Современному человеку невдомек, что долгое время женщинам запрещалось выполнять довольно значительное количество работ. Было принято считать, что многие из них являются прерогативой мужчин. Даже в мире искусства женщины могли быть разве что актрисами. Причем выступать они могли в любом виде, включая и полное обнажение, что не считалось бесстыдством. Но, к примеру, стать художником представительницы слабого пола уже не могли, ведь там требовалось изучать обнаженную натуру, что для них считалось противопоказанным. Однако бывали и исключения.
Итальянка Артемизия Джентилески смогла обойти существовавшие препоны и сумела стать известным художником. Правда, чего ей это стоило. Начать, пожалуй, надо с того, что Артемизия сама была дочерью художника Орацио Джентилески. Тот не слишком желал иметь в учениках человека со стороны, поэтому поначалу пытался привлечь к делу своих двоих сыновей. К сожалению, тяги к изобразительному искусству у них не было совсем, и отцу не оставалось ничего другого, как взять в помощники дочь.
И вот тут ему повезло. Артемизия оказалась, на редкость, понимающей ученицей, схватывающей азы рисования буквально на лету. Стараясь еще больше развить в ней чувство прекрасного, а также дать ей кое-какие знания в плане человеческого тела, Орацио под личную ответственность водил дочку в галереи и музеи, где демонстрировались работы античных мастеров с обнаженными древними героями, да труды современных художников на ту же тематику. Так художник поступал потому, что в те времена женщинам просто разглядывать обнаженных мужчин считалось позором.
Однако знать строение человеческого тела еще далеко не все в живописи. Среди других навыков требовалось владеть мастерством перспективы. У Орацио был знакомый художник, владевший этим мастерством – пейзажист и маринист Агостино Тасси. Отец уговорил его дать некоторое количество уроков для Артемизии. Будучи весь поглощен своими делами, он даже не догадывался, в руки кого передает свою еще несовершеннолетнюю дочь.
Следует отметить, что в профессиональном плане Тасси был, действительно, мастером. Но в как человек являлся довольно скользким типом. Будучи сыном рядового скорняка, выдавал себя за человека благородного происхождения, который воспитывался самым настоящим маркизом. Фактически он жил окутанный коконом обмана и не гнушался громоздить новую ложь на уже сказанную. Все это, возможно, и не сыграло бы значимой роли в жизни Артемизии, если бы в процессе очередного урока Тасси не затащил девушку в постель. Для несовершеннолетней начинающей художницы это стало потрясением, и она обо всем рассказала отцу.
Поначалу дело решили завершить миром: Тасси возьмет Артемизию замуж, тем более, что в Италии подобная традиция существовала. Она даже имела название «ремонтная свадьба». Тасси согласился, но по разным причинам венчание раз за разом откладывал. Потом выяснилось, что художник уже давно был женат, и дополнительные проблемы ему были не нужны. Но теперь уже Артемизия пошла на принцип и подала иск на Тасси в суд.
Сказать, что судьи выступили на стороне пострадавшей, значит погрешить против истины. Процесс растянулся более чем на 7 месяцев, причем Артемизию допытывали, что называется, с пристрастием. Чтобы было более понятно, то пострадавшую от действий насильника несовершеннолетнюю девушку подвергали не просто допросам, а пыткам. При этом все, что она могла в ходе пыток сказать, интерпретировалось бы в пользу Тасси. Однако Артемизия с честью выдержала тяжкие испытания, и судьям не оставалось ничего другого, как отправить насильника за решетку. Правда, заключение для него сделали минимальным – менее одного года – но здесь важен сам факт.
Все эти превратности судьбы просто не могли не сказаться на творчестве молодой девушки. Еще в ходе судебных тяжб она создала свою первую, получившую известность, работу на библейскую тему Сусанны и старцев. Правда, долгое время полотно выдавалось за плод работы ее отца, ведь самой Артемизии тогда едва исполнилось 17 лет.
Уже в этой работе художница акцентирует внимание на женском образе. И в дальнейшем в ее картинах представительницы прекрасного пола будут занимать центральное место.
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» – тема, которая привлекала многих мастеров кисти. Только вот у Джентилески прочтение данной библейской истории было несколько иное.
Обычно на полотнах изображалась молодая красотка со старухой служанкой, которая требовалась для контрастности с молодостью и красотой Юдифи, хотя убийство героиню уж никак не красило. У Артемизии и Юдифь, и ее служанка – молодые, привлекательные особы. Причем, Юдифь настолько обольстительно смотрится, что даже отрезанная голова Олоферна ей немного улыбается.
Мужские проблемы художницу затрагивали весьма опосредованно. Даже при их наличии на первом месте у нее были женщины. Мужчины же требовались для показа конфликта. Так библейская героиня Иаиль изображена настолько твердой в своих намерениях, что кол от шатра, который она использовала для ликвидации ханаанского военачальника, прошел насквозь через его череп и застрял в земле.
Прошло время, Артемизия немного успокоилась и вышла замуж, найдя себе для супружеской жизни художника Пьерантонио Стиаттесси. Вместе с ним она переехала во Флоренцию, где прошла обучение в местной Академии рисунка. Благодаря покровительству известного в крае мецената Козимо II Медичи Артемизия познакомилась с Галилео Галилеем, подружилась с ним и долго переписывалась. Однако в самой Флоренции художница не задержалась надолго. Джентилески много путешествовала, заводила новые знакомства, получала заказы на картины. Есть сведения, что среди заказчиков Артемизии был даже король Англии Карл I.
К сожалению, время скрыло место и время упокоения этой необычной женщины. Однако для современных людей она является своеобразной иконой феминизма за свою смелость в жизни и эпичность творчества.