92,7K подписчиков

Великий забытый: художник Томас Гёртин

541 прочитал
Томас Гёртин, «Замок Данноттар, Кинкардин», карандаш, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой бумаге, 16.8 x 21.7 см, Кембридж, Музей Фицуильяма
Томас Гёртин, «Замок Данноттар, Кинкардин», карандаш, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой бумаге, 16.8 x 21.7 см, Кембридж, Музей Фицуильяма

Новый, смелый, свободный. Предтеча творений великого Тёрнера. Прародитель французского импрессионизма. Чистым цветом, открытым простором, вольной интерпретацией доминант — навсегда изменивший английскую школу пейзажа. Презревший линейный характер развития тем и сюжетов ради живой эмоциональности полотна. Пошатнувший трон британского академизма. Превративший акварель из скучного инструмента картографов в восходящую приму большого искусства. Причём не только родной Британии, но и всего Старого Света.

Томас Гёртин, «Драйбург, графство Бервикшир. Южный трансепт монастыря», карандаш, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой бумаге, 20,5 х 16,2 см, частная коллекция
Томас Гёртин, «Драйбург, графство Бервикшир. Южный трансепт монастыря», карандаш, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой бумаге, 20,5 х 16,2 см, частная коллекция

Таков был стиль живописи Томаса Гёртина. Весьма недооценённый, несправедливо забытый, неверно трактуемый современными искусствоведами (как минимум — их большинством) как переходный этап от спорадических озарений Монро к революционным картинам Констебля.

Школа Монро, «Вид недалеко от Випитено, Тироль», ок. 1795, Акварель и графит на средней, слегка текстурированной кремовой бумаге, Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона,
Школа Монро, «Вид недалеко от Випитено, Тироль», ок. 1795, Акварель и графит на средней, слегка текстурированной кремовой бумаге, Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона,
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, «Осеннее утро. Лондон», акварель на очень плотной, умеренно текстурированной коричневой тканой бумаге, 67,8 х 101 см, частная коллекция
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, «Осеннее утро. Лондон», акварель на очень плотной, умеренно текстурированной коричневой тканой бумаге, 67,8 х 101 см, частная коллекция

Аргументы? Их есть у меня! Именно Гёртин, стремясь усилить романтический флёр своих произведений, фактически «узаконил» размывку деталей ближних планов, доселе считавшуюся строго «фоновым» приёмом. Именно он отказался от подготовительного этапа работы с листом и стал использовать бумагу, стремительно впитывающую влагу.

Томас Гёртин, «Замок Мелвилл, Мидлотиан», около 1796, акварель коричневыми чернилами поверх графита на очень плотной, умеренно текстурированной коричневой тканой бумаге, 17,5 x 23,5 см, Йельский центр британского искусства, Коллекция Пола Меллона, общественное достояние
Томас Гёртин, «Замок Мелвилл, Мидлотиан», около 1796, акварель коричневыми чернилами поверх графита на очень плотной, умеренно текстурированной коричневой тканой бумаге, 17,5 x 23,5 см, Йельский центр британского искусства, Коллекция Пола Меллона, общественное достояние

Именно юный Томас Гёртин воспротивился буквальному следованию очертаниям изображаемой местности при построении композиций, чем проявил творческую зрелость и самостоятельность, нехарактерную для подавляющего большинства его более зрелых коллег. Разомкнув пространство, уравняв пафос и логос передних и задних планов, уравновесив сильные контрасты благородством тонов, интегрировав рукотворные и природные элементы пейзажа, наш герой задал траекторию развития британской пейзажной живописи XVIII — начала XlX века.

Томас Гёртин, «Замок Финдлейтер, Банф», 1792~1793, акварель коричневыми чернилами поверх графита на средней, слегка текстурированной бумаге кремового цвета, наклеен на умеренно толстую, слегка текстурированную бумагу бежевого цвета, 25 × 30 см, Йельский центр британского искусства, Коллекция Пола Меллона, общественное достояние
Томас Гёртин, «Замок Финдлейтер, Банф», 1792~1793, акварель коричневыми чернилами поверх графита на средней, слегка текстурированной бумаге кремового цвета, наклеен на умеренно толстую, слегка текстурированную бумагу бежевого цвета, 25 × 30 см, Йельский центр британского искусства, Коллекция Пола Меллона, общественное достояние

Любуясь представленными в статье работами, дорогой читатель, обратите внимание на год их написания. Поразительно, не так ли? Официально заявляем: этот художник опередил свою эпоху. И предопределил ход последующей. Томас Гёртин — тонкий интеллектуал среди энтузиастов и вдохновенный творец среди профессионалов. Только такой выдающийся мастер мог сознательно отказываться от предварительной проработки мизансцен в пользу мгновенного озарения, при этом верно оценивая и технически преодолевая «врождённые слабости» акварели. Ставя её графические аспекты на службу высокой живописи, не рассорив при этом тональные и светотеневые отношения, достоверность и возвышенность, гармонию и узнаваемость ландшафтов...

Томас Гёртин, «Чалфонт Лодж, Бакингемшир», без даты, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона, общественное достояние
Томас Гёртин, «Чалфонт Лодж, Бакингемшир», без даты, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, Йельский центр британского искусства, коллекция Пола Меллона, общественное достояние

Он ушёл ужасно, несправедливо, драматически рано! Не достигнув и тридцатилетнего возраста, но оставив по себе великую память и бесценное наследие. В коллекции Эрмитажа имеются несколько работ Гёртина, но вряд ли Вам, уважаемый читатель, доводилось видеть их воочию. Ибо они экспонируются раз в никогда.

Томас Гёртин, «Скарборо (?)», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,5 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Скарборо (?)», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,5 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Вид залива в Скарборо», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,2 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Вид залива в Скарборо», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,2 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Вид на замок Йорк», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,2 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Вид на замок Йорк», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,2 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Готические руины. Англия», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,2 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Готические руины. Англия», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,2 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Готические руины. Англия», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,2 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние
Томас Гёртин, «Готические руины. Англия», 1790-е, акварель пером и черными чернилами поверх графита на умеренно плотной, грубой, серо-коричневой бумаге, 17,2 х 25,5 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, общественное достояние

Давайте же исправим эту несправедливость. Приглашаем Вас к участию в нашем фирменном интерактиве! С Вас — число от одного до 237 в разделе комментариев. С нас — размещение изображения картины Томаса Гёртина из официального каталога, значащейся там под данным номером. Приятнейшего Вам просмотра! Будем рады Вашим мнениям, пожеланиям и предложениям.

Автор: Лёля Городная.

🎯 Вы прочли эту статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось, Вы подписались и вернулись вновь на канал, чтобы вместе познавать русскую и мировую живопись, читать авторские статьи и рассказы — большое спасибо!