Солярные мифы, мифологизация солнца.. Связаны с астральными, прежде всего - лунарными мифами. В архаических мифологиях солнце (и луна) - культурный герой, попавшиЙ на небо: Ишоко (солнце) и Хайнэ (месяц) у хадзапи - близнецы, луна подчиняется солнцу; ср. скандинавский миф о Соль и Мани, за гордыню отправленных богами на небо, где они правят колесницами солнца и месяца, Пу нен и Нанг Быон в белых тхай. С деяниями культурных героев связаны также мифы о добывании солнца и луны в ином мире (ср. Вяйнямёйнен), уничтожение лишних солнц, своим жаром сжигающих землю, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии (стрелок И в китайской мифологии, монгольский Эрхий-мерген). Для родственных индоевропейских традиций характерны мифы о небесной свадьбе, где дочь солнца - сестра и супруга божественных близнецов (ср. Сурья, Аушра). Традиционен мотив супружества солнца и луны (ср. корейских Ено-ран и Сео-нё). В мифах кечуа от солнца (Инши) и земной женщины рождается демиург Инкарри ("инка-царь") - правители государства инков считались детьми солнца; ср. Солнечную династию и Лунную династию в индуистской мифологии, богиню Аматэрасу как предка японских императоров. В древних государствах солярное божество могло возглавлять пантеон, как Шамаш аккадской, Ра в египетской, Аматэрасу в японской мифологиях; характерны мифы о ночном сражении солнца с чудовищем преисподней (египетский змей Апоп), о сошествии в подземный мир (Аматэрасу, Тонатиу у ацтеков), омывании в водах, куда спускается солнце (Хотад-эква у манси, озеро Сяньчи в китайской мифологии). С представлениями о солнечной колеснице (ср. Гелиос, Сурья, армянский Арэв) связано уподобление солнца колесу; др. характерный образ солнца - глаз божества (Митры, Варуны в древнеиндийской традиции, ср. Сехмет - воплощение палящего солнца, как око Ра).