Авторы не рассчитывали на успех проекта, но его ждало великое будущее.
Среди творчества студии Disney много выдающихся работ, но «Король Лев» выделяется даже на таком монументальном фоне. Это 32-й полнометражный мультфильм компании и пятый, созданный во времена так называемого «ренессанса». Сняли его режиссеры Роджер Аллерс и Роб Минкофф, главные роли озвучили Мэттью Бродерик, Мойра Келли, Джеймс Эрл Джонс, Джереми Айронс, Вупи Голдберг и Роуэн Эткинсон, песни написали Элтон Джон и поэт Тим Райс, а музыку — Ханс Циммер.
Мультфильм вышел на экраны 12 июня 1994 года и получил восторженные отзывы буквально по каждому критерию. Сюжет, рисовка, анимация, музыка, озвучивание — ругать картину было просто не за что. В свой первый прокат проект заработал 763 миллиона долларов и стал вторым самым кассовым фильмом в истории после «Парка юрского периода». С тех пор утекло много воды, но и по сей день «Король Лев» остается самым прибыльным рисованным мультфильмом всех времен. Лента завоевала два «Оскара» и по три «Золотых глобуса» и «Грэмми», а в 2016 году была выбрана для сохранения в Национальном реестре фильмов США.
В основе своей «Король Лев» — это история юного льва Симбы, ставшего свидетелем гибели своего отца, короля Муфасы, от рук (или правильнее сказать — от лап?) дяди Симбы Шрама, и вынужденного отправиться в изгнание, но затем вернуться, чтобы отомстить и вернуть себе трон. И если вам показалось, что это подозрительно напоминает «Гамлета», то вам не показалось. Но обо все по порядку.
Началось все с того, что в ноябре 1988 года трое сотрудников Walt Disney Animation Studios Джеффри Катценберг (глава студии), Питер Шнайдер (вице-президент) и Рой Дисней (продюсер), летя в самолете, обсуждали Африку и вдруг решили, что обязательно должны сделать мультфильм в африканском сеттинге. Катценберг отдельно настаивал, что сюжет должен быть во многом экзистенциальным и в нем должны быть отражены темы взросления, ответственности, жизни и смерти.
К концу года уже был готов девятистраничный черновик сюжета под названием «Король Калахари» (King of the Kalahari), затем его переделали в «Короля джунглей», речь там шла о войне между львами и бабуинами, последних возглавлял зверь по имени Шрам. Вскоре съемочная группа отправилась на две недели в Кению за вдохновением. Там мультипликаторы сделали огромное количество фотографий, которые затем можно было использовать в производстве в качестве образцов, а также узнали от гида, владевшего языком суахили, фразу «Акуна матата». Там же родилась и идея «круга жизни», которой впоследствии суждено будет стать ключевой в «Короле Льве».
Любопытно, что с авторами песен для будущего мультфильма продюсеры определились очень быстро. Сначала был приглашен Тим Райс, а затем Элтон Джон, причем последний согласился только после продолжительных и сложных переговоров. А вот с режиссерами началась чехарда. Когда же Роджер Аллерс и Роб Минкофф были закреплены за проектом окончательно, они заявили, что уже придуманный сюжет их совершенно не устраивает и надо все переписывать с нуля.
Мозговой штурм длился два дня, причем участие в нем принимали не только режиссеры и сценаристы, а вообще вся команда. Результатом стали первоначальный набросок синопсиса и финальный вариант названия — «Король Лев». От «Короля джунглей» отказались, так как никаких джунглей в мультфильме не предполагалось, ведь действие происходит в саванне.
И тут на сцену вышел «Гамлет». Будет преувеличением сказать, что авторы «Короля Льва» решили дословно перенести на экран шекспировский сюжет. Но заимствования были вполне осознанным решением. И вскоре в чистовике утвердили, что Симба — юный принц — это Гамлет, его отец трагически гибнет, тем самым определяя дальнейшую судьбу своего сына, а затем является Симбе в виде призрака, Шрам — это Клавдий, младший брат короля, коварный завистник и убийца, Тимон и Пумба — два весельчака-балагура Розенкранц и Гильденстерн. Также в обязательном порядке была добавлена сцена на кладбище. Та самая, где Гамлет восклицает «Бедный Йорик!», а Симба, в свою очередь, встречает гиен-могильщиков и тоже видит многозначительный и символичный череп. Можно ли назвать это плагиатом? Скорее нет. А вот отсылками к классике — безусловно.
Прокрутив все это в головах, вдохновленные сценаристы буквально за несколько недель подготовили почти окончательный вариант сценария. Споры вызывала лишь концовка. Изначально планировалось, что Шрам все же победит Симбу, но и сам погибнет в пожаре на вершине Скалы предков. Позже финал переписали, решив, что это все-таки мультфильм и закончиться он должен хорошо, иначе стены кинотеатров могут обрушиться от громогласных детских рыданий.
