Новый, смелый, свободный. Предтеча творений великого Тёрнера
Прародитель французского импрессионизма. Чистым цветом, открытым простором, вольной интерпретацией доминант — навсегда изменивший английскую школу пейзажа. Презревший линейный характер развития тем и сюжетов ради живой эмоциональности полотна. Пошатнувший трон британского академизма. Превративший акварель из скучного инструмента картографов в восходящую приму большого искусства. Причём не только родной Британии, но и всего Старого Света.
Таков был стиль живописи Томаса Гёртина. Весьма недооценённый, несправедливо забытый, неверно трактуемый современными искусствоведами (как минимум — их большинством) как переходный этап от спорадических озарений Монро к революционным картинам Констебля.
Аргументы? Их есть у меня!
Именно Гёртин, стремясь усилить романтический флёр своих произведений, фактически «узаконил» размывку деталей ближних планов, доселе считавшуюся строго «фоновым» приёмом. Именно он отказался от подготовительного этапа работы с листом и стал использовать бумагу, стремительно впитывающую влагу.
Именно юный Томас Гёртин воспротивился буквальному следованию очертаниям изображаемой местности при построении композиций, чем проявил творческую зрелость и самостоятельность, нехарактерную для подавляющего большинства его более зрелых коллег. Разомкнув пространство, уравняв пафос и логос передних и задних планов, уравновесив сильные контрасты благородством тонов, интегрировав рукотворные и природные элементы пейзажа, наш герой задал траекторию развития британской пейзажной живописи XVIII — начала XlX века.
Любуясь представленными в статье работами, дорогой читатель, обратите внимание на год их написания. Поразительно, не так ли? Официально заявляем: этот художник опередил свою эпоху. И предопределил ход последующей. Томас Гёртин — тонкий интеллектуал среди энтузиастов и вдохновенный творец среди профессионалов. Только такой выдающийся мастер мог сознательно отказываться от предварительной проработки мизансцен в пользу мгновенного озарения, при этом верно оценивая и технически преодолевая «врождённые слабости» акварели. Ставя её графические аспекты на службу высокой живописи, не рассорив при этом тональные и светотеневые отношения, достоверность и возвышенность, гармонию и узнаваемость ландшафтов...
Он ушёл ужасно, несправедливо, драматически рано!
Не достигнув и тридцатилетнего возраста, но оставив по себе великую память и бесценное наследие. В коллекции Эрмитажа имеются несколько работ Гёртина, но вряд ли Вам, уважаемый читатель, доводилось видеть их воочию. Ибо они экспонируются раз в никогда.
Давайте же исправим эту несправедливость. Приглашаем Вас к участию в нашем фирменном интерактиве! С Вас — число от одного до 237 в разделе комментариев. С нас — размещение изображения картины Томаса Гёртина из официального каталога, значащейся там под данным номером. Приятнейшего Вам просмотра! Будем рады Вашим мнениям, пожеланиям и предложениям.
Автор: Лёля Городная