Нередко на уроках английского языка предпочтение отдается общению, а не грамматической точности высказывания и, тем не менее, реальная жизнь совсем не похожа на урок! В реальных ситуациях, когда Вы допускаете ошибку в языке, который изучаете, контекст достаточно хорошо помогает понять информацию на иностранном языке. При этом, в большинстве случаев безупречная точность не требуется. Лично я говорю я своим студентам, изучающим английский язык, что самое важное - это донести свою мысль собеседнику.
Что говорят результаты исследований? Хотя совершение ошибок при попытке овладеть языком может показаться нелогичным, предоставление учащимся возможности свободно общаться является ключом к успеху. Ученик, который много общается, совершая при этом несколько ошибок, с гораздо большей вероятностью обретет уверенность в себе при решении реальных жизненных ситуаций, чем ученик, который общается очень мало, потому что боится их совершить. Не забываем, что, при обучении коммуникации на языке, перед учителем стоит задача как побудить учащегося к самовыражению, так и обеспечить корректирующую обратную связь таким образом, чтобы это не мешало общению.
Это означает, что если ученик говорит: "I go swimming last night" вместо ''I went swimming last night'', гораздо эффективнее ответить: ''Oh, that’s nice, you went swimming. What did you do after?" (''О, это здорово, ты ходил купаться. Что ты делал потом?"), а не прерывать его на полуслове и требовать использовать Past Simple. Первая тактика побуждает учащегося продолжить рассказ, в то время как вторая, скорее всего, заставит его прервать рассказ, переоценить контекст и дважды подумать, прежде чем снова высказываться в будущем, из-за боязни снова совершить ошибку. Конечно, учителям следует быть осторожными и не повторять таким образом все, что говорят ученики, но этот прием может быть эффективным способом не только показать ученику, что Вы поняли его мысль, но и дать ему обратную связь с точки зрения грамматики.
Необходимость ''свободы'' совершать ошибки при изучении языка также подтверждается исследованиями в области психологии, которые показывают, что учащиеся, которые пытаются выполнить задание, не справившись с ним полностью, часто лучше запоминают новую информацию. Аналогичный эксперимент в контексте изучения языка также показывает, что процесс совершения ошибок активизирует более широкую сеть взаимосвязанных знаний в мозге, что приводит к более высоким результатам обучения.
Лично я, как преподаватель, считаю, что аутентичность - это ключ к тому, чтобы учащиеся чувствовали себя расслабленными и готовыми к свободному общению в классе или аудитории. Это означает, что у учащегося должна быть как реальная коммуникативная потребность говорить, так и подлинная реакция окружающих на то, что он сказал.
Вот несколько способов того, как такие аутентичные коммуникативные взаимодействия можно практиковать в условиях класса или аудитории:
- Погрузите, насколько возможно, учащихся в атмосферу английского языка – поощряйте их разговаривать с вами и друг с другом именно на нём.
- Не беспокойтесь о том, что они могут отклониться от тем, которые не включены в Ваш план урока – иногда лучшим общением является спонтанная
коммуникация, когда Вы рассказываете своим ученикам истории из своей жизни и поощряете их делать то же самое. - Позвольте Вашим ученикам получать удовольствие от изучения английского языка , вводите новую, интересную лексику и поощряйте их её использовать.
- Не переусердствуйте с исправлениями – если ошибка повторяется, запишите её и исправляйте на последующих уроках, либо исправьте после того, как говорящий закончит свою мысль. К примеру, я часто записываю все ошибочки на листочек, чтобы ничего не упустить, а исправляю только после окончания выступления ребят - очень не хочется прерывать ход их мыслей.
- Избегайте соблазна превратить то, что было задумано как разговорная практика, в полноценный урок грамматики.
Другими словами, когда целью является общение, ошибки отходят на второй план, и это реальная жизнь, не так ли? Мои студенты часто работают в парах и часто во время разговорных заданий я стараюсь корректировать ошибки по минимуму, чтобы не сбивать ребят и помочь им выработать уверенность в себе.
А как Вы относитесь к тому, когда преподаватель исправляет Ваши ошибки? Насколько необходима Вам такая обратная связь? Вам нравится, чтобы учитель сообщал об ошибках немедленно или некоторое время спустя?
Keep in touch!