Найти тему

Рюмка водки за вход в Кунсткамеру и абонемент в Эрмитаж для Пушкина: как в Российской империи появлялись музеи

Первый музей в Российской империи появился в 1714 году. Всего двести лет спустя, накануне революции, в стране работало уже около 500 государственных и частных музеев в 104 городах. Вспоминаем, кто и как открывал первые российские музеи, как они были устроены, кто мог в них попасть и что там можно было увидеть.

Первый музей: Кунсткамера

Первый в истории России музей благополучно работает до сих пор, не так давно отметив 300-летие: речь, конечно, о петербургской Кунсткамере.

История первого в России публичного музея началась с «великого посольства» Петра I: его искренне восхитили модные тогда в Европе «кабинеты кунштов» (редкостей, диковин). Он тут же начал скупать и отдельные экспонаты, и целые коллекции. Каким-то одним направлением Петр себя не ограничивал, покупал всё — от коллекций редких животных, раковин, рыб и насекомых до оружия и инструментов. А вернувшись в Россию, с энтузиазмом начал обустраивать свой собственный «кабинет редкостей». Годом основания Кунсткамеры считается 1714-й, когда Петр приказал перевезти свою коллекцию «диковин» из Москвы в новую столицу (нынешнее здание было построено позже, в 1718–1727 годах).

Коллекцию пополняли буквально всем миром, причем в добровольно-принудительном порядке. 13 февраля 1718 года Петр выпустил указ «О передаче родившихся уродов в каждом городе коменданту и о назначении за них платы и о штрафе за утайку». Надо сказать, указ был довольно прогрессивным для своего времени: там, например, опровергалось распространенное суеверие, что родившиеся «уроды» — дьявольское отродье или результат порчи.

«Таят невежды, чая, что такие уроды родятся от действия дьявольского через ведовство и порчу, чему быть невозможно. Ибо един Творец всея твари Бог, а не дьявол, которому ни над каким созданием власти нет, но от повреждения внутреннего, также от страха и мнения матернего во бремени, как тому есть примеры, чего испужается мать, такие знаки на дитяте бывают. Также когда ушибется или больна будет и прочее».

Помимо «монстров», указ предписывал приносить найденные «в земле, или в воде старыя вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческия или скотския, рыбьи или птичьи, не такия, какия у нас ныне есть, или и такия, да зело велики или малы перед обыкновенным, также какия старыя подписи на каменьях, железе или меди, или какое старое и ныне необыкновенное ружье, посуду и прочее всё, что зело старо и необыкновенно».

За каждую находку платили довольно щедро. Вот, например, прайс на «уродов»: «человеческие — по 10 рублей, скотские и звериные — по 5, птичьи — по 3 рубля (за мертвых); за живых: человеческие — по 100 рублей, скотские и звериные — по 15, птичьи — по 7». В результате коллекция оказалась настолько разнообразной, что сто лет спустя на базе собраний Кунсткамеры будут созданы семь самостоятельных музеев: Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический (плюс Кабинет Петра I).

Уже в 1718 году коллекция Кунсткамеры была открыта для публики. Это тоже было прогрессивным: даже в Европе общедоступных музеев было еще очень мало. Неудивительно, что публика сначала даже не поняла, чего от нее хотят и зачем ей ходить в музей. Поэтому Петр не только отказался вводить плату за вход, но и приказал угощать посетителей «чашкою кофе, рюмкой вина или водки» и закусками (на что даже выделил отдельный бюджет из своих личных денег).

Первый художественный: Музей Академии наук

Почти полвека Кунсткамера оставалась единственным музеем страны. В 1758 году, в правление Елизаветы, открылся и второй — музей основанной за год до того Императорской академии художеств. Изначально музей размещался на Малой Садовой улице в Петербурге, во дворце основателя академии графа Ивана Шувалова. Он и положил начало коллекции, передав музею картины и рисунки из своего собрания. Подарок был царским: среди прочего, в собрании были картины Рембрандта, Рафаэля, Рубенса и Веронезе.

