Найти тему
Журнал «History Project»

Ярость и истязание на полотнах Артемизии Джентилески

Современному человеку невдомек, что долгое время женщинам запрещалось выполнять довольно значительное количество работ. Было принято считать, что многие из них являются прерогативой мужчин. Даже в мире искусства женщины могли быть разве что актрисами. Причем выступать они могли в любом виде, включая и полное обнажение, что не считалось бесстыдством. Но, к примеру, стать художником представительницы слабого пола уже не могли, ведь там требовалось изучать обнаженную натуру, что для них считалось противопоказанным. Однако бывали и исключения.

Итальянка Артемизия Джентилески смогла обойти существовавшие препоны и сумела стать известным художником. Правда, чего ей это стоило. Начать, пожалуй, надо с того, что Артемизия сама была дочерью художника Орацио Джентилески. Тот не слишком желал иметь в учениках человека со стороны, поэтому поначалу пытался привлечь к делу своих двоих сыновей. К сожалению, тяги к изобразительному искусству у них не было совсем, и отцу не оставалось ничего другого, как взять в помощники дочь.

Артемизия Джентилески
Артемизия Джентилески

И вот тут ему повезло. Артемизия оказалась, на редкость, понимающей ученицей, схватывающей азы рисования буквально на лету. Стараясь еще больше развить в ней чувство прекрасного, а также дать ей кое-какие знания в плане человеческого тела, Орацио под личную ответственность водил дочку в галереи и музеи, где демонстрировались работы античных мастеров с обнаженными древними героями, да труды современных художников на ту же тематику. Так художник поступал потому, что в те времена женщинам просто разглядывать обнаженных мужчин считалось позором.

Однако знать строение человеческого тела еще далеко не все в живописи. Среди других навыков требовалось владеть мастерством перспективы. У Орацио был знакомый художник, владевший этим мастерством – пейзажист и маринист Агостино Тасси. Отец уговорил его дать некоторое количество уроков для Артемизии. Будучи весь поглощен своими делами, он даже не догадывался, в руки кого передает свою еще несовершеннолетнюю дочь.

Следует отметить, что в профессиональном плане Тасси был, действительно, мастером. Но в как человек являлся довольно скользким типом. Будучи сыном рядового скорняка, выдавал себя за человека благородного происхождения, который воспитывался самым настоящим маркизом. Фактически он жил окутанный коконом обмана и не гнушался громоздить новую ложь на уже сказанную. Все это, возможно, и не сыграло бы значимой роли в жизни Артемизии, если бы в процессе очередного урока Тасси не затащил девушку в постель. Для несовершеннолетней начинающей художницы это стало потрясением, и она обо всем рассказала отцу.

Поначалу дело решили завершить миром: Тасси возьмет Артемизию замуж, тем более, что в Италии подобная традиция существовала. Она даже имела название «ремонтная свадьба». Тасси согласился, но по разным причинам венчание раз за разом откладывал. Потом выяснилось, что художник уже давно был женат, и дополнительные проблемы ему были не нужны. Но теперь уже Артемизия пошла на принцип и подала иск на Тасси в суд.

Сказать, что судьи выступили на стороне пострадавшей, значит погрешить против истины. Процесс растянулся более чем на 7 месяцев, причем Артемизию допытывали, что называется, с пристрастием. Чтобы было более понятно, то пострадавшую от действий насильника несовершеннолетнюю девушку подвергали не просто допросам, а пыткам. При этом все, что она могла в ходе пыток сказать, интерпретировалось бы в пользу Тасси. Однако Артемизия с честью выдержала тяжкие испытания, и судьям не оставалось ничего другого, как отправить насильника за решетку. Правда, заключение для него сделали минимальным – менее одного года – но здесь важен сам факт.

Все эти превратности судьбы просто не могли не сказаться на творчестве молодой девушки. Еще в ходе судебных тяжб она создала свою первую, получившую известность, работу на библейскую тему Сусанны и старцев. Правда, долгое время полотно выдавалось за плод работы ее отца, ведь самой Артемизии тогда едва исполнилось 17 лет.

Сусанна и старцы
Сусанна и старцы

Уже в этой работе художница акцентирует внимание на женском образе. И в дальнейшем в ее картинах представительницы прекрасного пола будут занимать центральное место.

«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» – тема, которая привлекала многих мастеров кисти. Только вот у Джентилески прочтение данной библейской истории было несколько иное.

Юдифь, обезглавливающая Олоферна
Юдифь, обезглавливающая Олоферна

Обычно на полотнах изображалась молодая красотка со старухой служанкой, которая требовалась для контрастности с молодостью и красотой Юдифи, хотя убийство героиню уж никак не красило. У Артемизии и Юдифь, и ее служанка – молодые, привлекательные особы. Причем, Юдифь настолько обольстительно смотрится, что даже отрезанная голова Олоферна ей немного улыбается.

Мужские проблемы художницу затрагивали весьма опосредованно. Даже при их наличии на первом месте у нее были женщины. Мужчины же требовались для показа конфликта. Так библейская героиня Иаиль изображена настолько твердой в своих намерениях, что кол от шатра, который она использовала для ликвидации ханаанского военачальника, прошел насквозь через его череп и застрял в земле.

-4

Прошло время, Артемизия немного успокоилась и вышла замуж, найдя себе для супружеской жизни художника Пьерантонио Стиаттесси. Вместе с ним она переехала во Флоренцию, где прошла обучение в местной Академии рисунка. Благодаря покровительству известного в крае мецената Козимо II Медичи Артемизия познакомилась с Галилео Галилеем, подружилась с ним и долго переписывалась. Однако в самой Флоренции художница не задержалась надолго. Джентилески много путешествовала, заводила новые знакомства, получала заказы на картины. Есть сведения, что среди заказчиков Артемизии был даже король Англии Карл I.

Аврора. Работа А. Джене
Аврора. Работа А. Джене

-6

К сожалению, время скрыло место и время упокоения этой необычной женщины. Однако для современных людей она является своеобразной иконой феминизма за свою смелость в жизни и эпичность творчества.