Найти тему

Рождение

картинка из интернета
картинка из интернета

Рождение, мифологизированный акт жизненного цикла. Чудесное рождение (и зачатие) свойственно большинству мифологических персонажей. Рождению характерный мотив многих категорий мифов, в том числе космогонических мифов и теогонических мифов. Наиболее актуальными для разных мифологий являются мифы о чудесном рождении культурных героев, основателейи религиозных традиций: ср. миф о Зерване, родившим Ормазда и Ахримана, рождение Ромула и Рема, первой человеческой пары Мартйа и Мартйанаг, христианские представления о Рождестве Христовом; традиционный мотив подобных мифов  - брачная связь божества или духа с земной женщиной (вероятная трансформация брака неба и земли, ср. микронез. Энулап). Многочисленные варианты чудесного рождения - рождение младенца отцом (Афину рождает Зевс, Тешуба - Кумарби, Батрадза - Хамыц), камнем (Мауи, Сослан), горой (Улликумме), из семени, извергнутого божеством (Агастья, Васишхта, Афродита Урания). Характерно представление о кругообороте рождения (жизнь) - смерть - рождение, когда вступление в группу взрослых членов племени - инициация - инсценировало смерть и второе рождение неофита (Радужным змеем); смерть воспринималась в тотемических мифах как возвращение души в тотемический центр с последующим возрождением внутри тотемической группы. К подобным мифам, возможно, восходят представления о реинкарнации, в том числе индуистской сансаре - в цепи перерождения с одной стороны, и представление об умирающем и воскресающем (возрождающемся) мифологическом персонаже (звере, боге) - с другой. Многочисленны мифологические персонажи, связанные с "семейными" обрядами, приуроченными к рождению (греч. Илифия, рим. Кармента), относящиеся часто к низшей мифологии (слав. Род и рожаницы) и вредоносные существа (ср. мамов у некоторых народов Кавказа, албасты у тюрков).