Дальше коллекция пополнялась в основном двумя способами. Во-первых, за счет богатых меценатов, среди которых было много членов императорской фамилии (некоторые, как, например, граф Кушелев-Безбородко, не просто покупали для музея отдельные картины, но и завещали ему свои огромные собрания целиком. Во-вторых, сами художники охотно дарили музею свои работы.

Фактически Музей Академии художеств был первым художественным музеем страны.

Правда, общедоступным он стал только сто лет спустя, в 1859 году. До этого основной аудиторией были воспитанники учебного заведения: считалось, что жизнь в окружении лучших образцов искусства будет способствовать развитию их художественного вкуса. Собственно, музей, хоть и существовал де-юре, долгое время был с Академией единым целым: многие предметы искусства были развешаны не только в музее, но и в аудиториях; рисунки и гравюры хранились в библиотеке Академии и даже выдавались на руки. В результате нередко приходилось списывать «пришедшие в ветхость картины». Осознание, что предметы искусства требуют особого музейного хранения, пришло гораздо позже.

Эрмитаж: из личной коллекции Екатерины II — к общедоступному музею

Годом рождения Эрмитажа считается 1764-й, когда Екатерина II купила коллекцию берлинского коммерсанта Иоганна Эрнста Гоцковского. Эта коллекция положила начало частному собранию Екатерины, которое она пополняла со всей страстью.

«В отношении картин она подвержена страшным и внезапным болезням, подлинному обжорству», — писал один из посредников императрицы по приобретению предметов искусства барон Ф.М. Гримм.

Не жалея денег, она скупала ценнейшие европейские коллекции, и к моменту ее смерти только картин в этом собрании насчитывалось почти 4000.

Поначалу собрание хранилось частично в личных покоях императрицы («Всем этим любуются только мыши да я», — писала она тому же Гримму в 1778 году), частично в Малом Эрмитаже, но по мере расширения коллекции для нее строят специальное здание — Большой Эрмитаж.

При этом общедоступным музеем Эрмитаж стал только при Николае I, 17 февраля 1852 года. До этого он полностью соответствовал своему названию: в переводе с французского ermitage означает «уединенное место, приют отшельника». Туда могли попасть либо гости членов императорской фамилии, либо счастливые обладатели разрешения на вход. Такое разрешение выдавалось профессорам и студентам Академии художеств, иностранцам и просто любителям искусства, но получить его было непросто. Даже Пушкину удалось достать заветный пропуск фактически «по блату»: помог Жуковский, на тот момент наставник цесаревича. Зато билет был «безлимитным»:

«Посылаю тебе билет эрмитажный; он на всю вечность, — гласила записка Жуковского. — Его при входе отдавать не должно».

Сделав музей общедоступным, его коллекцию перенесли в специально для этого построенное здание Нового Эрмитажа — то самое, с гранитными атлантами. Собрания размещались уже не в случайном порядке, а в соответствии со специально утвержденными правилами:

«Живописные картины и портреты распределяются в эрмитажных галереях, кабинетах и залах… по школам, художникам и эпохе их произведения… особое внимание на то, чтобы оные имели, сколь возможно, выгодное для них освещение».

Впрочем, окончательное решение всегда оставалось за Николаем: император активно участвовал в подготовке к открытию музея, давая указания на любые темы, от цвета стен до порядка развески картин. Он не стеснялся работать и искусствоведом, на глаз определяя мастеров и относя их к тем или иным школам. По воспоминаниям очевидцев:

«…если раз он определил, что картина такой-то школы, его уже мудрено было переубедить.— Это фламандец!
— Ваше Величество, а мне кажется…
— Нет, уж ты, Бруни, не спорь. Фламандец!..»

Вход в Эрмитаж был свободным. Чтобы обезопасить коллекцию, залы с особо ценными предметами охраняли гренадеры. «С половины первого часа до двух с четвертью» музей был закрыт: это время было «забронировано» для императора. Несмотря на бесплатный вход, посещаемость была довольно скромной: в 1880-х она составляла 50 000 человек в год (для сравнения: в доковидном 2019-м Эрмитаж принял почти 5 млн посетителей). Впрочем, в XIX веке у него уже была большая конкуренция.

