Мы уже вернулись в Москву, но Петербург не отпускает. И ещё осталось, о чём рассказать. Сегодня - о Мраморном дворце, который, наряду с дворцом Зимним украшает собой Дворцовую набережную.
Мраморный дворец великолепен. Мраморным он называется не просто так: сделан из мрамора самых разных цветов и оттенков, и это очень красиво:
В Санкт-Петербурге Мраморный дворец - один из немногих примеров архитектуры раннего классицизма. И пример использования природного камня в отделке фасадов. Первый этаж облицован тёмно-красным гранитом, второй и третий этажи - гранитом светло-серым:
Колонны и пилястры из розового мрамора, а их капители - из белого. Они ритмично чередуются с окнами, наличники которых изготовлены из серого мрамора. Между окнами - рельефные беломраморные гирлянды.
Северный и южный фасады дворца обращены на набережную Невы и Марсово поле:
Они симметричны и рассчитаны на восприятие с большого расстояния.
Двери балконов заключены в нишах с полуциркульными завершениями и увенчаны картушем на аттике:
Ограждения балконов - из мрамора с золочёнными бронзовыми балясинами. По всему периметру фасадов - вазы из серого доломита:
Главный фасад здания - восточный. Он обращён в парадный двор - курдонёр. А изначально тут протекал Красный канал, соединяющий Неву и Мойку - он был засыпан в конце 18 века.
Фасад венчает украшенный мраморными вазами часовой павильон, в котором находятся куранты. Они воссозданы в 1999 и исправно показывают время:
История
Мраморный дворец, или "Каменный дом у Почтовой пристани" построен на том месте, где при Петре I был Почтовый двор. Во время пожара 1737 он сгорел и участок пустовал.
Строить дворец по проекту Антонио Ринальди начала Екатерина II для Г.Г. Орлова. Которого уже сменил Г.А. Потёмкин. И Орлов вынужден был покинуть Зимний дворец. Однако в Мраморном дворце он не пожил. Так получилось, что владели дворцом три великих князя - три Константина: Павлович, Николаевич и Константинович.
Константин Павлович
Дворец строился долгих 17 лет. Григорий Орлов скончался в 1783, не дождавшись завершения его строительства. Тогда Екатерина подарила это мраморное чудо своему внуку, великому князю Константину Павловичу, к его бракосочетанию, которое состоялось в 1796.
Константин увлекался военными науками, участвовал в Итальянском и Швейцарском походах А.В. Суворова, командовал гвардией.
С 1816 он жил в Варшаве: сначала был назначен главнокомандующим Польской армией, затем исполнял обязанности наместника Польши. А Мраморный дворец занимали служащие его двора с семьями.
В 1831, спасаясь от восстания в Варшаве, Константин выехал в Санкт-Петербург и по дороге скончался от холеры.
Константин Николаевич
В этом же 1831 Николай I назначает дворец своему малолетнему сыну, великому князю Константину Николаевичу. Пока он воспитывался в семье, во дворце жили его придворные. А к его бракосочетанию в 1848 с великой княгиней Александрой Иосифовной, урожденной принцессой Саксен-Альтенбургской, Мраморный дворец реконструировался по проекту Александра Брюллова.
Великий князь проявлял большой интерес к музыке, сам играл на нескольких музыкальных инструментах. Знал и любил литературу. Многие писатели и музыканты посещали его в Мраморном дворце. В Белом зале проводились музыкальные концерты.
Константин Константинович
В 1892 Мраморный дворец наследует сын Константина Николаевича - Константин Константинович, поэт и переводчик Серебряного века, писавший под псевдонимом "КР".
Константин Константинович служил на флоте, затем в армии, командовал ротой лейб-гвардии Измайловского полка. С 1889 был президентом Академии наук.
В 1899 в Большом зале Мраморного дворца с успехом прошла постановка трагедии "Гамлет" в переводе великого князя. Главную роль исполнил он сам:
На представлении присутствовали члены Императорской семьи. Николай II был доволен игрой дяди и предложил поставить "Гамлета" в императорском домашнем Эрмитажном театре, что и было сделано.
