Найти тему
WorkTruck

Окупится ли электрический грузовик?

Оглавление

Друзья, протестили 6-тонный рефрижератор на электротяге JMC E820. Ведь интересно прикинуть будущее отрасли уже сейчас. Также “изюминка” машины в том, что это не переделка из модели с двигателем внутреннего сгорания. А чистокровный электромобиль.

Плюсы. Минусы. Что удивило, а что порадовало. И самое главное - выгодно ли?

Давайте изучать вопрос. Поехали!

Молчаливый грузовик

Есть или нет смысл. Начинаем изучать автомобиль досконально. Габариты и отдача электромотора E820 навевают на мысли о сравнении с Валдаем 8. Только движок у “китайца” стоит сразу у заднего моста и выдает 90 кВт и 420 ньютон-метров.

При этом динамика доступна изначально, никакого разгона - 60 км/ч набираются за шесть секунд. Однако! Забавно, но машине все равно ехать ли пустой, с 3 тоннами или под завязку. JMC разгоняется резво и за сохранность груза остается только молиться.

Машина двигается бесшумно, что предусмотрительно нивелируется функцией «звука троллейбуса», то есть генерацией искусственного гула при движении. Для водителя ехать в беззвучной кабине непривычно. Ни тебе гула движка, переключения скоростей, специфичных запахов топлива и масла. Вот оно, будущее.

А теперь о важном, то есть о цене вопроса. То бишь тарифах на энергию. Если ехать с комфортной и эффективной - 70-75 км/ч.  Быстрее просто невыгодно, дело портит аэродинамика, тогда мощность растет 40 кВт·ч на 100 км.

При сохранении скоростного режима 70 км/ч можно на одной зарядке проехать 250 км. Быстрая зарядка требует 60 минут. Режим рекуперации (подзарядка батареи торможением) есть и весьма рекомендуем для активного пользования. На отрезках с большими спусками она берет на себя роль грузового ретардера.

Итак, сейчас цена 1 кВт·ч на платных зарядных станциях – в районе 17 рублей.

-2

Экономика

На стороне Е820 изначальная концепция в качестве электромобиля. То есть недостатков конвертации из ДВС в конструкции нет. Нет карданов, насоса гидроусилителя руля и разнообразных компрессоров, которым нужно питание. Выхлоп? Низкий расход энергии.

Что касается холодильной установки рефрижератора, то питание на нее подается из тяговой батареи на 15 кВт·ч. Если холодильник работает по полной программе (режим глубокой заморозки, емкости АКБ хватит на 8 часов. В обычных же условиях батарею нужно заряжать раз в две недели.

Основная батарея расположена в центре рамы и создает довольно низкий центр тяжести. Энергоячейки железо-фосфатные и не так чувствительны к перепадам температур в отличие от литий-ионных. Зарядная розетка стандарта GB/T находится по левому борту.

Рассуждаем. Выгодно ли? Сперва - да. Даже при использовании платных зарядок, на 100 000 км потратим 700 000 рублей.  У дизельного Dongfeng C80 расходы на ГСМ в 1,5 раза больше. При этом в кузов влезет 22 куба или 8 стандартных европалет. По загрузке машина увезет 3,6 тонны, а полная масса - 6 тонн.

Считаем дальше. Плановое ТО - раз на 40 000 км. Состоит из: замены салонного фильтра. Плюс, каждые 80 000 км сменить тормозную жидкость. Еще каждые 100 000 км провести смену антифриза системы охлаждения и масла в заднем редукторе. Казалось бы.

НО НЕТ! Увы, цена на JMC Е820 выше, чем на Валдай 8 или Dongfeng C80. 7,6 млн рублей против 5 млн рублей. Для отбития затрат по сравнению с на С80 придется потратить 4,5 года, а по отношению к Валдаю 8 – уже 10 лет. Можно ухитриться пользоваться ТОЛЬКО бесплатными зарядными станциями, и сократить эти сроки вдвое.

Из конкурентов можно вспомнить компанию EVM, которая создает легкие электрогрузовики EVM Pro на базе УАЗ Профи. Однако серия остается небольшой - 70 экземпляров.

-3

Свои проекты анонсировал ГАЗ – ГАЗель e‑NN. Вроде бы в ассортименте даже есть цельнометаллические фургоны. Но насколько стабилен спрос? В этом плане электробусы перспективнее. Почему такая скептическая реакция рынка на новую нишу?

Ответ прост - в РФ электротранспорт и инфраструктура для него находится в зачаточной стадии. Даже в Москве электропарк насчитывает чуть больше тысячи машин. К концу 2023 года в столице было 1 300 электробусов ЛиАЗ и КАМАЗ. Так что все впереди. Надеемся.

Такие вот пироги!

Желаем всем терпения и удачи!