В мае 2024 года на платформе «Кион» вышел комедийный сериал «Дядя Лёша». Для всех, кто уже его посмотрел, приятным послевкусием станет интервью с режиссёром монтажа этого проекта Сергеем Федотовым (АРМ). А также к беседе присоединился режиссёр-постановщик Дмитрий Невзоров.
Сергей, глядя на твою фильмографию, можно с уверенностью сказать, что ты спец по комедиям. На мой субъективный взгляд, комедия – один из самых сложных жанров, и я согласна с некоторыми классиками, которые считают, что заставить зрителя плакать бывает проще, чем смеяться. Как тебе работается в этом жанре?
С. Прекрасно работается в этом жанре. Пожалуй, он стал самым любимым. Работаешь, смеёшься, хорошее настроение – красота! Главное – знать, что и как в нём «работает» и… опыт, опыт, опыт.
Да, считается, что комедийный жанр сложный, но это первые десять лет, потом становится немножечко проще. Первые 7 лет своей карьеры я работал на драмах, боевиках и экшенах. А потом мне предложили комедийный проект – павильонный многокамерный ситком. День монтировал, пошёл показывать результат креативному продюсеру, тут-то и разгорелись жаркие дебаты: продюсер говорил, как поправить, чтобы стало «правильно», то есть смешно, я же настаивал на своём варианте монтажа. В общем, обоюдно решили, что этот проект не для меня, и продюсер предложил другой комедийный проект, более «киношный», если так можно сказать. Смонтировал тест – всем понравилось, приступил к работе, где как раз и познакомился с Дмитрием…
Расскажи, что это был за проект и как вы сработались?
С. Это было в 2012 году на втором сезоне сериала «Зайцев +1». Дмитрий был сценаристом и шоураннером этого проекта. Для меня же это был первый комедийный проект. Быстро нашли общий язык, дружелюбная и при этом профессиональная атмосфера. Вообще, Дима, пожалуй, самый спокойный и уравновешенный «киношник», которого я встречал. Ни разу не видел его в гневе и не представляю, что его может вывести из себя. Ни одну его правку по монтажу не могу встретить в штыки. Если он видит, что сцена «не работает», он обращает на это внимание, аргументированно объясняет, почему «не работает», и предлагает вместе искать решение.
Потом совместно с Дмитрием мы работали над третьим сезоном «Зайцев+1», «Остров» (2 сезона), «Отпуск» (2 сезона), полный метр «Свободные отношения», «Кибердеревня». К «Дяде Лёше» мы подошли уже, понимая друг друга без слов. Кроме того, я знал, что Дмитрий, помимо сценария и продюсирования, займёт и режиссёрское кресло, так что прям ждал этот проект.
Дмитрий, вы и режиссёр, и сценарист, и продюсер сериала «Дядя Лёша». Сочетание этих трёх должностей упрощает работу над фильмом или наоборот усложняет?
Д. Вообще, я не знаю, потому что я никогда не работал по-другому. С самого начала, как я начал работать в кино, те проекты, которые я продюсировал, я же их и писал. Потом те же проекты, которые я продюсировал и писал, я начал и снимать как режиссёр. Поэтому мне кажется, что основная сложность – это уметь переключаться, но при этом оставаться одинаково профессиональным во всех трёх направлениях. Когда я сценарист, мне запрещено мыслить по-режиссёрски, потому что это может увести историю в какую-то чрезмерную детализацию, например. Когда я продюсер, мне нужно понимать, как это реализовать в рамках бюджета и как организовать и вдохновить авторскую группу. И, соответственно, когда я становлюсь режиссёром, мне нужно отпустить и продюсера, и сценариста. Потому что слишком увлекаться той литературой, которая написана, - это всегда работает в минус, становится пресно и топорно.
Вторая сложность – то, что ты живёшь годы с одними и теми же персонажами, с одними и теми же историями. И вот тут мне моё белорусское терпение пригодилось.
Когда смотришь «Дядю Лёшу», совершенно не возникает мысли о том, что вами была проделана огромная и очень сложная работа. Как на самом деле обстояли дела в монтажной аппаратной? Наверняка ведь были какие-то трудности?
С. Это и хорошо, что не возникает таких мыслей. Как говорится, хорош тот монтаж, которого не видно. Про работу съёмочной группы деталей не знаю, так как не был на площадке, поэтому могу сказать лишь одно: материал прекрасен, актёрская игра, работа режиссёра, оператора, костюм, грим, свет, реквизит – всё очень точно выверено. Открываешь любую сцену в проекте – сразу понимаешь, как её монтировать. Не нужно придумывать, как что-то спрятать, думаешь только о главном: эффективнее вызвать эмоцию у зрителя. Самая сложная для меня сцена в «Дяде Лёше» – это сцена погони, над ней бились с Дмитрием очень долго, нужно было убедительно рассказать, что старенькая «Нива» может уйти от «Мерседеса». А ещё финал одной из серий был переснят, так как на монтаже стало понятно, что работает не совсем так, как нужно.
