автор: священник Михаил Хайрутдинов
9 июня, в Неделю шестую по Пасхе, мы читали отрывок из Евангелия об исцелении слепорожденного, из которого видно, что уже современники Христа плохо понимали своего Бога и Его спасительный промысел. Увидев этого несчастного слепца, иудеи спрашивают Господа о том, кто же виноват, что этот человек таким родился: родители его грешили или он сам?
Мы с вами христиане и понимаем, что одна личность не отвечает за другую, не наказывается один человек за грехи другого. А евреи показывают предвзятое отношение, непонимание Божьего промысла, и Господь не объясняет им, что они неправы, Он отвечает только: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:3).
Иисус Христос просто плюет на землю под ногами, берет какую-то грязь и намазывает слепому те места, где должны быть глаза, буквально делает глазные яблоки со словами: пойди умойся в купальне Силоам (Ин. 9:7). Название этой купели в переводе означает «посланный». И слепой отправляется в то место. Причем можно себе представить, что думает этот человек, когда идет по дороге.
Ему повелительно было сказано: пойди умойся. Представляете, идет человек, у него вместо глаз две грязные кочки. А ведь этот путь не такой близкий, это не просто отойти в сторонку и умыться. Он проходит немалое расстояние, не замечая, как на него смотрят, пальцем показывают, смеются. Он идет своей дорогой, со своими мыслями, и постепенно, по мере приближения к купальне, крепнет его вера. Слепой ждет, что вот-вот произойдет исцеление, подходит, умывается, и у него появляются глаза! Удивительное чудо, это просто невозможно описать!
И что же происходит дальше? Казалось бы, человек обретает способность видеть. Что он должен в первую очередь делать? Любоваться миром, рассматривать всё. Но в Евангелии ничего не сказано о том, что он прыгал от радости, оглядываясь по сторонам.
Исцеленного подзывают к себе фарисеи, которые, как обычно, следили за Христом, и начинают его пытать, мучить, пытаясь ему навязать мысль о том, что это не Спаситель мира, не Христос, не Сын Божий дал ему зрение. А он, не зная никакой догматики, да даже и читать не умея, отвечает им: «Вот вы семи пядей во лбу, а я не понимаю ничего. Но ведь чудо-то произошло!»
Фарисеи обращаются и к его родителям, чего только не делают, лишь бы настоять на своем. Их рациональный разум не позволяет принять Иисуса как Христа Спасителя. Почему? Потому что, во-первых, они другого Мессию ждали, во-вторых, они хотят, чтобы не они Бога слушались, а Бог слушался их, вот Он и представляется им таким, каким они Его видят.
И ничего у них не выходит, они в злобе выгоняют бывшего слепого, говоря: «Во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9:34). А он уходит, уходит радостно, чудо совершилось!
И опять всё это совершается в субботний день. Священное Писание повествует, что Господь почил от своих дел в день субботний. Почему же Он творит-то эти исцеления именно в субботу? Сам Иисус Христос говорит об этом: «Что Отец мой творит, и я творю». И становится понятно, что субботний день (выходной) дан человеку, чтобы он немножко от суеты отключился, пообщался с Богом, заметил, что вокруг есть другие люди, и не бездельничал в этот день, а совершал дела милосердия. Подобно тому, как и Сам Господь исполняет заповедь, делая добрые дела.
Христос дает слепому зрение, но важно то, что в конечном счете открываются его духовные очи. Он не просто радуется этой жизни, а начинает Бога познавать, доверять Ему, верить в то, что Господь управляет этим миром и промышляет над ним самим. То есть у этого человека появляется глубокая и крепкая вера.
Нужно отметить и то, что Иисус Христос слепорожденному говорит конкретно, Кто Он есть. Что Он — Сын Божий и Сын Человеческий. И человек с этой верой живет дальше. Вот что самое главное произошло, вот в чем открылась Слава Божия!
Господь и нас всех призывает к тому, чтобы наши духовные очи не были закрыты. Мы своими глазами видим, своими ушами слышим, руками делаем и не всегда можем ответить на вопрос, почему вокруг есть немощные, больные, инвалиды, почему дети рождаются больными.
Как живут, допустим, богатые люди, у которых, казалось бы, есть всё? Но можно иметь здоровье, капитал и недвижимость, а Бога в душе не иметь. Очень многие с Богом-то общаться не умеют, не научились и не собираются этого делать. Вот в чем самая главная беда.
Мы зря ропщем на Бога, потому что на каждого человека у Него есть свой промысел. Бывает так, что благодаря одному больному ребенку воцерковляется целая семья. Поэтому наша задача не роптать, а открывать свои духовные очи, стараться за Богом следовать и не отходить от храма, жить его святыми таинствами.
Аминь!