XIX век: музейный бум

Хотя сами музеи в XVIII веке можно было пересчитать по пальцам одной руки, именно в это время зарождаются предпосылки для их бурного роста в следующем столетии:

  • В моду входит коллекционирование: многие представители аристократии, а потом и купечества начинают собирать у себя действительно ценные коллекции и устраивать в своих дворцах частные галереи.
  • Появляются естественно-научные коллекции при учебных заведениях: Минеральный кабинет и Кабинет-музей натуральной истории при Московском университете, коллекции Вольного экономического общества и т. д.
  • Арсеналы XVIII века тоже считают делом чести устроить музейные хранилища: в это время появляются Достопамятный зал петербургского Арсенала, Палата редкого и образцового оружия при Тульском оружейном заводе и пр.

XIX столетие называют золотым веком музеев, и не только в России: они тогда появлялись по всей Европе.

Новые музеи открываются один за другим, а те, посещать которые раньше могли только избранные, наконец становятся доступными для широкой публики. Например, в 1806 году Александр I издал указ о присвоении статуса музея Оружейной палате (и через восемь лет она действительно открылась для публики — сначала, правда, для избранных, но с 1852 года как публичный музей с бесплатным входом), хотя как хранилище исторических и художественных ценностей она существовала с XVI века.

Музеи в это время появляются не только в столицах, но и во всех уголках империи. Считается, что первый провинциальный музей был открыт еще в 1782 году в Иркутске: идея принадлежала тогдашнему губернатору Ф.Н. Кличке, а средства на открытие он получил от местных купцов и дворян. В XIX же веке почти каждый более-менее крупный город обзавелся собственным краеведческим музеем: в 1859 году музей открывается в Архангельске, в 1862-м — во Владимире, в 1863-м — в Новгороде, в 1865-м — в Уфе, в 1866-м — в Твери, в 1870-м — в Тобольске, в 1871-м — в Петрозаводске, в 1876-м — в Ташкенте, в 1879-м — в Екатеринодаре и т. д. Краеведческие музеи появлялись при поддержке местных земских учреждений, статистических комитетов, научных обществ, им активно помогала местная интеллигенция.

-2

Если музеи XVIII века были чаще всего комплексными (то есть там собирали едва ли не всё, что представляло интерес), то в XIX веке они бесконечно специализируются по сферам и отраслям: появляются отдельные военно-исторические, морские, этнографические, геологические, сельскохозяйственные, педагогические, политехнические, промышленные, кустарные (посвященные народным промыслам) и другие музеи. Археологический бум, который в XIX веке переживал весь мир, и необходимость хранить и систематизировать находки привели к появлению множества археологических музеев: Феодосийский музей древностей (открыт в 1811-м), Одесский (1825), Керченский (1826) и многие другие. Более старые комплексные собрания тоже разделяются на узкоспециализированные: та же Кунсткамера, как мы помним, в XIX веке дала жизнь семи разным учреждениям.

Собственный музей появляется и при каждом уважающем себя учебном заведении, причем не только в университетах (это само собой), но даже в гимназиях (в первой половине XIX века такие мини-музеи были едва ли не во всех губерниях) и духовных семинариях. Причем инициативу подхватывали и преподаватели, и ученики: все охотно занимались «собирательством». Не отставали и воинские подразделения: почти у каждого был собственный полковой музей.

Появляется и совсем новый жанр — мемориальные музеи. Одним из первых в 1879 году в Александровском лицее открылся музей, посвященный Пушкину. Инициатива принадлежала товарищам поэта по Царскосельскому лицею, которые много лет хранили связанные с ним реликвии, а потом идею подхватила общественность: в лицей стали поступать книги, автографы Пушкина, его личные вещи.

Частная инициатива была обычной практикой для музеев этого типа: из всех 16 мемориальных музеев в память о деятелях искусства и науки, которые успели открыть до революции, большинство не получало поддержки от государства. Почти все они открывались по инициативе частных лиц и финансировались «всем миром» — общественностью и/или меценатами. Так, чтобы открыть Лермонтовский музей в Николаевском кавалерийском училище, директор лично разослал обращения к бывшим воспитанникам учебного заведения, а также командирам едва ли не всех гвардейских полков, с просьбой прислать сохранившиеся у них связанные с Лермонтовым предметы и/или «посильные денежные пожертвования».

