Найти в Дзене
Волшебная Индия

Ганеша-чатуртхи: праздник в честь любимого индуистского божества

Оглавление

Ганеша-чатуртхи - один из самых значимых и любимых праздников в индуизме, посвященный Ганеше - слоноголовому богу мудрости, благополучия и устранения препятствий. Этот фестиваль длится 10 дней и отмечается с огромным энтузиазмом миллионами индуистов по всему миру, но особенно пышно его празднуют в индийском штате Махараштра.

Ганеша-чатуртхи отмечается в четвертый лунный день (чатуртхи) светлой половины месяца Бхадрапада по индуистскому календарю, что обычно выпадает на август-сентябрь. Считается, что в этот день Ганеша явился в наш мир.

Значение Ганеши в индуизме

В индуистском пантеоне Ганеша занимает особое место. Его легко узнать по голове слона, большому животу и четырем рукам, в которых он держит различные предметы - обычно четки, топор, сладости и бивень. У Ганеши есть множество имен, отражающих его качества: Винаяка (устраняющий препятствия), Сиддхидата (дарующий успех), Буддхиприя (любящий мудрость) и другие.

Ганеша — один из самых почитаемых богов в индуизме. К нему обращаются в начале любого важного дела, будь то строительство дома, сдача экзамена или свадьба. Считается, что поклонение Ганеше устраняет все препятствия и дарует удачу, благополучие, мудрость. Его любят за добрый нрав и покровительство искусствам и наукам.

Согласно пуранам (священным текстам индуизма), Ганеша был создан богиней Парвати из глины, когда она принимала омовение. Она поставила его охранять вход, чтобы никто не смел потревожить ее. Когда бог Шива, супруг Парвати, попытался войти, Ганеша преградил ему путь, за что в гневе Шива отрубил ему голову. Узнав, что это был ее сын, опечаленная Парвати потребовала вернуть его к жизни. Шива пообещал приставить Ганеше голову первого попавшегося существа, которым оказался слон. Так Ганеша обрел свой знакомый облик и стал полубогом, любимым сыном Шивы и Парвати.

Традиции и обряды праздника

Празднование Ганеша-чатуртхи имеет давнюю историю. Считается, что публичное празднование этого фестиваля началось при маратхском правителе Шиваджи в 17 веке, а широкое распространение получило во времена борьбы за независимость Индии в начале 20 века.

Подготовка к Ганеша-чатуртхи начинается за несколько недель. Индуисты часто покупают или делают своими руками глиняные статуи Ганеши и временные алтари-павильоны для них, украшая их цветами, листьями и огнями. В больших городах устанавливают гигантские статуи Ганеши высотой до 20-30 метров.

В первый день фестиваля, собственно Ганеша-чатуртхи, проводится обряд "прана-пратиштха" - призывание жизненной силы в статую Ганеши, после чего она становится объектом поклонения. Статую омывают, украшают цветами и угощают любимыми подношениями Ганеши - сладостями (прежде всего модаками - сладкими шариками из рисовой муки с кокосом), фруктами и блюдами из 21 листа (включающими листья разных священных растений). Перед Ганешей возжигают масляный светильник или свечу и поют ему гимны, читают мантры и молитвы.

Поклонение Ганеше продолжается все 10 дней фестиваля. Люди ходят друг другу в гости, угощают сладостями, поют бхаджаны (духовные песни) перед домашними и общественными статуями Ганеши. В эти дни организуют шествия со статуями, концерты духовной музыки, лекции и представления на темы из жизни Ганеши.

-2

В последний день фестиваля, на Ананта-чатурдаши, статуи Ганеши торжественно провожают к ближайшему водоему - реке, озеру или морю. Процессии со статуями, танцорами, музыкантами и тысячами людей заполняют улицы городов. Достигнув воды, статую Ганеши с молитвами погружают в воду, где она постепенно растворяется. Этот ритуал символизирует погружение в божественное и напоминает о непостоянстве материального мира.

Кроме общинных празднований, в дни Ганеша-чатуртхи индуисты соблюдают и личные духовные практики. Многие постятся всю светлую половину месяца Бхадрапада или хотя бы первый и последний дни фестиваля. Верующие стараются больше времени посвящать молитве, медитации, чтению священных текстов. Визиты в храмы Ганеши, повторение его 108 имен, ношение оранжевой одежды (цвета Ганеши) - также часть обрядности праздника.

Экологические проблемы

В последние годы празднование Ганеша-чатуртхи приобрело такие масштабы, что начало вызывать экологические проблемы. Миллионы недолговечных статуй Ганеши, сделанных из гипса и синтетических материалов, ежегодно попадают в реки и океан, загрязняя воду химикатами. В ответ на это набирает популярность движение за использование во время фестиваля статуй только из природных материалов - глины, бумаги, сена.

Громкая музыка и шум процессий также вызывают вопросы. Ряд экологов призывают ограничить использование динамиков и петард во время празднования, особенно вблизи больниц и жилых районов. Постепенно эти призывы находят отклик у организаторов фестиваля.

Значение праздника

Ганеша-чатуртхи — это не просто красочный фестиваль, но и время духовного обновления для индуистов. Поклоняясь Ганеше, люди стремятся обрести его благословение, развить в себе его качества — мудрость, устранение внешних и внутренних препятствий, довольство малым, любовь к семье и искусствам.

Как и другие индуистские праздники, Ганеша-чатуртхи имеет глубокий символический смысл. Статуя Ганеши представляет материальный мир, ее погружение в воду — осознание его иллюзорности и слияние с божественным. Глина, из которой сделаны статуи — элемент земли, напоминающий, что все мы приходим из земли (материальной природы) и рано или поздно в нее вернемся.

Даже любовь индусов к сладостям во время Ганеш-чатуртхи имеет духовное значение. Она символизирует вкус, к радости, преданности божественному, которую олицетворяет Ганеша. Раздача сладостей — это выражение желания поделиться этой трансцендентной радостью с каждым.

Ганеша-чатуртхи — самый долгий и любимый праздник в честь Ганеши, бога мудрости и устранения препятствий. В это время индуисты стремятся проникнуться духовным настроением, обратиться к божественному и обрести благословения Ганеши на весь год.

Это праздник радости, единения, заботы друг о друге и почитания мудрости, которую символизирует Ганеша. Несмотря на современные вызовы, такие как коммерциализация и экологические проблемы, Ганеша-чатуртхи остается одним из самых значимых и вдохновляющих духовных событий в жизни индуистов.

Пусть же этот праздник напоминает нам о вечных ценностях, о необходимости устранять препятствия на пути духовного развития, довольствоваться малым и делиться радостью с другими. И пусть Ганеша, величественный и любящий бог, дарует всем свои благословения. Ом Ган Ганапатайе Намаха!

-3