В 1915 дворец унаследовали сыновья Константина Константиновича. Великая княгиня Елизавета Маврикиевна проживала во дворце до 1918 и вместе с детьми и внуками покинула Россию.
Сейчас Мраморный дворец - это часть Русского музея. И если его фасады сохранились в своём первозданном виде, то про интерьеры этого не скажешь, они восстановлены реставраторами по старым фотографиям и рисункам, да и то лишь частично. Воссозданные залы позволяют понять, как выглядел Мраморный дворец в лучшие свои времена.
Парадная лестница
Она сохранилась почти без изменений и утрат. Украшена установленными в нишах скульптурами из итальянского мрамора:
Рельефными композициями на стенах третьего этажа и лепным декором перекрытий.
Мраморный зал
Первоначально был одноэтажным, а после реконструкции А. Брюллова он стал двухъярусным:
Его пространство освещено окнами второго и третьего этажей. Плафон работы Стефано Торелли "Свадьба Купидона и Психеи" - это живопись маслом на холсте, создан в 1775.
Всего во дворце было 70 парадных помещений. Из них сохранились только Парадная лестница и Мраморный зал. Остальные воссозданы реставраторами.
Парадная приёмная
Здесь сохранились восемь монолитных колонн полированного гранита и фрагменты наборного паркета:
Воссозданы заново мраморные камины, наборный паркет, лепное убранство сводчатого перекрытия и бронзовая люстра.
Белый зал (Готический)
Это самое большое помещение дворца - двусветный зал, который занимал практически весь западный корпус дворца и который получил своё название из-за элементов неоготического стиля:
Именно здесь, в Белом зале, при Константине Николаевиче, 2 мая 1856 состоялось первое выступление Иоганна Штрауса в Петербурге.
Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме - единственный подлинный камин середины 19 века, сохранившийся на своём историческом месте.
Зимний сад
Просторное помещение в южной части дворца, на террасах второго и третьего этажей, с высокими окнами и кессонированным потолком, который поддерживают чугунные колонны. В центре мраморный фонтан с тремя чашами:
Царский зал
Его интерьеры были выполнены в стилистике палат Московского Кремля:
Раньше здесь размещались портреты царствующих особ.
Орловский зал
Тема этого помещения - прославление братьев Орловых. В стенных нишах располагались их скульптурные портреты, выполненные Фёдором Шубиным.
Уже после отставки Григория Орлова Екатерина писала ему:
Я никогда не позабуду сколько я всему роду вашему обязана и качества те, коими вы украшены и поелику отечеству полезны быть могут.
Залов в Мраморном дворце очень много. Здесь можно заблудиться. Обойти все не хватит и дня, дворец огромен. Не все залы находятся в достойном состоянии. Многие в лучшем случае сохранили остатки потолочного декора - какие-то в большей степени:
А какие-то в меньшей, и в них замечательны лишь двери:
Ротонда
Она примыкает к Белому залу с севера, здесь воссоздана лепнина потолка и бронзовая золочёная люстра.
Дворец действительно огромен. Он занимает целый квартал между Невой и Миллионной улицей. Имеет три внутренних дворика.
Вот каков Мраморный дворец в плане:
С 1994 перед главным входом установлена грандиозная конная статуя императора Александра III работы Паоло Трубецкого:
Надо сказать, что Александр III никогда не жил в Мраморном дворце. Константин Николаевич был его дядей (братом отца) и Александр III его терпеть не мог . Они расходились во взглядах по многим вопросам. А с его сыном и своим двоюродным братом Константином Константиновичем у Александра III были тёплые, дружеские отношения.
Сегодня в Мраморном дворце открыты несколько постоянно действующих экспозиций Русского музея. Из них посмотреть стоит лишь мемориальные покои Константина Константиновича Романова - экспозиция называется "Константин Романов – поэт Серебряного века". Всё остальное - это т.н. "современное искусство" (то есть творчество людей, психически не совсем здоровых).