Найти в Дзене

Полемика: полеты на Луну – фейк или правда?

Тема полетов американских астронавтов на Луну или фальсификации этих полетов остается актуальной уже многие годы, и в последнее время сторонники и противники теории лунного заговора превратились в две враждующие «партии», которые все меньше дискутируют о предмете своих разногласий и все больше просто ругаются друг с другом, часто переходя на личности и обвиняя друг друга в «глупой вере в конспирологию» или в «отсутствии патриотизма».

Были здесь люди или нет? (фото из Википедии)
Были здесь люди или нет? (фото из Википедии)

Среди авторов журнала «Секретные материалы XXI века» есть и те, кто считает, что американцы на Луне все-таки были, и те, кто уверен, что информация об этом является, как сказали бы сейчас, фейком. Однако наши авторы умеют спорить культурно даже о таких острых вопросах – и двое из них решили выступить по этой теме, обменявшись некоторыми аргументами «за» и «против».

Владислав Трушников, писатель, публицист:

Хотелось бы подчеркнуть с самого начала, что в данном случае речь не идет о желании во что бы то ни стало доказать собственную правоту. Вовсе нет. Имеется желание вместе со всеми, кто интересуется данной темой, в ходе аргументированной дискуссии выработать некое «небездоказательное» мнение об этой весьма запутанной проблеме.

Известно, что объект, улетающий в космос, должен весить значительно больше себя самого в момент взлета с Земли. Эта проблема решается за счет того, что космическая ракета является многоступенчатой. Сгорело топливо первой ступени – она отстегнулась, сгорело топливо во второй – отстегнулась вторая, и так далее. Соответственно, взлетает с Земли большой объект, а в космосе оказывается существенно меньший.

Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин во время тренировки на Земле (фото из Википедии)
Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин во время тренировки на Земле (фото из Википедии)

Отсюда простой вопрос: сколько весил объект, улетевший на Луну, в момент старта на космодроме в США? И соответственно, какой была на тот момент общая масса топлива? Сколько топлива было сожжено с момента запуска на космодроме до момента, когда космический челнок оказался на полпути до Луны? Каким был вес или масса, - если говорить о невесомости, - летательного аппарата в момент прилунения?

Далее – еще интереснее. Мало – улететь, надо еще как-то вернуться. И не просто вернуться, а мягко приземлиться. В случае же с Луной, еще и прилуниться. И тоже мягко. На Землю космонавты возвращаются, используя парашют в случае, когда речь идет об аппарате одноразового использования. Многоразовый челнок может вернуться, используя крылья, то есть, фактически превратившиь в самолет. Но и парашют, и крылья становятся абсолютно бесполезными в условиях отсутствия атмосферы. Соответственно, вопрос: каким именно образом осуществлялась посадка на Луне? За счет сжигания топлива? Если да, то сколько его было сожжено при осуществлении данной операции? Какова была скорость снижения аппарата в момент касания лунного грунта? Неужели над грунтом аппарат почти парил? Весьма любопытный, кстати, вопрос, учитывая то обстоятельство, что на борту, по официальной версии, находились люди. И, наконец, в какой именно момент отстегнулась последняя ступень?

Ну и третий этап путешествия. Сколько топлива было использовано при взлете с лунной поверхности? Да, Луна кратно меньше Земли. Да, гравитация там существенно ниже. И, тем не менее, это все-таки не астероид, от которого можно просто оттолкнуться ногами.

Казалось бы, о чем тут можно дискутировать? Цифры известны. Правда, не все, как это обычно и бывает в запутанных историях. Для полетов на Луну использовалась сверхтяжелая ракета-носитель Сатурн-5. Стартовая масса, согласно информации в Википедии, – 2965 тонн при запуске. К Луне приблизился объект массой 43,5 т. То есть, 40 с небольшим тонн, чтобы долететь от Земли до Луны, потеряли 2920 тонн. Неслабое весьма соотношение! Фактически 1:73. Таким образом, получается, что все окололунные маневры, включая посадку и взлет, происходили, что называется, на последних каплях топлива. Причем, как отмечают СМИ, посадка не была вертикальной; экипаж какое-то время подыскивал подходящее место в режиме полета над лунной поверхностью. И это – в безвоздушном пространстве! Спрашивается: как это возможно?

Способен ли кто-либо, не впадая в истерику по поводу того, что кругом невежи, мракобесы и конспирологи, внятно ответить на вышеприведенные вопросы? Причем с приведением соответствующих цифр и привлечением соответствующих единиц измерения, будь то килограммы, литры, фунты, галлоны, баррели, километры в час или что-то еще.

