Найти в Дзене
О!Мосметро

Подземное солнышко! История станции «Рижская»

Станция была открыта в 1958 году и стала первой станцией, попавшей под постановление «Об излишествах в архитектуре». С нее начинается история Хрущевских станций, которые куда больше напоминают одноименные пятиэтажки, нежели исторические станции. Рижская была открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ», став 47 станцией метрополитена. Название станции происходит от близости к Рижскому вокзалу. Расположение станции задало не только название, но и стилистику станции — Совесткая Латвия. Всё на станция должно было отсылать к культуре республики — на светильниках предусматривалась алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы, над межпилонными проходами размещались барельефы, повествующие о жизни в Советской Латвии, карниз над пилонами украшался национальной мозаикой со звездой и серпом и молотом, а в торце станции предполагалось расположить большое мозаичное панно с видом Риги. Архитектуру станции и ее оформление предполагалось полностью доверит
Оглавление

Станция была открыта в 1958 году и стала первой станцией, попавшей под постановление «Об излишествах в архитектуре». С нее начинается история Хрущевских станций, которые куда больше напоминают одноименные пятиэтажки, нежели исторические станции.

Когда станцию открыли?

Рижская была открыта 1 мая 1958 года в составе участка «Проспект Мира» — «ВДНХ», став 47 станцией метрополитена. Название станции происходит от близости к Рижскому вокзалу.

Пуск первого поезда на станции «Рижская», 1958г.
Пуск первого поезда на станции «Рижская», 1958г.

Первая жертва постановления

Расположение станции задало не только название, но и стилистику станции — Совесткая Латвия. Всё на станция должно было отсылать к культуре республики — на светильниках предусматривалась алюминиевая ковка, стилизованная под латвийские национальные мотивы, над межпилонными проходами размещались барельефы, повествующие о жизни в Советской Латвии, карниз над пилонами украшался национальной мозаикой со звездой и серпом и молотом, а в торце станции предполагалось расположить большое мозаичное панно с видом Риги. Архитектуру станции и ее оформление предполагалось полностью доверить мастерам из Латвии, однако в 1955 году вышло постановление «Об излишествах в архитектуре» и о глобальных планах пришлось забыть.

Изначальный проект станции
Изначальный проект станции

Между двух огней

Рижскую можно назвать идеальным примером перехода от сталинсокго ампира к хрущевскому рационализму. Изначальный проект станции подготовили латвийские архитекторы А. Рейнфельда и В. Апситиса. Они же впоследствии искали компромисс с новым советским правительством и отвоевывали изначальный облик станции.
В сравнение заметно насколько бюджет и стилистику станции урезали: практически пропали латвийские орнаменты и детали в целом, изменилась форма арок, исчез главный барельеф (изначально там построили служебное помещение, сейчас это переход на стацнию БКЛ)


Однако новшества в станции остались. Впервые для московского метрополитена основным материалом при оформление выступила керамика. Этот материал позволил поиграться хоть и не с украшениями станции, но хотя бы с цветами. Тёмно-бордовый символизировал черепичные крыши Риги, а жёлтый — липы, цветущие летом. В некоторых источниках упоминается связь жёлтого цвета с янтарём, но архитекторы этого не подтверждали.

«Рижская» до реконструкции, 1975г.
«Рижская» до реконструкции, 1975г.

Яркость цветов — практически единственное украшательство, которое смогли позволить себе архитекторы. Основная задумка осталась совсем незаметной после обилия правок от правительства и приходилось выкручиваться такими мелкими деталями, которые и сейчас практически не заметны. Над лавочками располагается коричневая керамика с иллюстрация известнейших мест Латвии: Шведских ворот, Оперы, здания Большой Гильдии, павильонов Центрального рынка, Пороховой башни и др.

А вы когда-нибудь замечали эти иллюстрации?

Инженерно типовая

Даже с инженерной точки зрения станция немного хрущевка.

«Рижская» — трехсводчатая станция глубокого заложения, ее глубина составляет 46 метров. Это самый классический и простой формат станций, в котором построено более 80% метрополитена. Но, что более удивительно в типовой застройке Рижской, это наземный вестибюль. Его даже не стали придумывать, а использовали точную копию вестибюля в форме ротонды с соседней станции «Алексеевская»

И солнце иногда садится

31 августа 2004 года примерно в 20:15 у входа на станцию метро «Рижская» произошёл взрыв. По словам очевидцев, взрывное устройство привела в действие террористка-смертница. Она направлялась ко входу в метро, но увидев, что в вестибюле дежурят сотрудники милиции и проводят выборочный досмотр входящих, развернулась и совершила самоподрыв. Жертвами взрыва стали 10 человек. Ранения получили 51 человек.

Мемориальная доска у входа в вестибюль
Мемориальная доска у входа в вестибюль

Мемориальную доску жертвам теракта можно увидеть у входа на станцию «Рижская»
В следствии теракта станции московского метрополитена оснастили централиовоной системой видеонаблюдения

А редакция «О!Мосметро» напоминает, что у нас также есть Телеграм канал, где посты о Московском метро выходят ежедневно. CHECK IT, чтобы быть в курсе всех обновлений и новых историй о нашей любимой подземке!

Ссылочка на тг