СИНГАПУР
В Сингапуре придумали стимулировали рожать образованных женщин, а необразованных стерилизовать. Не бесплатно. Власти Сингапура хотели сделать город страной будущего во всех отношениях, потому решили стимулировать появление детей в семьях с высоким уровнем образования, а главное – чтобы те были умными. В Сингапуре, начиная с детского сада, ведется постоянный отбор детей по уровню интеллекта. В элитные заведения попадают не самые богатые, а самые умные. Оттуда -в престижную школу, а затем автоматом в университет. Хорошая учеба и дипломы – это настоящий культ для мальчиков и девочек. И девочки бросаются выполнять вложенную в них с детства единственную цель с особым рвением. А когда они становятся взрослыми, то слышат о создании семьи словно впервые. Появилась большая прослойка образованного, социально благополучного населения. Женщины стали массово получать высшее образование и должности, требующие профессионализма… и стали поголовно выбирать карьеру, а не семью. И Сингапур возглавил список стран с самой низкой рождаемостью. На одну женщину детородного возраста в стране приходится 0,81 ребенка. Успешные образованные женщины валом ударились в карьеру, тогда мужчины принялись жениться на женщинах из более низких социальных слоев: бедные горничные, например, филиппики, многие из них даже не ассимилировались и не знали языка.
Правительство предложило неграмотным женщинам пройти добровольную стерилизацию за большую денежную подушку и даже жилье. Однако проблему не решило, так как брак с обеспеченным мужчиной тоже давал социальную защиту бедной девушке. Тогда правительство ввело штрафы на второго ребенка, если у тебя нет диплома об образовании. Если женщина с образованием родит трех детей, то ей тоже государство поможет с жильем, как и стерилизованной неграмотной. Такое вот уравнивание в правах при неравных исходных данных. Кому-то можно, кому-то нет.
Норвегия
Коэффициент фертильности (отношения числа рожденных детей к числу женщин) в Норвегии составляет примерно 1,8, причем не первый год. При этом роль мигрантов в процессе невелика, поскольку рождаемость в наиболее насыщенных приезжими регионах близка к средним значениям по стране.
Активная демографическая политика проводится в Норвегии с 2000-х. Матери, ходившие на работу до рождения ребенка, в течение последующих 42 недель начали получать полное возмещение зарплаты. В качестве альтернативы им предлагают 80% от оклада, но на протяжении года. В Норвегии предусмотрены также декретные отпуска для мужчин.
США
Властям удалось увеличить уровень рождаемости без прямого вмешательства в дела семьи. В 2011 году рождаемость достигла рекордно низких показателей за 90 лет: 63 ребенка на 1000 женщин. В США созданы весьма благоприятные условия для привлечения иммиграционного потока, не говоря уже о социальной поддержке, оказываемой особо нуждающимся гражданам. Социальная и экономическая политика государства привела к тому, что продолжительность жизни в стране увеличилась до 78,4 года, что на семь лет превышает среднее значение в мире.
Важную роль играет также система льгот, предоставляемая организациями. У многих крупных компаний есть программы поддержки семьи: будущим отцам и матерям предоставляют оплачиваемые отпуска по семейным обстоятельствам, позволяют адаптировать под себя рабочие графики и оплачивают дошкольные учреждения.
Китай
Вопрос контроля рождаемости стоит в КНР очень остро. В 1979 году китайское правительство запустило программу под говорящим названием «Одна семья — один ребенок», которая подразумевала штраф в размере от четырех до восьми средних годовых доходов в регионе рождения за второго и последующих детей.
Кампания в целом дала свои плоды, и к 2000 году численность удалось уменьшить до 1,2 млрд человек. Но решение одной проблемы привело к возникновению другой: со временем начал увеличиваться гендерный дисбаланс, и мужчин в стране стало почти на 20 млн больше, чем женщин.
В 2016 году власти пошли навстречу гражданам и позволили супружеским парам иметь двух детей без штрафных санкций. Но появилась тенденция к общему старению населения.
Индия
Один из наиболее жестких способов регулирования рождаемости был осуществлен в Индии. В 1976 году премьер-министр Индира Ганди одобрила массовую стерилизацию женщин и аборты для матерей с двумя или тремя детьми. Тех, кто отказывался проходить процедуру взамен на денежное вознаграждение, принудительно отправляли на операцию. Система поощрений работала также в пользу информаторов, которые сообщали властям о многодетных семьях. В итоге за год было стерилизовано около 8 млн мужчин и женщин. Несмотря на суровость метода, Индия еще не раз к нему возвращалась. Сначала в 1980-е, когда на добровольную стерилизацию согласились около 5 млн человек, а потом в 2011—2012 годы, когда операциям подверглись порядка 4,6 млн женщин. Взамен им предлагали единовременную выплату в 1,4 тыс. рупий — сумму, превышавшую в некоторых особо бедных регионах двухнедельный заработок.
Процедуры зачастую проводились в плохих условиях, и, как следствие, более 1,4 тыс. медицинских вмешательств привели к трагедиям. И только в 2016 году решением суда было принято постановление о закрытии всех лагерей стерилизации в течение трех последующих лет.
РУМЫНИЯ
К концу 60-х рождаемость в Румынии стала почти самой низкой в мире. Женщины не планировали больше одного ребёнка. И Чаушеску ввел полный запрет абортов, ограничение контрацепции, женщин в буквальном смысле заставляли становиться матерями. Он считал, что одними красивыми лозунгами демографию не поправить — нужны конкретные и однозначные меры, ставящие женщин в условия, когда они просто не могут не рожать.
