Найти тему
ОТ ВЕКА К ВЕКУ

В галерее Светланы Сажиной нет золоченых багетов, полумрака и сна…

Когда-то, в 2008 году, она смогла превратить залитый по колено подвал в храм искусства.

Эта галерея в Брюсовом переулке, в двух шагах от церкви с поэтичным названием «Храм Воскресения Словущего на Успенском Вражке» - в любое время года наполнена солнцем и теплом. В тиши с белых стен приветливо смотрят портреты, распускаются и зеленеют на пейзажах деревья, голубеет небо.

"Это добрая галерея, тут все делается по любви", - пишут гости в книге отзывов. "Хочу приходить сюда снова и снова!"

- Когда я думала, как назвать галерею, то перебрала много красивых слов, - вспоминает Светлана. – И решила, раз это моя идея, и картины отбирать буду я, то и нести ответственность за все буду я. Поэтому назвала галерею своим именем.

Хозяйке, на вид хрупкой и нежной, пришлось решить бесконечное количество сложных инженерных вопросов, чтобы сырое подвальное помещение стало пригодным и комфортным для произведений искусства.

Июньским утром мы заглянули в «Галерею Светланы Сажиной». Галерее исполнилось 16 лет. Застали Светлану в приятных хлопотах – только что она подписала все необходимые бумаги, и великолепный портрет «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина отправляется из галереи в его родное Михайловское.

В канун 225-летнего юбилея этот портрет  займет место в экспозиции Государственного историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Михайловское», развернутой на Пушкинских Горах.
В канун 225-летнего юбилея этот портрет займет место в экспозиции Государственного историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника «Михайловское», развернутой на Пушкинских Горах.

Заметим, что федеральные музеи приобретают в свои фонды только очень стоящие, заслуживающие внимания вещи. «Портрет Пушкина» из наследия Заслуженного художника России Михаила Копьева (1947-2017) передала супруга живописца Ираида Копьева.

Светлане Сажиной есть чем гордиться – многие работы, экспонировавшиеся в галерее, теперь украшают экспозиции знаменитых музеев.

За эти годы Светлане Сажиной удалось привлечь целую когорту авторов, мастеров резца, акрила, масла, карандаша – истинных творцов. Более ста выставок уже за плечами.

Здесь выставлялись скульптуры Бориса Чёрствого, его работы сейчас находятся в собрании Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея.

Выставленные в галерее работы Ольги Оснач на тему «Русское застолье» попали в коллекцию Государственного Русского музея. Отметим, Русский музей в Санкт-Петербурге является методической базой Министерства культуры РФ для художественных музеев страны.

В 2020 году музей экспонировал картины Ольги Оснач на выставке в Малаге, в Испании.

Посетители галереи всегда рады работам Александра Дедушева, которые, кстати, продавались на русских торгах аукционного дома «Сотбис», Лилианы Спекторенко, Владимира Рябчикова, Игоря Авраменко.

А картина Андрея Веселянского и Ульяны Веселянской, на днях прямиком из коллекции галереи перекочевала в музей Алексея Толстого, где открылась выставка, посвященная 460-летию Шекспира.

Список шедевров, отобранный искусствоведами разных музеев в галерее Светланы Сажиной широк.

-3

- Светлана, наверное, сверхзадача галериста – находить, отбирать самое ценное? Говорят, трудно ладить с художниками, они, ведь, необычные, утонченные, очень своеобразные?

- Мне легко с ними. Главное, что для себя решила: нельзя брать работы, которые тебе не нравятся. Был у меня кошмарный опыт. Выставила картины известного художника, живопись которого совсем мне не близка. Можно сказать, это было не «по любви», а «по расчету». Думала, что выставка принесет мне нужные связи, рекламу…

В итоге, так тяжело было мне находиться внутри галереи среди картин, что пришлось то и дело выбегать на улицу, на волю - «отдышаться» на скамейке. И я убедилась, что выставки «по расчету», уж, точно не для меня, это тяжкое испытание. Все надо делать по любви!

- Интересно, эпоха цифровизации, в которую наш мир так неожиданно вступил, отразилась на деятельности галереи?

