Найти тему
Путь пчелы

Распятие

Картинка из Дзена.
Картинка из Дзена.

Одними из последних слов Иисуса Христа на кресте были слова:
Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? Сколько раз в день вы говорите себе эти слова перед лицом мрачных, катастрофических обстоятельств вашей жизни? Ни разу? Тогда эта статья не для вас, лучше привычно продолжайте с загадочной улыбкой тыкать пальцами в гаджеты в поисках забавных котиков..Шутка. Доля шутки - требуются души постарше, с неким житейским опытом за плечами, чтобы написанное ниже вызывало правильные ассоциации.

Итак, распятие - это крест. Почему крест, каков его смысл? По словам аватара Шри Сатьи Саи Бабы - крест это символ распятого эго. Какого эго? А нашего с вами, эго людей эпохи Кали-юги - чрезмерного раздутого, с непомерным самомнением и амбициями, омраченным бесконечными страстями и желаниями, строго отождествившего себя с телом-умом и подчинившего себе душу..Кали-юга - это эпоха похожая на большую стирку, где в водоворотах жизненных коллизий, как в барабане стиральной машины, отстирываются застарелые грехи нашей души, тянущиеся, словно хвост, за ней из жизни в жизнь. Просто так человек почти не способен расстаться со своими неприглядными мысленными концепциями ( типа: человек-человеку волк или: жизнь одна, поэтому все можно или: не обманешь - не проживешь ), дурными привычками ( типа: здоровье отличное - спасибо Столичной или: кто не курит и не пьет - тот здоровеньким помрет ), замусоренной матом, бранью и враньем речью и неблаговидными поступками ( типа: украл походя чужое, оскорбил не задумываясь, наказал наглого козла, отомстил тварям за подлость и т.д. и т.п. ). В результате что? Человек получает страдания по полной, соответственно своей прошлой карме, которой он, как правило обусловлен в этой жизни почти на 100%! Цель жизни человека ( так много пишут о Цели жизни, а она умещается в одно развернутое предложение ) - на основе полученного за жизнь опыта изменить свои мысли, чувства, эмоции и поступки и научится жить по законам Дхармы - законам Бога, данного всем людям свыше ( в зачатке проявляющегося у рядового человека как Совесть ), изменить согласно этим законам свой характер, чтобы эти позитивные изменения принесли ему в следующей жизни более благоприятное и обеспеченное рождение, которое позволило бы ему оторвать свой взгляд от омрачающих его сознание радостей/проблем земли и твердо встать на путь осознанной духовной эволюции в качестве бессмертной души и своего истинного Я, а не преходящих тела-ума, парализованных Эго. Пока это осознание не пришло - будет длится страдание телесное, эмоциональное и душевное, вытягивать из нас все жилы и наматывать на барабан сансары..А что делать? По другому человек пока не понимает, поэтому страдание - это испытанный высшими силами прием притягивания сознания людей к Богу, к вечным ценностям, ведь именно в страдании человек обращается к Небу и просит поддержки, защиты, спасения..Когда у него все хорошо - в церковь его не затащишь, ему некогда, столько дел впереди, сулящих деньги, успех, отдых на всю катушку, в общем земной рай.. Зачем думать о каком то небесном рае и в чем-то себя ограничивать, когда вот он прямо перед тобой - еще немного ( пусть даже иногда и незаконных ) усилий и он готов упасть прямо в вспотевшие от благих трудов ладошки! В общем, очень мудро устроенный Богом мир двойственности отлично реализует эволюционный смысл закона Кармы!

