Disney — уже не круто. Почему легенда индустрии терпит одни убытки?
Студия Walt Disney и ее произведения ранее ассоциировались с чем-то сказочным. Миры, созданные ею, любят зрители всех возрастов. Однако, с чем название Disney ассоциируется сейчас? С громкими скандалами по поводу изменения цвета кожи главной героини в очередном ремейке или бесконечными увольнениями сотрудников? Может, с рекордно низкими сборами картин в мировом прокате? К сожалению, да. А ведь когда-то компания была совсем другой. Уолт Дисней не даром считается одним из основоположников индустрии анимации: процессу производства мультфильмов у студии Disney учились целые анимационные школы других стран. Но сейчас студия сдает позиции первенства на рынке кино и анимации. Давайте попробуем разобраться, что произошло.
В погоне за ЦА и трендами
Следуя современным тенденциям, компания стала делать мультфильмы для конкретной целевой аудитории. Нет ничего плохого в том, что создатели продукта целятся в определенный пласт зрителей, так уж работает маркетинг. Однако некоторые продюсерские решения компании негативно сказались на сборах последних лет. Самым показательным годом стал 2022-ой, когда каждая из выпущенных картин Disney собирала катастрофически мало.
«Я краснею» (2022)
Подростковая приключенческая комедия про школьницу Мейлин, которой по-наследству передалось проклятие: если девочка испытывает сильную эмоцию - она превращается в огромную красную панду. Остановить это можно лишь ритуалом во время красной луны и Мейлин придется ждать целый месяц, чтобы решить свою проблему. В мультфильме рассматриваются проблемы гиперопеки, взаимопонимания ребенка с родителями, переходного возраста и принятия себя. Скептически зрители восприняли поднятие такой интимной темы, как месячные. В итоге вышла картина, которая совершенно не заинтересовала людей вне выбранной ЦА.
Бюджет - 175 миллионов долларов Мировые сборы - 20 миллионов долларов (мультфильм вышел сразу на Disney+ и компания до сих пор не озвучила, окупился ли этот проект)
«Базз Лайтер» (2022)
Мультфильм является спин-оффом франшизы “История игрушек”. Он рассказывает о космонавте Баззе Лайтере, застрявшем вместе с командой на враждебной планете. Проведя серию испытательных полетов, чтобы понять, как выбраться из ловушки, герой возвращается и оказывается, что для него время шло намного медленнее, чем для команды. Картину бойкотировали в прокате из-за сцены однополого поцелуя. Это был фоновый элемент и на сюжет никак не влиял, но двух секунд оказалось достаточно, чтобы целые страны отказались пускать мультфильм на экраны своих кинотеатров. В остальном же “Базза Лайтера” зрители назвали скучным и затянутым зрелищем, очень непохожим на прежние работы Pixar (дочерняя компания Walt Disney Studios).
Бюджет - 200 миллионов долларов
Мировые сборы - 226 миллионов долларов
«Странный мир» (2022)
Егерь Клейд и его сын открывают новое растение во время путешествий. Спустя годы главный герой, Искатель Клейд, обзавелся семьей и стал известен благодаря открытию растения пандо, которое приносит людям энергию. Но его жизненную идиллию нарушает президент, которая пришла рассказать герою, что пандо перестает выполнять свою функцию. Искатель Клед вынужден отправиться в экспедицию в кратер, где расположены корни этого растения. Мультфильм мог стать просто проходной работой Disney, так как ничего выдающегося он в себе не содержал. Но на “Странный мир” обрушился шквал недовольных, не готовых к эпизодам, где Итан, сын Искателя, испытывает чувства к другу и рассказывает деду о своей нетрадиционной ориентации.
Бюджет - 180 миллионов долларов
Мировые сборы - 73 миллиона долларов
Разочаровывающий юбилей
После таких небольших сборов, Disney понял, что некоторые продюсерские решения оказались неудачными и отошел к истокам. На свой столетний юбилей компания вернулась к более традиционной концепции — классической сказке в сеттинге волшебного средневековья. Но это не помогло.
Последний на данный момент выпущенный в прокат мультфильм Disney народной любви не сыскал. Приуроченное к столетию компании “Заветное желание” (2023) получилось нескладное, со сценарным неточностями: компания не смогла угодить ни критикам, ни зрителям. Если неудачи прежних картин можно списать на не понравившуюся зрителям повестку, то этот мультфильм показывает, что у Disney наблюдаются проблемы с творческой креативностью и качеством сценариев.