От частных коллекций к публичным музеям: Третьяковская галерея и не только

В XIX веке происходит расцвет коллекционирования, и именно на основе частных коллекций позже возникают крупнейшие музеи страны: Фео­до­сий­ская кар­тин­ная га­ле­рея (1880), Са­ра­товский ху­до­же­ст­вен­ный му­зей (1885), Треть­я­ков­ская га­ле­рея (1892), Му­зей изящ­ных ис­кусств (1912), Те­ат­раль­ный му­зей им. А.А. Бах­ру­ши­на (1913) в Мо­ск­ве и многие другие.

Яркий пример — Румянцевский музей, который в 1831 году открылся в Санкт-Петербурге, а тридцать лет спустя переехал в Москву. Госканцлер, дипломат, историк и меценат граф Николай Румянцев много лет мечтал о создании общедоступного музея. Перед смертью он завещал обустроить музей в его особняке на Английской набережной. Основой экспозиции стала его личная богатейшая коллекция, в которой чего только не было: книги и ценнейшие древние рукописи, монеты и медали, минералы и находки из археологических экспедиций, картины и скульптуры. Музей, открытый братом и душеприказчиком Румянцева Сергеем, был действительно общедоступным: посещать его могли все, невзирая на сословные различия, — невиданный для своего времени либерализм! Надо сказать, что, несмотря и на доступность, и на богатство коллекции, дела в Петербурге шли из рук вон плохо, а вот в Москве, которая на тот момент была гораздо менее избалована музеями, он наконец «расцвел».

Но, конечно, самый знаменитый пример превращения частной коллекции в общедоступный музей — Третьяковская галерея. Правда, промышленник и меценат Павел Третьяков начал собирать коллекцию работ современных русских художников в середине 1850-х сразу с прицелом на создание музея: по его словам, он мечтал «оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников». Сначала галерея размещалась в специально выделенных комнатах прямо в особняке Третьяковых, а с 1874-го — в пристроенном к нему отдельном двухэтажном здании. Но собрание росло так стремительно, что к концу 1880-х постоянно достраиваемое помещение галереи окружало особняк уже с трех сторон. В 1900-е все эти постройки объединят общим фасадом, возведенным по проекту Васнецова: именно такой мы знаем Третьяковку сейчас.

В 1892 году Третьяков передал свою коллекцию (а заодно и коллекцию брата Сергея, в основном состоявшую из произведений западноевропейских художников) в дар Москве. Но до конца жизни оставался попечителем галереи и имел почти единоличное право отбора картин, которые зачастую по-прежнему покупал на собственные средства (хотя некоторые деньги теперь выделяла и Московская городская дума).

Рассказывают, что даже последними словами Павла Михайловича Третьякова были «Берегите галерею и будьте здоровы».

Несмотря на такое обилие частной инициативы, члены императорской фамилии тоже не оставляли музейное дело без внимания. Более того: некоторые исследователи считают, что открытый в 1898 году в Петербурге Русский музей был создан Александром III как бы в ответ Третьяковке: очень уж императора задело, что главный в стране музей русского искусства открыт частным лицом.

В начале XX столетия новые музеи стали открываться еще активнее. Итоги развития музейного дела в стране подвели на Предварительном съезде музейных деятелей в 1912 году. Благодаря этому событию мы точно знаем, сколько в Российской империи было музеев накануне революции: более 500 в 104 городах страны.

Буду несказанно благодарен если, зайдя однажды, останетесь с каналом навсегда.

Желающие поддержать канал, в ЧЕТВЁРТЫЙ раз поднимающийся из дзеновских руин, могут присылать донаты.

Номер карты Сбербанка — 2202 2068 8896 0247 (Александр Васильевич Ж.). Пожалуйста, сопроводите перевод сообщением: «Для Каморки».