Поэтому пока только страдания на горизонте. Нет, конечно, будут и успех и счастливые мгновения и дни, а может даже месяцы и годы - ведь карма и ее плоды бывают не только негативные, за какие то прошлые богоугодные дела судьба может и отблагодарить по царски! Но это редко, ведь за прошедшие с начала Кали-юги время ( более 5000 лет ) человек научился и привык все больше грести под себя, на себя, но не от себя, для других, все глубже погружаясь в мутные воды эгоистического сознания я, мое, мне.. А каждое действие, как известно, рождает обратное по силе противодействие. Поэтому, чем глубже человек зарывается в Эго и его псевдо-радости, тем сильнее Бог тянет его обратно через страдания. И вот пересечение духовного эволюционного Пути вверх, к царствию, так сказать, небесному и горизонтального поля ( перекладины ) желаний, страстей, амбиций и т.д. эгоистичной жизни человека с непросветленным сознанием и рождает это пересечение жизни духовной и материальной под названием Крест! Эволюция жизни через совершенство форм природы, устремленная вверх , доходит до создания своего венца - Человека, где Дух уже протягивает мостик интеллекта от божественной Души к низшим формам Ума человека - физическому и витальному, но на пути дальнейшего прогресса сознания человека встает на многие сотни жизней Эго ( ахамкара на санскрите, пропитывающая своим влиянием всю антахкарану - внутреннее психическое тело человека, включающее и работающее на уровнях ума, интеллекта, памяти, чувств и эмоций ) и замыкает на себя все плоды его деятельности на многие тысячелетия, разбегаясь миллионами потоков мыслей, желаний и дел в горизонтальной проявленной Вселенной, погружая его в мир скорби и смерти, поскольку эго отождествляет себя с телом и умом преходящей, смертной личности. Поэтому Крест это реальный символ нашего распятого страдающего и несовершенного эго-сознания, являющегося временным ( но необходимым, ибо дает практический опыт развития ) препятствием на пути духовной эволюции нашей души.

Теперь о том, как этот символ пришел в нашу жизнь и зачем. Наверно, все знают о Иисусе Христе и той религии, которую он принес на Землю в начале нашей эры ( от рождества Христова ) - христианстве и символом которого стал крест. Надо сказать, что все Человечество, как единый организм, имеет похожую духовную эволюцию, какую проходит индивидуальная душа человека во временных рамках Чатур-юги - цикла четырех Юг, которую можно представить как один виток вокруг вертикальной оси креста в восходящем бесконечном эволюционном движении. По ведическим данным это период продолжительностью 4 320 000 земных лет, разделенный на четыре юги ( эпохи ): Сатья-югу («золотой век», 1 728 000 лет), Трета-югу («серебряный век», 1 296 000 лет), Двапара-югу («медный век», 864 000 лет) и Кали-югу («железный век», 432 000 лет), в течение которых душа человека в своем развитии проходит путь от низшей, животной жизни в Кали-юги до высшей, бесплотной, ангельской жизни в Сатья-юге. В каждую эпоху к человечеству приходят Учителя, дающие учения в качестве религий, поддерживающих, наставляющих и направляющих человека по пути Дхармы ( законов Бога ) и помогающих ему не сбиться с магистрального пути человеческой эволюции. Такие проявления Божественного Сознания через человеческий образ в индуизме зовутся аватарами и в рамках учений, наставлений, приносимых ими людям, со временем обрастающих традициями, правила, догмами, обрядами и превращающихся в религии, они считаются главными богами. Таковы, например, аватары Кришны и Рамы в индуизме или Иисуса Христа в христианстве ( хотя, конечно, у христианства свое мнение на значение и роль Господа Иисуса Христа для Его церкви и верующих в Него ). Так вот, в начале эры Рыб, 2000 лет назад, Господь Иисус Христос, согласно плану Высших духовных иерархий относительно духовной эволюции человечества, принес на Землю великую Благую весть - свое революционное учение, позднее утвердившиеся как Христианство и отображенное апостолами Христа в Новом Завете, которое задало импульс духовного развития всего западного мира до нашего времени ( эпохи Водолея ) и дальше. В кратце оно состояло в том, что человек обладает бессмертной душой, которая не умирает со смертью тела, а переходит жить в тонкоматериальные области рая или ада, согласно мыслям, словам и поступкам человека за всю его прожитую жизнь: «Ибо для того и мёртвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом». Другой великой истиной, которая особо прельстила сердца Его последователей в начале христианства и поддерживает и по сей день было новое открытие Бога, как бесконечной любви и сострадания. В христианстве вызрел один из основных постулатов веры - Бог есть любовь. Главная заповедь Христа была: " Иисус ответил ему ( фарисею, испытывавшему Его ): Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя, на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ". А в первом послании святого апостола Иоанна сказано: " Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение ". На смену суровому, иногда мстительному и беспощадному Богу Ветхого Завета, вселявшему страх в богобоязненные души верующих, пришел Господь, сущностью которого была любовь ко всему своему творению. Но вернемся к нашей основной теме.