Пока писался сценарий, шла работа и над анимацией. Боссы Disney собрали сотрудников и предложили им два вариант на выбор: трудиться над «Королем Львом» или «Покахонтас». Большинство уже признанных мастеров, обремененных опытом, предпочли второе, так как в успех мультфильма с оригинальной историей никто особо не верил, а некоторые вообще заявили, что сюжет про Симбу — «самое тупое, что они слышали в своей жизни». В итоге из аниматоров в команде «Короля Льва» остались только новички и те, кто просто очень любил животных.
Аллерс и Минкофф были в ужасе и в приватных разговорах почти похоронили проект. Но все же решили не опускать руки и пригласили в студию ведущего шоу Wild Kingdom Джима Фаулера, попросив того заодно прихватить с собой пару настоящих львов. Так художники получили возможность рисовать зверей с натуры, что было бесценным подспорьем. При этом сразу стало понятно, что Симбе, Муфасе и Шраму не обойтись без лицевой мимики, так как у них нет рук, а эмоции персонажей выражать как-то надо. Стоит также отметить, что ту самую мимику отчасти срисовывали с характерных черт внешности актеров озвучивания. И в том же Шраме действительно отчетливо угадывается прищур Джереми Айронса.
Попотеть пришлось и мастерам по спецэффектам. Для сцены со спасением Симбы и смертью Муфасы они разработали специальную компьютерную программу, которая симулировала поведение гигантского стада антилоп. Эпизод этот в результате сочетал в себе и классическую анимацию, и 3D-графику. На создание двухминутной сцены ушло два года.
Серьезно отнесся к поставленной перед ним задаче и Элтон Джон. Песни рождались на лету: режиссеры показывали композитору раскадровку сцены, и тот моментально запрыгивал за рояль и начинал наигрывать мелодию. Песню «Can You Feel the Love Tonight» Джон написал первой, второй — «Circle of Life». Услышав ее, Аллерс и Минкофф в точности поняли, о чем же будет мультфильм: о поиске себя и своего места в жизни. Кстати, уже потом, на более поздних этапах, Ханс Циммер добавил к песне африканские мотивы, хоровое пение и фразу «Nants ingonyama bagithi Baba Sithi uhm ingonyama» на языке Зулу. Услышав трек, глава Disney Майкл Айснер сказал, что это просто восхитительно. И поставил условие — весь остальной мультфильм должен соответствовать высочайшему качеству открывающей сцены.
Воодушевленная команда продолжала работу. Проходила она в основном в Лос-Анджелесе, где 17 января 1994 года произошло мощное землетрясение, из-за которого почти никто из съемочной группы долго не мог попасть на свое рабочее место. До релиза оставалось полгода, но художники и аниматоры не отчаивались — они продолжали рисовать «Короля Льва» у себя в гаражах.
Все сомнения относительно успеха картины рассеялись уже в первые дни проката. На «Короля Льва» шли толпами, в залах смеялись и плакали, мультфильм обсуждали взахлеб, а боссы Disney тогда усвоили важный урок: даже оригинальная история способна заработать сотни миллионов долларов. К слову, не последнюю роль для пиара проекта сыграли события в ЮАР, где в мае 1994 года как раз рухнул апартеид, а Нельсон Мандела был избран президентом. Африка была в тренде. И «Король Лев» этот тренд подогревал.
По мотивам мультфильма создавалось потом еще много чего: выходили сиквел «Король лев 2: Гордость Симбы» и приквел «Король Лев 3: Хакуна матата» про Тимона и Пумбу, мультсериал, ТВ-шоу The Lion Guard, видеоигры. Действительно качественным оказался бродвейский мюзикл 1997-го, получивший множество престижных наград. А в эпоху ремейков родилась и киноверсия «Короля Льва» 2019 года.
Безусловно, порой авторов и критиковали. Доносились обвинения в плагиате (оказалось, что есть аниме про львенка-сироту Кимбу, основанное на манге «Император джунглей»), расизме (оскорбленные меньшинства в лице мигрантов увидели себя в гиенах) и чуть ли не монархизме, потому что львы — это, видите ли, кровавые угнетатели, а все остальные в саванне обязаны им подчиняться просто потому, что родились животными других видов. А потом еще и какой-то четырехлетний ребенок разглядел в одном из эпизодов слово SEX.
Но скандалы утихли, а статус «Короля Льва» устоял. Мультфильм сделал главное — он прошел проверку временем. И его слава уже никогда не померкнет.