Главная героиня живет в городе, которым правит могущественный волшебник Магнифико. Он забирает одно главное желание каждого из жителей в обмен на обеспечение их благополучия и раз в месяц исполняет чью-то заветную мечту. Аша, молодая девушка, хочет исполнить мечту дедушки и для этого становится одной из учениц Магнифико. Но на просьбу волшебник отказывается помогать, так как он исполняет лишь те желания, что полезны для королевства. Аша протестует, убегает из дома и загадывает желание, на которое откликается звезда с неба. Она готова помочь девушке вернуть жителям их стремления.
Бюджет - 200 миллионов долларов
Мировые сборы - 254 миллионов долларов
На Metacritic профессиональная оценка составляет 48 из 100,
а зрительская — 5,0 из 10.
Изначальный конфликт произведения нелогичен: отдать свое заветное желание, достигнув совершеннолетия — обязательное условия для проживания в городе и жители идут на это добровольно. Люди знают правила и их никто не обманывает. Магнифико не гарантирует исполнения мечт, но взамен охраняет подданных и их желания от внешней опасности. И внезапно то, что желание далеко не каждого будет исполнено — становится шоком для Аши. Девушка резко меняет свое мнение почти на пустом месте и идет против системы. С самого начала мультфильма нам объясняют правила, а потом ими же возмущаются. Мотивацию освободить мечты людей главной героини можно понять только ближе к концу, когда Аша сама же разозлила Магнифико и тот, считая, что народ ему не благодарен, начал поглощать чужие желания.
Эра лайф-экшн ремейков
Другим тревожным звоночком творческой стагнации Disney стали лайф-экшн ремейки культовых мультфильмов. Знакомые сюжеты Disney переносятся в реалистичный мир с живыми актерами и компьютерной графикой. Пусть бесконечная череда ремейков намекает на творческую стагнацию компании, в самих попытках переосмысления классики нет ничего плохого. И надо признать, что Disney, зачастую, не просто повторяет старые картины в новом визуале кадр в кадр. Однако множество из ремейков оказались на порядок хуже оригиналов и возникает вопрос — почему же переосмысление знакомых сюжетов не запали зрителям в душу?
1. Неподходящий для сказок стиль
Анимация — очень удобный способ рассказать историю. Для того, чтобы заставить героев летать не нужно хромакея и специальных механизмов с тросами. Кроме того, в отличие от компьютерной графики, которая со временем устаревает, анимационный стиль студии Disney радует глаз качественной картинкой до сих пор. Помимо визуальных эффектов, уже не имеющих былой сказочности в привычном нам мире от изменений страдают и персонажи: никакие актеры не смогут изобразить ту же степень мультяшных кривляний, а если и смогут, это будет выглядеть неуместно. Реалистичные животные так и вовсе теряют 90% мимики в кадре.
Яркий тому пример: “Король Лев” (2019)
Нарисованному милому львенку гораздо проще сопереживать, нежели реалистичной модельке.
2. Попытки превзойти оригиналы
Disney пытается раскрыть старых персонажей на современный лад. Но, как показывают сборы, зрители с трудом воспринимают любимых героев в новой обертке. В угоду трендов Disney меняет характеры и историю так, чтобы они были интересны определенному пласту аудитории, но забывают, что подобные нововведения должны быть качественно прописаны и логично обоснованы.
Одним из самых жестко критикуемых ремейков стала “Мулан” (2023)
Героиня оригинальной картины напрямую влияла на ход сюжета, доказывая свою силу и храбрость. В то время как создатели ремейка сделали Мулан такой по-умолчанию, почти ничем не подкрепив наличие этих черт в персонаже.
3. Нехватка бюджета
Еще одним камнем преткновения формата лайв-экшн ремейков стали огромные затраты на компьютерную графику. Повторить те же музыкальные номера и сказочные локации из оригиналов даже при большом бюджете трудно. А ведь надо также оплатить работу сценаристов, режиссеров, актеров, костюмеров и т.д. В итоге чаще всего какой-нибудь немаловажный элемент картины страдает, будь то качество самих визуальных эффектов, хореография или игра актеров. И даже одна такая недоработанная составляющая способна испортить погружение зрителя в историю.
Disney — все?
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что Disney потеряла связь со зрителями и гонится за признанием критиков. Но отменяет ли это все прошлые заслуги компании? Нет. Студия по-прежнему является одной из самых влиятельных на рынке анимации. Списывать ее со счетов за несколько последних неудачных решений точно не стоит. Проблемные периоды, когда мультфильмы и вовсе не окупались, были и ранее. У студии достаточно накопленных средств, чтобы не оказаться в банкротстве ещё долгие годы. Стоит лишь надеяться, что Disney поймет ошибки и примется за их исправление в ближайшем будущем.
Мы надеемся, что статья получилась полезной! До встречи в следующих материалах от команды Birch Plus!
Автор: Екатерина Брыкалова
#Disney #дисней #мультипликация #корольлев #мулан #алладин #birchplus