В Ветхом Завете человек не обладал вечными душой и жизнью и умирал со смертью тела, после оставления его дыханием, дарованного ему Богом ( как сказано было Господом Богом Адаму: В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься ). Вера в Бога и ревностное поклонение ему даровало по Его милости только безбедное и спокойное существование в текущей жизни и все. Точнее загробное будущее смутно проглядывало в некоторых положениях Ветхого Завета, таких как, например: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего» или «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». Также были даны скудные сведения о месте пребывания умерших, называвшемся " шеол ", что означало ад или преисподнюю. Причем туда отходили все умершие, даже праведники, которые имели только неопределенную, смутную надежду на избавление их душ от власти преисподней и которая должна была реализоваться только с приходом Мессии, Христа, что было видно из пророчеств ветхозаветного евангелиста Исаии: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы от всех лиц». И вот, по древнему пророчеству является Мессия - Иисус Христос и открывает через свою великую жертву распятия двери ада для всех усопших до Его явления душ, как сказано в Огласительном слове на Пасху: Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, - первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь. Христос открыл людям вечную жизнь души человеческой и был первым, кто показал миру свое Воскресение после смерти восстав из гроба и обещал жизнь вечную в раю, рядом с собой всем праведникам и спасение от ада всем грешникам, уверовавшим в Него: Ибо Бог послал Сына Своего в мир не для того, чтобы осудить мир, но чтобы мир через Него спасен был.

Итак, Иисус Христос дал импульс и надежду на новую жизнь после смерти, жизнь вечную - открыл, если вернуться к символу Креста, перспективу духовной жизни, восходящей к Небесам - вверх, после перекладины физической смерти личности. Как сказал апостол Павел в своем 1-ом послании к коринфянам, подтверждая учение Христа: Не все мы умрем, но все изменимся, т.е. после смерти все изменятся - духовно развитые праведники поменяют свои плотные физические тела на тонкие, астральные, но их сознание не умрет, а будет перенесено в новое, тонкое, не материальное тело, а грешники тоже получат тонкие тела ( точнее останутся в своих же тонких телах, которые помимо физического имели при жизни ) но будут не осознанны, как бы " умрут " - будут находиться в состоянии глубокого сна или обморока и в таком состоянии пробудут до следующего своего воплощения в новом плотном теле. Так вот о перекладине Креста - интересно, что кресты, на которых распинали в древнем мире преступников, судя по дошедшим до нашего времени изображениям, имели форму буквы Т - Crux Commissa или Х - Crux Decussata т.е. не имели верхней части над перекладиной, о символическом значении которой в свете мистерии распятия Иисуса Христа я говорю, а после Его распятия Крест стал изображаться как мы его привыкли видеть в наше время - Сruх immissa - крест с перекладиной и верхней и нижней вертикальными частями, что вполне соответствует эзотерическому его смыслу.

