Найти тему
Виталий Минутко

Современная психотерапия расстройств обсессивно-компульсивного спектра ( воздействие с предотвращением реакции)

Для пациента и его родственников

Какая психотерапия считается наиболее эффективной при лечении расстройств обсессивно-компульсивного спектра? Какие основные принципы психотерапии навязчивых состояний? Почему для борьбы с навязчивостями необходимо терпение и принятие неопределенности?

Когнитивно-поведенческая терапия считается высокоэффективной формой психотерапии расстройств обсессивно-компульсивного спектра ( Ferrando С. and Selai С., 2021 ), ее рекомендуется использовать в качестве самостоятельного метода лечения или в сочетании с психофармакотерапией. Сравнительная эффективность методов психотерапии расстройств обсессивно-компульсивного спектра можно посмотреть в моей книге "Навязчивые состояния" ( в приложении детально прописана , на мой взгляд, оптимальная схема психотерапии навязчивостей) . Основными компонентами лечения навязчивых состояний являются: психообразование , воздействие с предотвращением реакции (эксперименты с мышлением и поведением, самоконтроль), предотвращение рецидива  ​​(признаки рецидива, полезные контакты, цели на будущее и бустерные сеансы).

В процессе психотерапии можно использовать следующие фразы: "Как это не парадоксально, но путь к выздоровлению от навязчивых состояний лежит в обучении навыкам открыто терпеть навязчивости и принимать неопределенность - навык , который развивается в ходе постоянных тренировок, что напоминает обучение игре на музыкальных инструментов и езде на велосипеде" (Kühne F. et.al., 2024).

Для врача

Какими способами можно повысить эффективность психотерапии расстройств обсессивно-компульсивного спектра?

Опыт нашей клиники говорит об эффективности лечения этих расстройств с помощью физиотерапии и транскраниальной магнитной стимуляции , в частности.  Мы также рекомендуем привлекать к терапии членов семьи или дополнять когнитивно-бихевиоральную терапию  другими методами психотерапии. Другая полезная стратегия - активизировать когнитивно-бихевиоральную терапию, например, предлагая не менее пяти (вместо одного или двух) часов психотерапии в среднем в неделю (Jónsson H., et.al., 2015), а также использовать мотивационное интервью. Метафоры, основанные на принятии больными своих навязчивостей должны быть интегрированы для того, чтобы повысить терпимость пациента к стрессу или проиллюстрировать только функцию подавления мыслей. Первые сеансы "воздействия с предотвращением реакции" (ERP) проводятся под руководством психотерапевта, домашние задания даются пациенту начиная с первого сеанса терапии. Кроме того, пациент получает рабочую тетрадь с листами, которые можно было заполнять индивидуально дома или во время терапии. При этом пациент должен быть проинформирован об активном характере терапии, возможных положительных и отрицательных эффектах, количестве запланированных сеансов.

Для исследователя

В чем заключается теория "тормозящего обучения"?  Каким образом можно использовать техники "нарушения ожиданий" и "контекстуальной изменчивости" в терапии расстройств обсепссивно-компульсивного спектра?

В дополнение к стратегиям дополняющей психотерапии , обсессивно-компульсивных расстройств, воздействие с предотвращением реакции (ERP), основанная на принципах тормозящего обучения (IL) оказалась в центре внимания исследований обсессивно-компульсивного расстройства.  Теория тормозящего обучения опирается на фундаментальные исследования обусловливания страха и его исчезновения и направлена ​​на оптимизацию экспозиционной терапии (Craske M. et.al., 2014). Такое обучение сосредоточено на усилении нового изучения неопасных ассоциаций для подавления старых ассоциаций ,  связанных с навязчивыми состояниями во время ERP и улучшения состояния больных в долгосрочной перспективе после терапии. Получены доказательства воздействия конкретных стратегий развития "тормозящего обучения", а именно, "нарушения ожиданий" и "контекстуальной изменчивости" (Weisman J. S., Rodebaugh T. L., 2018). По мнению R. Jacoby , J., Abramowitz J.( 2016), "нарушение ожиданий" (т.е. максимального нарушения ожиданий относительно частоты или интенсивности аверсивных результатов) можно достичь, например, спрашивая пациентов, изменились ли их ожидания с помощью ERP, или продолжать ERP до тех пор, пока ожидания не будут нарушены. Чтобы еще больше усилить нарушение ожидания, можно клинически использовать сочетание нескольких сигналов страха путем объединения in vivo  , "чувственного и/или интероцептивного воздействия. Максимизация "контекстуальной изменчивости" относится не только к диверсификации самих стимулов воздействия, но также к включению внешнего контекста (например, ERP отдельно или в социальной ситуации, в разных местах) или к включению различных физиологических состояний во время воздействия . Последняя стратегия заключается в "расширении межсессионного интервала" , например, путем постепенного сокращения терапии или предложения повторных сеансов.

Литература

Минутко В.Л. "Навязчивые состояния" . Курск , 2011.

Craske M. G., Treanor M., Conway C. C., Zbozinek T., Vervliet B. (2014). Maximizing exposure therapy: an inhibitory learning approach. Behav. Res. Ther.58, 10–23.

Ferrando C., Selai C. (2021). A systematic review and meta-analysis on the effectiveness of exposure and response prevention therapy in the treatment of obsessive-compulsive disorder. J. Obsess. Compul. Disord.31:e100684.

Jacoby R. J., Abramowitz J. S. (2016). Inhibitory learning approaches to exposure therapy: a critical review and translation to obsessive-compulsive disorder. Clin. Psychol. Rev.49, 28–40

Jónsson H., Kristensen M., Arendt M. (2015). Intensive cognitive behavioural therapy for obsessive-compulsive disorder: a systematic review and meta-analysis. J. Obsess. Compul. Disord.6, 83–96.

Kühne F. et.al. Exposure therapy tailored to inhibitory learning principles in a naturalistic setting: an open pilot trial in obsessive-compulsive outpatient care. Front Psychol. 2024; 15: 1328850.

Weisman J. S., Rodebaugh T. L. (2018). Exposure therapy augmentation: a review and extension of techniques informed by an inhibitory learning approach. Clin. Psychol. Rev.59, 41–51.