- Конечно. Ответ дала случившаяся пандемия. Ведь, было как: люди оказались надолго замкнутыми в ограниченном пространстве и остро ощутили тягу к произведениям искусства. Интернет, это прекрасно, но многим стало очевидно, что в доме не хватает тепла и уюта, одухотворенности. В нашу жизнь все это привносят живые произведения искусства, сделанные руками мастера.

Замечали вы, как даже от небольшой по размеру картины, этюда или статуэтки, вылепленной, например, из глины, или отлитой в металле, исходят вибрации и меняют «погоду в доме»? Люди это почувствовали. В период пандемии у меня были самые большие продажи!

Наша тяга к живым, хранящим тепло рук произведениям искусства, будет только расти. Человек, оторвавшись от компьютера, поспешит в галереи, студии, музеи, чтобы насладиться, «потрогать глазами» работы художников. Гончар Андрей Челобанов однажды сказал мне: «Не забывай, что глина, материал божественный. Бог, сотворил из глины человека».

Этим летом в Галерее Светланы Сажиной планируются выставка керамики и еще здесь будет царство натюрморта.

- Я люблю натюрморт, - говорит Светлана Сажина. – Этот жанр, как мини-вселенная, как послание потомкам. По натюрмортам голландцев, например, ученые окрыли неизвестные виды бабочек, которые существовали в 17-м веке. Так детально запечатлели их на своих картинах живописцы.

Наш повседневный быт меняется, незаметно уходит привычная среда. Андрей Челобанов загорелся, например, воссозданием подсвечников. Он погрузился в эту тему, как в бездну – за тысячелетия созданы бесчисленные образцы: глиняные подсвечники, светильники, масленки Средиземноморья, Египта, Индии, Руси… Все это кануло в Лету. Художник поможет открыть нам заново прелесть древних форм.

Натюрморт, иногда, как раскопки. У Ольги Оснач на холсте под названием «Оливье» изображена хрустальная ваза. Когда-то такие были в каждой советской семье. Теперь - только на картине.

В планах - выставка Лилианы Спекторенко «Женщина и фарфор». Художница Светлана Курмас готовит тему – дом, очаг.

У Галереи Светланы Сажиной, безусловно, женское лицо. Светлана убеждена: «Устойчивость жизни на земле, традиционные ценности, которые Россия отстаивает, начинаются с семьи, с женщины-матери, хранительницы очага. В доме должно жить добро. И это женская забота».

-4

Кто чаще всего приходит в ее галерею? Друзья.

Например, недавно здесь проводил очередную встречу благотворительный фонд «UNITY», с которым подружилась Светлана Сажина. Создатель фонда Алена Кузьменко ставит целью неврачебную помощь онкобольным – психологическую поддержку людям, которые побеждают тяжелый недуг. Проводятся занятия по терапии искусством, используя целительную силу художественных произведений. У фонда есть свой девиз – «Атмосфера планеты – это кислород любви и творчества, поддержки и развития».

Содружество фонда и галереи разносторонне: экскурсии, лекции, мастер-классы. И взрослые, и дети, многие из которых прошли тяжелые циклы химиотерапии, собираясь в галерее, знакомятся с произведениями искусства, пытаются под началом мастеров начать творить. У кого-то это первый в жизни опыт… Творчество окрыляет!

- Я смотрю в их глаза, - говорит Светлана, - и вижу такую энергию и радость, жажду нового, поражаюсь, как преображаются люди. Всем бы поучиться такому восприятию жизни.

-5

…Однако, увы, летопись галереи в Брюсовом переулке может закончиться в один миг. Чиновники не пожелали продлевать многолетний договор аренды. Помещение, которое когда-то заливали вода и нечистоты, в котором гостили лишь тучи комаров, а теперь приходят сюда почитатели прекрасного, находится в ведении коммунальных служб.

Но надежда на то, что в руководстве столицы найдут разумное решение и не повесят замок на дверь галереи, которая доказала свою востребованность в мире искусства, не покидает Светлану Сажину и художников. В Москве не так уж много подобных галерей.

Совсем не за красивые глаза основатель галереи награждена орденом "Служение искусству", медалью "Во имя жизни на Земле". За активное участие в выставочных проектах имеет благодарности от Министерства Культуры РФ, Российской Государственной Библиотеки Искусств.

Олег ЗЛОБИН, фото автора и РОСМИПРЕСС

ОТ ВЕКА К ВЕКУ