В мистерии распятия Господа Иисуса Христа важна каждая деталь - она может рассказать о многом и раскрыть потаенные смыслы заключенные в них. В свете нашего рассмотрения важнейшей деталью является наличие трех крестов и распятие, помимо Иисуса Христа, вместе с ним двух преступников на Голгофе в ту Страстную пятницу. Мы допустили, что в свете мистерии Распятия голгофский крест - это символ распятого эго человека, кармическое воздаяние за его накопленные грехи, та малая жертва ( по сравнению с великой жертвой Иисуса Христа ) которую должен принести каждый человек на алтарь своего эволюционного развития, чтобы преодолеть горизонтальную перекладину кармической неодухотворенной ( сансарной ) жизни. Тогда почему в мистерии Голгофы их три? Как известно из апокрифических источников в тот день распяли, вместе с Иисусом, двух преступников: благоразумного разбойника Дисмаса ( Тит в арабском евангелии Детства Спасителя ) и безумного разбойника Гестаса ( Думах ). Так, в русском апокрифе «Слово о крестном древе» содержится предание о происхождении Дисмаса: он оказывается сыном одного из двух разбойников, грабивших на путях в Египет, жена которого болела сердцем и не могла кормить ребёнка. Второй разбойник был отцом другого младенца, но его жена имела лишь один сосок и кормила только своего ребёнка. Во время бегства в Египет святое семейство было захвачено мужем больной женщины, и Дева Мария в течение шести дней кормила его сына грудью. Позже дети, как и их отцы, стали разбойниками, и тот, которого кормила Богородица, оказался Дисмасом, а второй - Гестасом. Дисмас был распят на Голгофе вместе с Христом по правую руку от Иисуса, а Гестас - по левую. Во время казни Дисмас, в отличие от Гестаса, покаялся в своих грехах и уверовал в божественность Спасителя, за что и прозван был Благоразумным разбойником. Традиционно считается, что он стал первым спасённым человеком из всех уверовавших во Христа. Гестас же не принял Иисуса Христа и ни в чем не раскаялся и получил имя Безумного разбойника. Распятие разбойников упоминается во всех четырёх канонических Евангелиях, однако наиболее полный рассказ о казнённых вместе с Христом приводится в Евангелии от Луки: Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю. Почему благоразумный Дисмас оказался по правую руку Спасителя, а неразумный Гестас - по левую? Дело в том, что в процессе нашей человеческой эволюции в нас действуют три вида космической энергии: Ида - поднимающаяся от нижней чакры муладхары до верхней аджны по левой стороне тела, Пингала - так же поднимающаяся к аджне по правой стороне тела и центральный канал - Сушумна - прямой канал внутри позвоночного столба, напрямую поднимающийся от муладхаре к аджне. Именно по нему поднимается знаменитая Кундалини-шакти вследствие слияния энергий Иды и Пингалы, даря Освобождение йогу. Так вот правый канал пингала считается мужским и связан с мужскими энергиями отречения, воли и свободы духа, эманируемых Солнцем, а левый ида считается женским каналом - проводником женских энергий телесного ума, подсознания и эмоций, эманируемых Луной. Ниже я постараюсь более полно раскрыть эту тему еще с другой стороны, но сейчас достаточно будет сказать, что Дисмас соответствовал правой пингале - интеллекту, духовному уму человека, поэтому смог принять божественность Иисуса Христа, а Гестас соответствовал левосторонней иде - низшему уму человека и подсознанию, поэтому был неспособен понять и принять величие Бога во плоти. Господь же здесь предстает как Сушумна - центральный канал по которому сознание человека ( очищенное от эго, кармических долгов и всех прочих клеш и омрачений с помощью йогических практик ) поднимается через аджну чакру до сахасрары чакры и сливается с ее божественным Сознанием, которое и представлял собой Иисус Христос.

Итак, три креста, в чем смысл? Человеческое Эго распято, но из чего оно состоит? Эго это ограниченное энергией Бога Майей божественное Сознание, вибрирующее в нашем случае на частотах человеческого сознания - мы привыкли называть его Умом. Но, поскольку человек состоит из нескольких оболочек, то и ум можно условно разделить по этому принципу. Поэтому мы можем говорить о Физическом уме физической оболочки ( аннамайя коша ), Витальном уме астральной оболочки, состоящей из пранамайи коши, маномайи коши ( низшего ума ) и нижней части виджняна майи коши ( высший ум, интеллект, тело мудрости ) - соответственно пранической оболочки, ментальной оболочки и оболочки разума, Интеллекта. Четвертая оболочка, непосредственно окружающая нашу Атму - частицу трансцендентного Сознания Бога, называется анандамайя коша - тело блаженства, именно в ней хранятся семена нашей кармы, определяющей нашу судьбу. Физический ум руководит процессами жизнедеятельности нашего тела, хранит благо и дурно приобретенные привычки - это царство тамаса - энергий инерции и невежества, Витальный ум руководит или призван руководить нашими желаниями, страстями, воображением, реализаций различных проектов и т.д., это царство раджаса - энергий творческой жизнедеятельности, Интеллект или Разум - это мостик от первых двух умов к Сверхразуму, божественному разуму анандамайи коши, руководящей всеми нижними умами, а через них и их телами, это царство Саттвы - энергий света божественного Знания, гармонии, чистоты и завершенности. Именно к достижению состояния Саттвы стремятся йоги, очищая и гармонизируя через духовные практики свои нижние уровни сознания - это состояние дает возможность подняться к состоянию Сверхразума нашего Атмана ( Атмы ). Есть и обратная практика интегральной йоги Шри Ауробиндо - по его методу божественный сверхразум идет навстречу усилиям йога по очищению, подъему своего сознания и опускается и гармонизирует, освящает все нижние тела. Так вот, три креста мистерии распятия Иисуса Христа и есть распятие на перекладине Сансары всех трех тел человека, связанных с рассмотренными умами.