«Человеческий зародыш является собственностью всего общества, — провозгласил генсек. — Все, кто не хочет иметь детей, — дезертиры, которые нарушают законы преемственности поколений и сохранения нации».
Так на свет появился знаменитый Указ 770 в 1966 году. Компартия решила, что население страны должно увеличиться на треть — с 20 до 30 миллионов. Избежать принудительного деторождения могли только женщины старше 45 лет, у которых уже было не менее четырёх детей. Аборты разрешали специальные комиссии лишь в исключительных случаях: после изнасилования или из-за угрозы жизни беременной.
Фактически контрацептивы исчезли из продажи аптек, а все женщины должны были ежемесячно наблюдаться у гинеколога, чтобы случайно не пропустили зачатие. Каждая обнаруженная беременность строго контролировалась вплоть до родов. А Секуритате — агентства тайной полиции — следили за тем, чтобы женщины не отлынивали от своей главной обязанности. В школах девочкам внушали, что их единственная задача — приносить родине новых детей. Прерывание беременности превратилось в уголовное преступление.
Дополнительно власти ввели ещё и налог на бездетность, наподобие того, что действовал в те годы в СССР.
В период с 1966 по 1967 год число рождений почти удвоилось, а предполагаемый общий коэффициент рождаемости увеличился с 1,9 до 3,7 ребёнка на одну женщину, но уже через 2 года начала снижаться, и к середине 80-х почти вернулась на уровень до запретов.
Несмотря на контроль и строгость наказания, нелегальные аборты в стране процветали. Более состоятельные женщины приобретали контрацептивы за границей или платили врачам, чтобы те ставили диагнозы, с которыми аборт разрешён. Остальные могли использовать только примитивные и криминальные методы прерывания беременности, которые нередко убивали их самих.
Как говорят психологи, если женщина хочет родить ребёнка — она родит его ценой собственной жизни. И наоборот, если женщина не хочет ребёнка — она не родит его даже ценой собственной жизни. Смертность среди женщин фертильного возраста в Румынии в то время была в 10 раз выше, чем в соседних Болгарии и Венгрии, и крайне высокая младенческая смертность. Через пару лет рождаемость снова начала ухудшаться.
Многочисленные румынские детские дома были переполнены несчастными детьми-отказниками. Указ 770, превративший Румынию в страну отказников, отменили в декабре 1989-го.
СССР
Из 27 млн общего количества жертв войны около 20 млн составляло мужское население.
Советский Союз стал первой страной в мире, легализовавшей аборты по желанию в 1920 г., но они вновь попали под запрет в 1936 г.
По семейному закону 1936 г. государственные пособия выдавались многодетным матерям только после рождения седьмого ребёнка.
В 1941 г. государство ввело налог на холостых, одиноких и бездетных граждан, доходы от которого пошли на пособия матерям и воспитание детей в детских учреждениях.
Указ 1944 г. содержал идею о поддержке внебрачных отношений, освобождении мужчин от ответственности за внебрачных детей и наличии трёх детей как нормы для советской семьи. Этот указ предоставлял возможность мужчинам вступать в связи с любыми женщинами в любое время, не боясь дальнейшей ответственности.
За период с 1945 по 1968 г. в СССР родилось более 15 млн внебрачных детей. И при этом в 1946 г. в детские учреждения были сданы 20 тыс. детей в возрасте до одного года, в 1947 – 35 тыс.; при этом многие дети умирали (из числа отданных умерло 33% в 1946 г. и 44% – в 1947 г.).
В 1947 г. на каждые 100 родившихся детей приходилось 23,8 аборта, в 1948 г. – 43,537.
В 1955г СССР легализовала аборты на основе исключительного права женщины самой решать вопрос о материнстве. На Западе это произошло только спустя полтора десятилетия в результате второй волны феминистского движения.
Палестина
У палестинцев-мусульман тоже очень высокая рождаемость — одна из самых, если не самая высокая, в мире. Каждые двадцать пять лет население Газы удваивается. Свыше 40% жителей составляют подростки. На одну женщину детородного возраста сегодня приходится от 3,6 ребёнка, что более чем достаточно для воспроизводства. Причины этого:
• Отсутствие контрацепции либо трудности в её получении;
• Смирение, подчинение, послушание: если женщины смиряются с той участью, которая им уготовлена, не возмущаются и не протестуют, значит, они на самом деле хотят много детей;
• Полная зависимость от мужчин и отсутствие работы даже при наличии образования.
На рынке труда Палестины занято менее 15 процентов женщин. В большинстве других стран эта цифра намного выше, например, в Скандинавии — от 70 до 80 процентов.
Освободительная борьба и чувство долга по увеличению численности населения тоже стали ключевыми движущими факторами роста числа браков и рождаемости. И религия.
Иудеи-ортодоксы в Израиле
почему иудейские семьи такие многодетные:
• Религия прежде всего — она на первом месте, семья — на втором;
• Мужчины не работают, их задача — изучать Тору и молиться;
• Женщины — работают и занимаются домашним хозяйством;
• Женихов и невест сводят раввины и родители — никакой любовной романтики, поцелуев, выборов «я так хочу, потому что я ее/его люблю» и прочего;
• Развод имеет право дать только муж, в случае, если жена уходит от мужа, дети остаются с ним;
• Мощная поддержка от властей — денежные пособия, законы, правосудие — всё в пользу семьи.
В отличие от светских евреев, выбравших «демократию и свободу» иудеи-ортодоксы успешно размножаются и занимают всё больше территории в Израиле.