Найти тему

Что такое человек разумный

С точки зрения археологии «человек разумный» — это гоминид прямоходящий, который произошел от приматов. Но до сих пор не найдено промежуточное звено эволюции, которое указывало бы на происхождение человека от обезьяны со 100% уверенностью. Ископаемые останки обезьяны и человека четко разделяются. Значит человек разумный отличался от остальных животных только внешним видом? Или всё-таки разумом? Если бы человек отличался от остальных животных только разумом, то выглядеть он мог бы как угодно? Нет, определённые физические способности должны присутствовать в дополнение к особенностям человеческого мозга! Например, рыба вряд ли смогла бы стать «рыбой разумной». Если бы её разум смог бы что-то придумать или изобрести, то притворить в жизнь она это не смогла бы, так как у неё нет рук. По этой же причине дельфины и косатки, млекопитающие с мозгом больше человеческого, не могут эволюционировать в дельфинов и косаток «разумных». Значит разум зависит не только от размера мозга. Лишь у обезьян есть конечности с развитыми пальцами, способными на мелкую моторику. Практически любая обезьяна могла бы стать разумной, но у нее не было и нет нужды напрягать мозг для выживания. Только обезьяна, похожая на человека, которую случайная мутация одарила мозгом, способным работать не так, как у всех остальных, дала ветвь гоминидов, обладающих разумом. По сути, мы и есть отдельная разновидность обезьяны, которая выглядит как человек.

Сама наша внешность и строение организма мало влияют на работу мозга. Что же мы называем разумом, что так отличает нас от других животных? Или не отличает? Многие животные обладают сообразительностью и изобретательностью, не уступающей человеческой. Например вороны, несмотря на крошечный мозг, очень изобретательны. Они бросают орехи на дорогу, чтобы проезжающие машины давили их и вороны могли достать ядро. Они не бросают их где попало, а приносят на пешеходный переход и следят за светофором. Как только для машин загорается красный свет, они спокойно лакомятся орехами не опасаясь быть раздавленными машинами. Другой пример, ворона размачивает кусочек хлеба в воде, приманивает тем самым мелкую рыбёшку и ловит её. Хлеба в городе она всегда поест, а рыбу надо придумать как поймать. Почему все вороны не перенимают эти изобретения? Вороны не социальные животные и поэтому остальные особи даже не догадываются о таких изобретениях. Тем, кто видел эти придумки, необходимо увидеть всё несколько раз, чтобы запомнить и сообразить зачем всё это надо. Такое возможно только в очень плотном социуме.

Люди - социальные животные, и у них новые идеи распространяются и воспринимаются быстро. У людей, как и у животных, только отдельные особи способны генерировать новые идеи, а остальные просто обладают хорошей памятью и способностью учиться. В своё время, когда появился примат, сильно отличающийся от остальных, его нужда заставила изобретать новые способы выживания. К счастью появилась особь, способная генерировать новые идеи, и в результате род человеческий не прервался сразу после появления.

Если современного человека спросить, может ли он назвать самого умного человека, то он не задумываясь ответит. На вопрос «почему ты считаешь этого человека умным?», ответит «потому, что он много знает». Если человек много знает, значит у него очень хорошая память. Он способен запомнить очень много информации независимо от того, понимает ли он всё то, что запомнил. Без понимания того, что знаешь, знания становятся совершенно бесполезны. Только люди, способные понимать то, что знают, могут генерировать новые идеи и изобретать что-то. К сожалению или к счастью, из нас подавляющее большинство - люди с хорошей памятью и способностью к обучению. Людей, способных выдавать новые идеи и что-то изобретать, очень мало. Умных много, а изобретают единицы, и не обязательно с высшим образованием. Знающие люди, как правило, хорошие специалисты, они востребованы. Хорошие инженеры, но не инженеры конструкторы и исследователи. Хорошо, что нет чёткого разграничения на знающих и понимающих. Просто люди по-разному одарены этими способностями.

Современная система образования во всём мире, и у нас тоже, продвигает везде знающих, вплоть до фундаментальных исследований. Фундаментальная наука должна объяснять как устроен мир, генерировать идеи и придумывать способы их проверки. Знающий человек, пытаясь придумать новую идею, всегда натыкается на уже готовые решения. Всё уже придумано до нас! Переизбыток знаний убивает творческую мысль. В результате современная фундаментальная наука при колоссальных возможностях, которые ей предоставляются, выдаёт лишь большое количество открытий и никаких объяснений. Объяснения, которые даются, как правило порождают большое количество вопросов или представляют огромные сложные математические выкладки. Но математика не является наукой. Это всего лишь инструмент науки и объяснить ничего не может. С помощью математики можно только рассчитать, подтвердить или опровергнуть что-либо.

В фундаментальной науке нужны люди как знающие. так и понимающие. Чтобы одни генерировали идеи, а другие опускали их на землю. Только так можно добиться понимания и хорошего результата во всём.

Как действует современная система образования? Школьник должен усвоить определённое количество знаний за 11 лет обучения. Эта программа рассчитана на людей, обладающих хорошей памятью и способных быстро усваивать материал. Эта способность так и именуется - успеваемость. То есть ученик, который успевает усвоить материал (независимо от того. понял он что-то или нет) - отличник. Если не успевает усвоить материал (потому что пытается понять) -отстающий. Успевающие с отличием заканчивают школу, поступают в институты и университеты, стремительно делают карьеру. Отстающие, в лучшем случае поступают в среднее специальное учебное заведение. Они генерируют множество идей в среде себе подобных, но дальше эти мысли никуда не продвигаются. Разве кто-то из тех, кто находится на олимпе учёности, будет слушать этих недоучек?! Надо как-то уравнять в правах знающих и понимающих. Чтобы они дополняли друг друга, а не конфликтовали. Справедливости ради надо отметить, что понимающие не всегда могут выдавать качественные идеи из-за недостатка знаний. Если переизбыток знаний убивает идеи, то недостаток знаний убивает качество идей.