Одним из старейших видов городского пассажирского общественного транспорта является трамвай. К тому же, трамвай считается по праву одним из самых безопасных видов транспорта.
Этот вид транспорта испытал на себе различные виды тяги, способной сдвинуть огромный состав, наполненный людьми и доставить большое количество людей из точки «А» в точку «Б».
Изначально трамваи передвигались на конной тяге, их неповоротливые скрипящие конструкции тянули лошади. Затем, промышленный прогресс позволил освободить этих прекрасных и грациозных животных от столь трудоемкой работы. Составы стали двигаться с помощью парового двигателя. Ну а в наше время абсолютное большинство трамваев передвигается на электрической тяге.
Сегодня трамвай кажется вполне удобным и безопасным видом общественного транспорта. Движение состава по рельсам позволяет избежать стояние в пробках — разве не удобно? А для безопасности движения и людей, находящихся в вагонах, в трамвае используется три независимых друг от друга системы торможения.
- Электро-динамическая.
- Барабанно-колодочная.
- Электромагнитный рельсовый тормоз.
Давайте разберем каждый вид системы торможения более детально.
Электродинамический тормоз, также известный как рабочий тормоз, используется для служебного торможения и снижения скорости до 3 км/ч. При таком виде торможения электродвигатели работают в режиме генератора и вырабатывают ток, который затем гасится на пускотормозных сопротивлениях, превращаясь в тепло. В большинстве современных трамваев этот ток отдаётся обратно в контактную сеть (режим рекуперации).
Барабанно-колодочный тормоз, также называемый стояночным, срабатывает при скорости 3 км/ч и обеспечивает окончательное торможение и удержание трамвая на месте. Это обычный соленоид, состоящий из катушки, создающей магнитное поле, и стального сердечника. Аналогичный механизм не позволяет открыть дверцу стиральной машины во время её работы.
Этот тормоз является «негативным», то есть для того, чтобы отпустить колодки и позволить трамваю двигаться, на соленоид необходимо подать напряжение 24 В. Под действием магнитного поля сердечник преодолевает сопротивление пружины, и посредством тяг колодки отходят от барабана, позволяя трамваю продолжить движение. Это сделано для обеспечения безопасности: если напряжение аккумулятора упадёт, то колодки под действием пружины прижмутся к барабану и трамвай остановится. У трамвая установлено четыре таких устройства.
Третий тип тормоза — рельсовый. Это большой электромагнит, помещённый в тяжёлый стальной корпус весом 200 кг. Водитель использует этот тормоз в экстренных ситуациях. При нажатии педали тормоза до упора магнит примагничивается к рельсу с силой до 5 тонн. У трамвая таких магнитов четыре, что в сумме даёт 20 тонн силы торможения. Если применить экстренный тормоз при скорости 20 км/ч, то трамвай остановится через 5,5 метра, а при скорости до 40 км/ч — через 12 метров.
Сложно представить, что трамвай может оказаться вообще без тормозов!
Горожане, привыкшие передвигаться на трамваях, скорее всего не знают все эти технические подробности. Да и зачем об этом знать? Главное — осознавать, что в трамвае пассажир находится в полной безопасности. Я уверен, что пассажиры кемеровского трамвая, который 6 июня 2024 года столкнулся на большой скорости с другим трамваем, были уверены, что они без каких-либо трудностей доберутся до места назначения.
Люди находились в салоне. Ждали, когда трамвай доставит кого-то домой, а кого-то на работу. Многие из них проделывали этот путь не одну сотню раз. Никто и не думал, что в этот раз трамвай сойдет с ума и понесется на большой скорости, игнорируя все попытки его остановить. Некоторые пассажиры вылетят из дверей на проезжую часть, под колеса проезжающим автомобилям. Оставшимся в составе тоже не позавидуешь. Опубликованные в сети видеозаписи на которых показано, что творилось в вагоне, передают ужас и ощущение бессилия перед непреодолимой силой несущегося трамвая.
Молодая 23-летняя девушка-водитель прилагала все усилия, чтобы остановить эту неудержимую железную махину, но она не справилась. Пострадали 140 человек. Один человек погиб. Девушка-водитель попала в больницу.
Позже станет известно, что упомянутая водитель уже неоднократно предупреждала руководство о неисправности тормозов. Более того, за день до этого, она уже сменила три состава из-за различных неисправностей.
Как сообщили в управлении Следственного комитета по Кемеровской области, были взяты под стражу директор и мастер АО «Кемеровская электротранспортная компания». Они проходят обвиняемыми по части 2 статьи 238 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая предусматривает ответственность за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Но самое страшное — это понимание, что вы можете оказаться в роли пассажира такого трамвая, который вдруг может сорваться с места и понестись по рельсам, грозя разбиться. И тогда вы, сидя внутри, ничего не сможете сделать — ну разве только вылететь в окно, — став заложником этой ситуации.
Держитесь за поручни крепче!