с великим князем из-за моих фрейлин. Я заметила, что они, все либо наперсницы, либо любовницы великого князя, во многих случаях пренебрегают своим долгом, а иногда также уважением и почтением, какое они мне были обязаны оказывать.
Екатерина II Мемуары
И вот к 60-м 18 века годам среди фавориток Петра III оказывается Елизавета Воронцова. В мемуарах ее описывали дурнушкой. Да и портреты, честно говоря, не противоречили этим сведениям.
Известное дело, историю пишут победители, и можно было бы предложить, что девушка оказалась несправедливо оболганной. Такое часто бывало с теми, кто проиграл. А ведь Елизавета и в самом деле поставила не на ту лошадь, Петр III, как известно, под нажимом офицеров, отрекся от престола, Елизавету застали в его покоях и даже арестовали вместе с опальным императором. Потом, правда, отправили к отцу в деревню. Петр III был многим ненавистен, и соответственно его фаворитка тоже симпатий не вызывала, тем более в мемуарах Екатерины II, которая остроумно называла соперницу "мадам Помпадур", есть следующие описания ее внешности.
… Очень некрасивым, крайне нечистоплотным ребёнком с оливковым цветом кожи, а после перенесённой оспы, стала ещё некрасивее, потому что черты её совершенно обезобразились и всё лицо покрылось не оспинами, а рубцами
Екатерина II
Связь Петра III c Елизаветой была вовсе не безобидной. Поговаривали, что он, став императором, намеревался заточить свою законную супругу в монастырь, а фаворитку сделать законной женой. Он повелел ей выделить комнаты рядом со своими. И об их связи знали решительно все, даже иностранные послы, которые как и Екатерина находили фаворитку малосимпатичной.
У Воронцовой две сестры красавицы, но он предпочел ее, безобразие которой невыразимо и не искупается ни хорошим сложением, ни белизной кожи.
Ж.Л. Фавье, французский посол
Удивительно, но сестра Елизаветы — Екатерина, на тот момент она уже носила фамилию своего супруга - Дашкова, напротив, подружилась с императрицей, причем настолько была ей предана, что считается одной из тех, кто помог совершить дворцовый переворот. У них была разница в 14 лет, и умная и образованная Екатерина, с детства увлеченная политикой мечтала сыграть историческую роль.
Екатерина Дашкова, обладая умом и хорошим образованием, довольно быстро убедила русскую аристократию поддержать Екатерину II, хотя это ставило в опасность ее родную сестру,
Несмотря на то, что после дворцового переворота отношения Дашковой и Екатерины II охладели, тем не менее, как мы знаем, Дашкова создала себе неплохую карьеру, стала первой женщиной в мире, которая возглавила Академию наук. И ее заслуги в Просвещении России всем известны.
А что же ее сестра Елизавета?
Довольно скоро Екатерина II сменила гнев на милость и пожалела опальную фаворитку. Спустя 3 года Елизавета вышла замуж за полковника Полянского. Он был небогат, и императрица даже выделила 45 тыс. рублей для покрытия долгов семьи. Несмотря на то, что Елизавета Полянская проживала с супругом в Санкт-Петербурге тем не менее, при двореона больше никогда не бывала.
Известно, что Елизавета сохраняла связи со своими братьями, которые укоряли другую свою сестру Екатерину за недружелюбие к сестре, которое вероятно сохранялось до конца их жизни.