Татьяна Минасян, писатель, публицист:

Возможно, цифры, касающиеся массы американских кораблей, летавших на Луну и вернувшихся оттуда, и потраченного ими для этого топлива, на первый взгляд и выглядят недостоверными, но как тогда быть с другими летательными аппаратами, автоматическими станциями, которые тоже достигали Луны, садились на ее поверхность и возвращались после этого на Землю с образцами лунного грунта? Непилотируемые аппараты к нашему спутнику отправляли и СССР, и США, начиная в конца 50-х годов прошлого века, и первые попытки достичь Луны таким образом были неудачными, однако, в конце концов, и мы, и американцы «научили» свои станции совершать мягкие посадки, выполнять заложенную в них программу – собирать грунт и фотографировать лунную поверхность – и возвращаться домой.

Модель станции "Луна-16" (фото из Википедии)
Модель станции "Луна-16" (фото из Википедии)

Первой автоматической станцией, которая успешно проделала все вышеперечисленное, была советская «Луна-16», которая стартовала с Земли 12 сентября 1970 года, прилунилась 20 сентября и вернулась на Землю 24-го, прихватив с Луны 101 грамм грунта, собранного на территории лунного Моря Изобилия. Это произошло уже после полетов на Луну американских космонавтов, которые также привезли с нашего спутника образцы грунта, но полет «Луны-16» был первым непилотируемым полетом, в ходе которого на Землю было доставлено внеземное вещество.

Весила «Луна-16» 5600 килограмм, а за пределы Земли ее вывела ракета-носитель «Протон», стартовая масса которой равнялась 705 тонн. После того, как станция долетела до Луны и начала снижаться, на ней несколько раз включался основной двигатель, замедляя ее падение, а когда до поверхности оставалось 20 метров, а скорость аппарата снизилась до 2,5 метра в секунду, включились два двигателя малой тяги, замедлившие его еще сильнее и позволившие ему плавно опуститься на лунный грунт.

Полтора года спустя успех «Луны-16» повторила еще одна российская автоматическая станция, «Луна-20», весившая столько же, сколько ее предшественница, и направляемая такой же ракетой-носителем. Эта станция вылетела с Земли 14 февраля 1972 года, прилунилась в материковом районе Луны недалеко от Моря Изобилия 25 февраля и, набрав там 55 грамм лунного грунта, благополучно вернулась на Землю.

Наконец, в 1976 году на Луну слетала и вернулась еще более тяжелая советская станция «Луна-24», масса которой составляла 5800 килограмм. С Земли ее «выталкивал» все тот же 705-тонный «Протон», а на Луне она добыла образец грунта весом 170 грамм, пробурив в поверхности спутника скважину глубиной 160 сантиметров.

Получается, что более легкий, чем у летавших на Луну американцев, космический аппарат, направляемый также более легкой (а значит, несущей в себе меньше топлива) ракетой-носителем, был вполне способен и на мягкую посадку, и на взлет с поверхности спутника Земли. Соотношение масс «того, что вылетело с Земли» и «того, что вернулось» в случае с «Луной-16» и «Луной-20» составляет примерно 1:125, а в случае с «Луной-24» - около 1:121. Выходит, что американцы сжигали на каждый килограмм отправленного на Луну веса меньше топлива, чем мы, но разница в его расходе при этом вовсе не запредельная. Возможно, советские станции тоже могли бы расходовать меньше горючего, но разрабатывавшие их полеты ученые решили перестраховаться, чтобы топлива точно хватило на выполнение их миссий.

То есть, цифры, касающиеся первого пилотируемого полета на Луну, при сравнении с полетами туда автоматических аппаратов оказываются не такими уж удивительными и вовсе не невозможными. Правда, справедливости ради, это сравнение нельзя назвать доказательством того, что астронавты США точно побывали на Луне – оно говорит о том, что их полеты в принципе, скорее всего, были возможны. Но в пользу того, что они там были, говорят другие аргументы, связанные не с цифрами, а с обычной человеческой логикой.

Один из этих аргументов касается того, что наши конкуренты в космической гонке посетили спутник Земли не один раз, и даже не два, а целых шесть раз. Если бы США решили сфальсифицировать полет человека на Луну, чтобы «утереть нос» Советскому Союзу, им достаточно было бы сделать это только один раз, ведь в лунной гонке было важно именно первенство американского или нашего космонавта на спутнике. Зачем же Штатам было создавать еще пять фейков о таких же полетах, в шесть раз повышая вероятность, что они допустят при этом какую-нибудь ошибку, из-за которой их обман раскроется?

По-моему, ответить на этот вопрос даже сложнее, чем разобраться с тоннами, килограммами, баррелями и прочими единицами измерения, касающимися лунной гонки.