Д. На самом деле, я считаю, что по-настоящему кино рождается именно благодаря монтажу. Все знают, что монтажом можно как усилить историю, так и её испортить. Порой возникают такие ситуации, когда какие-то сцены размывают динамику, которую стараешься выстроить на монтаже. И как сценарист ты понимаешь, что вот эта сцена здесь не необходима. Да, она классная, ты её с такой любовью писал, потом с такой любовью её снимал. Уже как режиссёр начинаешь рефлексировать. Это же была смена, мы же заплатили деньги за это – уже как продюсер начинаешь… А потом режиссёр монтажа тебе говорит: «да ну её, эту сцену!» - и вы просто её вырезаете. Поэтому я очень рад, что именно Серёжа со мной всегда это делает, потому что мы вместе плачем, разделяем эту боль. Когда мы входим в наш творческий поток, мы чувствуем динамику материала вместе.
Тимофей Трибунцев – один из моих самых любимых артистов. Его дубли я могу смотреть с удовольствием без единой склейки, приходится делать над собой усилие, чтобы не увлекаться, ведь в нашей работе главное – интересно рассказать историю. А у тебя, Сергей, бывает предвзятое отношение к любимым актёрам, которых хочется почаще радовать крупными планами? Вообще, случается такое, что ты прям кайфуешь от материала?
С. Когда узнал, что в главной роли будет Тимофей Трибунцев, конечно же, был рад. Монтировать таких высококлассных харизматичных артистов – сплошное удовольствие. Работа перестаёт быть работой. Хочется показать каждый дубль, каждую эмоцию, и, по факту, вместо того, чтобы быстро выбрать лучший дубль, ты, скрепя сердце, принимаешь решение, от каких дублей откажешься. Впрочем, в монтаж сцены попадает только то, что необходимо. Да, возможно, планов любимых артистов бывает больше, чем других, но это связано не с предвзятым отношением, а с пониманием того, что они по каким-то причинам выгоднее для сцены – чётче, уместнее, правильнее, вызывают сильную реакцию у зрителя. Длиннее кадры тоже не сделать, чтобы не сломать темпоритм. В общем, восхищаюсь игрой за просмотром дублей, а к монтажу подхожу с холодной головой и трезвым расчётом.
На «Дяде Лёше» были и другие прекрасные артисты - Анна Уколова, Сергей Лавыгин, Наталья Рычкова и многие другие, так что практически все сцены монтировать было в удовольствие.
Прочитав сценарий перед началом работы над проектом, я опасался за игру молодых артистов, ведь часто монтировать детей и подростков сложно. Но, увидев первые сцены, выдохнул. Елизавета Хомякова, Хетаг Хинчагов, Григорий Дудник прекрасно справились со своими ролями!
Очень классные титры в «Дяде Лёше». Чья это была идея?
С. Идея Дмитрия, он сразу хотел видеть рисунки в начальных титрах, я только предложил отказаться от стандартного барабана и использовать рисунки и в финальных титрах. У одного из персонажей сериала – девочки из детского дома – есть талант к рисованию. Дмитрий придумал использовать зарисованные ею детали этого сериала, на которых зритель сфокусировал бы своё внимание.
У вас получилась очень классная история, и в этом, я думаю, большая заслуга вашего дружного тандема. Поздравляю вас с этим успехом! Вы ведь ещё и дистанционно работали…
С. Съёмки «Дяди Лёши» и черновой монтаж шли параллельно с конца августа 2023 года до конца октября. После мы сели с Дмитрием за правки по уже отработанной схеме: удалённо по видеосвязи. Несколько часов правок с Димой, потом правки/доделки самостоятельно. Чистовой монтаж шёл чётко, планомерно и весело. Споров как таковых не было, но, если и расходились во мнениях, то быстро приходили к консенсусу. Отлаженное годами взаимодействие не дало внести хоть какую-то интригу в работу. К новому году практически всё было готово. Дождались зимнего съёмочного блока, и в феврале монтаж был залочен.
Д. Я считаю, что Сергей именно режиссёр монтажа, режиссёр – ключевое. Да, можно, конечно, работать с человеком, который будет просто выполнять твои пожелания, поручения и так далее. Нет, у нас с Сергеем зачастую бывают такие ситуации, когда мы даже можем войти в микроспор по поводу монтажа какого-нибудь момента. И мне это очень нравится, потому что Сергей предлагает и отстаивает свои идеи. И период монтажа, независимо от того, сколько он длится, всегда классный. Мы с удовольствием после длительного перерыва встречаемся. И мы уже настолько научились друг друга понимать, что наладили схему дистанционной работы, созваниваемся, вместе идём по сериям или по фильму, если это полнометражная работа. Поэтому, конечно, найти своего режиссёра монтажа – это очень большой подарок судьбы.
Беседовала Екатерина Бересневич