Недавно мы начали процесс покупки квартиры в Будапеште. Хозяин квартиры вызвал электрика для того, чтобы тот подтвердил, что после ремонта в сфере электричества проблем нет, стандарты соблюдены. Электрик должен выписать специальную бумажку-подтверждение. Хозяин вызвал электрика еще во время ремонта, ДО того как выставил квартиру на продажу, ДО нашей сделки - 4 месяца назад. Мы подписали договор купли-продажи уже несколько недель назад и до сих пор не можем получить ключи от квартиры и внести последний платеж, потому что электрик до сих пор идет. Хозяин уже несколько раз звонил в компанию и напоминал о себе. Я подозреваю, что если мы сможем переехать осенью - это уже будет огромный подарок.
Но сегодня я хочу вам рассказать не о нашем опыте. А об опыте свекрови. Лет 5-6 назад она продавала дом. И я уже тогда была в шоке от того, сколько у нее заняло времени простая передача дома другим хозяевам. Сегодня мой муж расскажет вам об этом, чтобы вы хотя бы удаленно почувствовали вкус европейской бюрократии.
В России я успешный онлайн-преподаватель английского языка, а в Европе - начинающий предприниматель, который развивает бренд свечей ручной работы. На своем канале я рассказываю о своей реальной, а не нельзяграмной жизни в Венгрии. Подписывайтесь!
Повествование ведется от лица мужа.
Мой отец вырос на окраине Тапиоселе, в месте, которое можно было бы назвать фермой или колхозом. У них было стойло для коров, зернохранилище, конюшня, настоящий лес, пахотные земли, я не знаю, сколько там было гектаров, но участок был огромным. У них были куры, свиньи, коровы, может быть, даже лошади, я, конечно, никогда особо не интересовался этим, но, оглядываясь назад, понимаю, что это было крутое место.
Мой дедушка, отец отца, умер в возрасте около 62 лет в 2003 году в результате аварии на мотоцикле, оставив мою бабушку одну. Поскольку она была заядлой курильщицей (что было чрезвычайно распространено среди венгерских фермеров) и выкуривала, скажем, по пачке сигарет в день, к сожалению, ожидалось, что она тоже проживет недолго, и в 2015 году, когда ей было под шестьдесят, она скончалась.
Дом и связанная с ним инфраструктура (то есть ферма), очевидно, утратили свое назначение. У моего отца не было намерения использовать его, и у него нет братьев и сестер, так что с наследованием все было ясно, и возник вопрос, что делать теперь? Очевидно, что когда у вас есть неиспользуемый актив, вы либо молитесь о том, чтобы он вырос в цене, либо зализываете раны и извлекаете из него выгоду здесь и сейчас.
Здесь они с моей мамой сделали неправильный выбор, как мне кажется, но никто не может предсказать будущее... Они выбрали второй вариант - продать дом с участком незамедлительно.
К сожалению, с тех пор динамика рынка недвижимости резко изменилась (из-за социальной и жилищной политики в конце 2010-х годов и после всемирной болезни все резко подорожало), так что, оглядываясь назад, они потеряли много денег.
Они наняли агента по недвижимости и начали ждать. Но люди не проявляли особого интереса. Кому в наши дни нужен дом с фермой? Это кажется вполне логичным в сельской местности, особенно в период всемирной болезни и после нее, но фермы не пользуются большой популярностью в Венгрии.
Но однажды местный парень и его жена заинтересовались, вот только у них не было денег. В любом случае, за редким исключением, все берут кредит или ипотеку. Конечно, это означает, что в контракте будут указаны более длительные сроки оплаты, но это нормально, не так ли? Я перехожу к сути вопроса: из-за бюрократических требований им потребовалось около ГОДА, чтобы продать этот дом.
Из них следует отметить два: во-первых, покупатели пытались использовать CSOK, который является кредитом, выгодным для семей, ожидающих детей (очень спорная тема по сей день ... заслуживает отдельного поста). Однако у CSOK много административной головной боли, особенно в то время этот процесс был не таким отлаженным, как сейчас, и на самом деле потребовались месяцы, чтобы получить деньги. На самом деле, вы не получаете деньги, правительство просто отправляет их на банковский счет продавца.