С этой точки зрения Безумный разбойник Гестас, распятый слева от Христа олицетворяет физическое тело человека ( или его физический ум ) - оно страдает из-за тамасических, греховных привычек и образа жизни невежественного человека, несет на себе печать страданий от бесконечного множества болезней, травм и бед случающихся с ним согласно карме человека. Благоразумный разбойник Дисмас, распятый справа от Христа, символизирует собой астральное тело человека ( или его витальный ум ) - это бесконечные, так называемые душевные муки, которые испытывает человек в следствие своей неверной, греховной деятельности в угоду своему эго, обуреваемого бесконечными желаниями. Но, как известно, ум - это не только проклятие для человека ( поскольку йога - это читта вритти ниродха, как сказал Патанджали в первом стихе своей знаменитой работы по йоге - Йоге-сутры - успокоение вибраций ума, мешающих пройти к высшим уровням Сознания ), но и инструмент, позволяющий человеку при зрелом руководстве со стороны интеллекта, гуру, заниматься трансформирующими личность духовными практиками, влиять на на низшие формы сознания и их тела. Именно поэтому, как было написано выше, Дева Мария шесть дней питала своим молоком Саттвы Дисмаса и он в роковой час смог открыться осознанию божественности Иисуса Христа, а Гестас такого причастия не получил и так остался в своем низшем сознании тамаса. Как отмечал Шри Ауробиндо в своих работах - физический ум - твердый орешек и он самый трудный элемент духовного преображения в человеке, потому, что за ним стоит подсознание с бесконечной кармой тысяч, если не миллионов прошлых воплощений и очистить ее всю для его духовного преображения очень и очень трудно. Теперь о Сознании Христа. Оно божественно, это состояние СатЧитАнанды - Единого божественного сознания созданной Богом Вселенной, всеведущего, всесильного и всепроникающего. Но какие же были последние слова Господа, умирающего за наши грехи на кресте? Как известно, он сказал семь фраз. Опустим первые три, для нашей темы важны четыре последних. Итак, четвертая: " Боже мой! Боже мой! Для чего Ты Меня оставил? " Кто был Христос? Согласно теологии индуизма Он был аватарой - проявлением божественности, Бога в теле человека, т.е. Его сознание было Божественным, а тело человека. И в этот трагический момент так сказало Его тело, возможно опустившись в своей осознанности после перенесенных Им физических и эмоциональных мук до уровня Физического и Витального ума. Следующая фраза: Жажду! Это явно не относится к Его желанию пить, как посчитали римские солдаты и ради смеха смочившие Ему уста губкой с уксусом.. К этому моменту Его Сознание Аватара уже вернулось на свой Божественный уровень и Он жаждал завершить ту божественную мистерию, ради которой пришел на Землю. Следующая фраза означала духовное видение завершения своей миссии: Свершилось! И последняя: Отче! В руки Твои передаю дух Мой! Дух именно отлетавший и оживлявший доселе плоть Его тела, поскольку основная часть Его Духа была ( и есть ) божественна и грандиозна, поддерживала собой в это же время всю нашу проявленную Вселенную! И в этом завершении миссии Иисуса Христа как аватара и был проявлен именно Его Крест, когда он прошел в своем духовном осознании от креста Гестаса, через крест Дисмаса, олицетворявших пока еще низшую природу тела и ума человечества к своему Кресту Божественного величия и славы Духа высшего Божественного Сознания! Аминь.

И все же хотелось бы закончить словами Чарльза Ледбитера из его книги " Христианское кредо ", который верно заметил, что за символизмом Креста, стоит не меньший символ Божественного человека, который благодаря жертве Иисуса на Голгофе смог через нее приобщиться к вечной жизни Духа: " Исследуя символизм латинского креста, вернее, распятия, исследователи ожидали, что в глубине веков эмблема окажется без распятого Человека и останется лишь один первоначальный крест. А между тем случилось как раз обратное: они были поражены, увидев, что под конец крест исчез и сохранилась лишь человеческая фигура с распростертыми руками. Но в ней не было и тени скорби или страдания, хотя она все же являет собой жертву; скорее, она выражала чистейшую радость, радость свободной отдачи себя. Это - символ Божественного Человека, стоящего в мировом пространстве с руками, простертыми для благословения, дающего свои дары человечеству, свободно изливающего Свою Жизнь во всех направлениях, сходящего в это " плотное море " материи, чтобы быть связанным, плененным, заключенным в его границы, дабы благодаря этому схождению мы могли получить бытие ".

Фигура Христа в Рио-де-Жанейро. Картинка из Дзена.
Фигура Христа в Рио-де-Жанейро. Картинка из Дзена.