Во время путешествий по Кольскому полуострову меня постоянно удивляет огромное количество рекордов, связанных с его северным расположением. Здесь можно найти самое высокое здание за Полярным кругом (гостиница "Арктика" в Мурманске), самый северный троллейбусный маршрут в мире и одно время в городе даже находился самый северный "Макдоналдс" в мире, который теперь транформировался в самую северную в России "Вкусно и точку", что, конечно, уже не так интересно.
Но есть и менее известные рекорды, о которых найти информацию куда сложнее. Однажды я наткнулся на воспоминания о военных гарнизонах на северо-западе Мурманской области. Один человек упоминал железнодорожную станцию Печенга с красивым вокзалом в сталинском стиле и утверждал, что это был самый северный пассажирский вокзал в мире.
К сожалению, сейчас станции Печенга не существует. Железнодорожная ветка не действует, а информация о здании вокзала практически отсутствует. Более того, здание вокзала теперь находится на территории воинской части. Тем не менее, я решил отправиться на поиски того, что когда-то было самым северным пассажирским вокзалом в мире.
Перед поездкой я ещё раз проверил всю информацию. Сейчас самой северной железной дорогой в мире является линия "Обская — Бованенково — Карская" на полуострове Ямал, построенная "Газпромом" в 2010 году. Однако она не используется для пассажирского движения. Самой северной пассажирской станцией сейчас является вокзал в Мурманске.
Но так было не всегда. Ранее существовало пассажирское сообщение "Мурманск — Никель", где курсировали электрички. На одном из ответвлений этой дороги находилась конечная станция "Печенга" с шикарным сталинским вокзалом. Возможно, он был построен для обслуживания населения военных городков поблизости.
Как видно на фотографиях, я нашел вокзал, вернее, то, что от него осталось. Это было непросто из-за строительства развязки на трассе "Кола" недалеко от нужного мне съезда. Долго блуждая, я наконец-то нашел дорогу.
По пути встретил множество знаков, ограничивающих проезд только для военной техники, поэтому пришлось искать обходные пути. Но, в конце концов, я добрался до цели и увидел то, что когда-то было самой северной железнодорожной пассажирской станцией в мире.
Исторических фотографий этого места найти практически не удалось. Известно, что его забросили еще в 1980-е годы, до распада СССР. В 1970-е годы отсюда можно было уехать в Москву на поезде с прицепными вагонами, которые присоединялись к составу "Никель-Москва" на станции Луостари.
Сегодня поезда сюда больше не ходят, и в этом нет особой необходимости, так как автобусное сообщение с Мурманском достаточно хорошо развито, а пассажиропотоки уже далеко не такие большие. Станция Печенга (точнее, ее руины) теперь является памятником ушедшей эпохи.
Если кто-то из читателей пользовался этим вокзалом, прошу поделиться воспоминаниями и проверить мой текст на фактические ошибки. Писать о том, о чем мало информации, весьма сложно.