Тогда Каждый мог получить кредит. Однако проблема была гораздо серьезнее. Мы перешли ко второму требованию. Продажа любой земли, которая классифицируется как "земля сельскохозяйственного назначения", - это чертовски сложная задача. Дом с участком, полем и лесом - это сельскохозяйственные угодья. Если вам интересно, соответствующий венгерский закон - закон CXXII от 2013 года о передаче земли и лесов. Фермеры имеют преимущество в покупке, а это означает, что невозможно продать такую недвижимость кому-то случайному. Ее можно продать, только если НИКТО, обладающий сельскохозяйственной квалификацией и инфраструктурой /средствами, не захочет купить ее в течение 180 дней.
Существует очень длинный список тех, кто может купить такую недвижимость в первую очередь. Сначала это должен быть местный житель с опытом работы в сельском хозяйстве. Если никто из таких людей не хочет покупать, то это должен быть местный житель. Если такового нет, то это должен быть кто-то не местный, но у кого есть ферма на территории города/деревни. И так далее...Очевидно, что вся идея здесь заключается в том, что земля в конечном счете является национальным богатством, а национальное богатство должно быть защищено. Это не венгерское изобретение, и в какой-то степени оно логично, но то, как это делается, просто уморительно: вам буквально нужно пойти в мэрию, выразить свое намерение продать дом с районным нотариусом (часы работы которого примерно с 09:00 до 10:00 по понедельникам каждую неделю, и все). Нотариус позаботится об оформлении документов и разместит информацию о вашем намерении продать недвижимость на доске объявлений в мэрии. Я думаю, теперь возможно, что объявление также загружено в централизованную базу данных, которая доступна онлайн, но кого это волнует, суть в следующем: вы ждете свои 180 дней и только тогда можете продать его кому-нибудь по своему выбору.
Но не все так просто. Потенциальные покупатели (местный парень, у которого не было сельскохозяйственного образования), по непонятным для меня причинам, решил, что выбранный ими юрист будет базироваться в Будапеште, в самом популярном среди туристов пятом районе, то есть ехать туда было чертовски головной болью, а расстояние, которое нужно было преодолеть, составляло около 60 километров. Представьте, что вы продаете свою квартиру в Алтуфьево, но вам нужно подписать документы в Троицке. Это связано с тем, что в Венгрии выбор адвоката зависит от покупателя.
Когда срок действия объявления в мэрии (бюллетене) истек, и стороны уже подписали соглашение о купле-продаже, неделю или две спустя объявление все еще было доступно в Интернете (примечание: мои родители пользовались услугами агента по недвижимости... и да, риелтора был достаточно глуп, чтобы не знать обо всех этих правилах, касающихся ожидания в течение 180 дней и т.д.), кто-то связался с ними и сказал, что они будут готовы купить его немедленно. Родители сказали, что он уже продан. Покупатель предложил по телефону более высокую цену, на несколько миллионов. Ничего безумного, но в любом случае существенно. Но не забывайте, что контракт уже был подписан, и в него, очевидно, был включен пункт о задатке, а это означало, что если мой отец передумает, он тоже потеряет немного денег. В целом, это все равно было бы плюсом, но не таким уж большим, и они не хотели обижать местных жителей, и я думаю, что они просто чертовски устали от всего этого, поэтому они не воспользовались этой возможностью. Но моя мама напомнила покупателям по телефону, что если они не заплатят в ближайшее время, то расторгнут договор и дом уйдет другому покупателю. К счастью, через несколько дней деньги, конечно же, появились. Магия...
Вот такая история продажи недвижимости у моих родственников. Не забываем, что все стороны имели венгерское гражданство. В отличие от нашей ситуации :D
В общем, запасаемся терпением и закупаемся попкорном.
Всем отсутствия долгих бюрократических процессов!