Муж писательницы Сандры Войтер найден возле дома мертвым. Имеет к этому отношение супруга или нет – решает суд.
На одном из финальных заседаний в аудитории включают аудиозапись, на которой Самюэль (муж) и Сандра ссорятся. Дело происходит за день до гибели мужчины.
Суду нужно проанализировать сказанное, чтобы сделать выводы о причастности жены, а у нас свои цели – мы разберем часть диалога, чтобы сделать выводы об отношениях супругов.
«Мне нужно время, чтобы писать, так же как и тебе!» – заявляет Самюэль. Он хочет заниматься писательством, но забросил работу и посвятил себя воспитанию ребенка (сын Сандры и Самюэля потерял зрение из-за аварии. Отец должен был забрать его из детского сада, однако был увлечен написанием книги и отправил вместо себя няню).
С точки зрения Самюэля, если бы не жена (успешная писательница), которая мало времени уделяет ребенку и все вешает на супруга, он мог бы писать и развиваться.
Здесь знатоки транзактного анализа уже уловили ключевую фразу «если бы не …» – это название одной из самых распространенных супружеских игр из книги Эрика Берна «Игры, в которые играют люди», 1964.
Игра – это набор «ходов» (высказываний или действий), которые внешне выглядят благовидно, но у них есть скрытые цели, некий подвох. То есть говорится/делается одно, а имеется в виду другое. Каждый участник получает от игры свою выгоду. Именно к ней и стремятся все игроки.
Перед нами игра «Если бы не ты…». Берн иллюстрирует ее историей мистера и миссис Уайт.
Жена очень хотела танцевать, но муж ей не разрешал. Миссис Уайт жаловалась подругам, говорила, что могла бы многого добиться, если бы не супруг. В результате курса психотерапии муж изменил свои установки – и миссис Уайт смогла пойти на танцы. Однако оказалось, что…она не может танцевать, так как ужасно боится публичных выступлений. То есть, по сути, запрет мужа был для женщины весьма выгоден – он «защищал» ее от столкновения с реальностью. Куда удобнее считать, что чего-то не добилась из-за мужа, нежели осознавать, что причина в тебе.
А что происходит в фильме?
Самюэль хочет писать книгу. Внешне он транслирует следующий посыл: я хочу писать, но кто-то должен заниматься нашим сыном. Моя эгоистичная супруга этого не делает, она занята своей писательской карьерой, заботы о ребенке падают на меня, следовательно, я не могу писать. Вывод: моя жена и ее эгоизм – причины того, что я не пишу.
Но давайте подумаем: если жена откажется от своей карьеры, полностью разгрузит Самюэля, оборудует ему рабочее место и предоставит сколько угодно времени, будет ли он писать книгу?
Совершенно верно, не будет. Чья-нибудь бабушка наверняка выразила бы суть ситуации поговоркой «плохому танцору и ноги мешают».
А транзактный анализ объясняет так:
В реальности Самюэль не хочет писать по различным причинам. Его терзает чувство вины из-за того, что он стал причиной инвалидности сына. Он боится соревноваться с супругой на писательском поприще. Он ставит себе чрезмерно высокую планку и предпочитает ничего не писать, нежели писать плохо. Это лишь те наблюдения, которые мы можем сделать в рамках сюжета фильма. А «за скобками» может быть еще масса внутренних мотивов.
То есть, вопреки собственному внешнему посылу, внутренне Самюэль писать не хочет, и жена в реальности ему не мешает, а наоборот – помогает, ведь благодаря ей у мужчины всегда есть удобное оправдание: он не пишет из-за жены.
Ему не нужно встречаться со своими страхами, прорабатывать чувство вины, пересматривать амбиции и план жизни. Можно винить во всем жену, ощущать себя жертвой, а также героическим отцом (принесшим писательство в жертву родительству). Ответственность за свою жизнь Самюэль успешно перекладывает на Сандру. В ней же он находит объект для вымещения злости – Сандра ведь тоже далеко не ангел, и можно в потоке взаимных обвинений «выпускать пар».
Собственно, сама Сандра эти выводы и делает в пылу ссоры: «И не надо говорить, что ты жертвуешь собой! Ты хочешь сидеть в стороне, потому что ты боишься! Потому что амбиции разрывают тебя, прежде чем у тебя родится хоть какая-то малюсенькая идея! Ты вдруг понял, что тебе 40 и кто же в этом виноват, да сам ты в этом виноват! Ты парализован своими высокими стандартами и страхом провала!».
Но Самюэль не воспринимает эти слова, в ответ он разражается бранью и называет жену «чудовищем». Неудивительно, ведь для того, чтобы обнаружить себя играющим в игру, следующим сценарию, нужно захотеть измениться. И быть готовым столкнуться с малоприятными сторонами своей личности.
Психология, в частности, транзактный анализ, дают инструменты к изменениям, но только тем, кто хочет их взять.
Как мы видим, в «Если бы не ты» могут в равной мере играть как женщины, так и мужчины – в примере Эрика Берна с нереализованностью сталкивается жена, а в «Анатомии страсти» – наоборот, муж не в состоянии реализовать себя.
Игры, которые мы выбираем, зависят от нашего индивидуального опыта, а также от жизненного сценария.
Подробнее о «Если бы не ты» – в этой статье.
Еще про фильм «Анатомия падения» – здесь.
Подписывайтесь на канал, обязательно задавайте вопросы – я все читаю и отвечу в комментариях и следующих статьях!