Найти тему
Азбука отцовства

Воспитание и развитие младенца на 4-6 месяце жизни

Главные критерии психического развития на 4-6-м месяце жизни

Во второй половине 1-го полугодия жизни в развитии ребёнка происходит определённый качественный скачок. Он преодолевает большинство трудностей начального периода, познакомиться и установит тесный контакт со своим окружением. Он начинает в определённой мере понимать людей и может немного обозначить свои потребности и свои желания. Его так же начинают понимать люди.

Наибольший прогресс он достигает в области развития моторики; в предыдущих главах мы показали, что моторика играет ведущую роль в общем развитии в раннем возрасте, т. к. от развития моторики зависит развитие всей личности ребёнка. Ввиду этого родители, много занимающиеся с ребёнком, обнаруживают, что их ребёнок уже в этом возрасте начинает отличаться от детей, которым родителе уделяют меньше внимания и заботы: ребёнок всем своим поведением выглядит более взрослым.

На 4-м месяце ребёнок хорошо овладевает движением головы, лежа на животе он не только поднимает её, но может наклонить и посмотреть вверх. Он держит голову и поворачивает её во все стороны и во всех направлениях. Он способен делать и наиболее сложные движения головой, т. е. лежа на спине приподнимает её, притягивает подбородок к груди и смотрит по направлению к ногам.

Значительный прогресс в движении плеч и ладоней. Развитие хватательных и манипулирующих навыков так необходимых для совершенствования игры и мышления мы отдельно опишем в разделе о развитии этих функций. Пока ограничимся описанием грубой моторики руки и ладони и опишем как развивается сила захвата ладоней и сила отжимания рук.

Мы упомянули, что сила захвата рук до 3-го месяца постепенно ослабевает так, что в конце 3-го месяца бывает минимальна. Однако на 4-м месяце захват вновь начинает усиливаться до такой степени, что ребёнок, получив в ладони пальцы взрослого, может удержаться, если его тянуть в сидячее положение. Первоначально его руки прямые, затем он начинает слегка сгибать их и притягивать голову, в 5 месяцев руки усиливаются настолько, что ребёнок может сесть почти самостоятельно. В 6 месяцев ребёнок вытягивает себя не только в положение сидя, но способен встать. Сила захвата у тренированных детей в 6 месяцев бывает настолько сильной, что при тестировании он может некоторое время удержаться в висе или стоя на лестнице.

Трехмесячные дети в положении лежа на животе опираются на выпрямленные руки, которые первоначально согнуты, затем прямые. На 4-м месяце ребёнок учится брать предметы, он пробует это и лежа на животе, он удерживает вес головы и тела одной рукой, а другой тянется и манипулирует. Ему хорошо помогают мышцы спины и шеи, которые к 5-ти месяцам усиливаются до такой степени, что, лежа на животе, ребёнок берёт игрушку обеими руками и играет. Мышцы спины удерживают голову и грудь в приподнятом положении. В конце 6-го месяца некоторые дети способны ползать при этом главную работу осуществляют руки. В этом возрасте некоторые дети начинают подтягивать коленки под живот, достигая позы на четвереньках, при которой необходимо очень сильно упираться руками.

Мышцы тела во второй половине 1-го полугодия значительно усиливаются, позволяя осуществлять сложные движения. Наибольшее внимание необходимо уделять мышцам спины и шеи, т. к. они очень важны для правильного положения тела. На 5-м месяце ребёнок способен в положении лежа на животе одновременно вытянуть в разные стороны руки и ноги и поднять их вверх вместе с головой сильно прогнуться – ребёнок изображает «самолет». Это очень полезное упражнение для тренировки мышц спины не только для детей, но и для взрослых. Постепенно усиливаются мышцы живота и груди, что позволяет ребёнку на 4-5-м месяце ухватившись за пальцы взрослого, приподнять голову и ноги, и подтянувшись сесть. Ребёнок не может в этом возрасте долго сидеть, хотя способен делать «самолет», у него ещё недостаточно сильные мышцы спины и развитый позвоночник, чтобы сидеть с прямой спиной. Боковые мышцы также значительно усиливаются: на 3-4-м месяце ребёнок переворачивается со спины на бок, на 4-5-м месяце он способен перевернуться из положения лежа на спине на живот, на 5-6-м месяце он активно переворачивается на спину.

Мы говорили, что ребёнок учится владеть своим телом от головы до кончиков пальцев на ногах, по этой причине ноги подчиняются ему в самую последнюю очередь. У ног также можно различить грубые и более тонкие движения. На 4-м месяце ребёнок может активно пинать подвешенный над ним мячик, на 5-м месяце он нежно прикасается к нему, ощупывает и обхватывает его. В этот период дети часто играют с большим мячом, подвешенным сверху, следующим образом: первоначально держат его обеими руками, затем обеими ногами, далее одной рукой и одной ногой и т. д. Усиливающиеся мышцы живота и бедер позволяют ребёнку поднять ноги и руками касаться колен, а на 5-м месяце ухватить ногу руками и засунуть её в рот. Лежа на животе, он может согнуть ногу коленкой под живот или сильно согнуть её, на 6-м месяце подтянуть оба колена под себя приподнять задницу, положив голову на пелёнку. Если на 5-6-м месяце дать ребёнку пальцы, то возможно не только усадить его, но и вытянуть в стойку, причём подтягивается ребёнок самостоятельно. Очень часто при этом упражнении ребёнок прогибается и не садится, а переходит в стойку на ногах из лежачего положения. Если на 4-6-м месяце ребёнок лежит грудью на надувном мяче, то он очень энергично отталкивается ножками, почти подпрыгивая вперёд. На 4-м месяце ребёнка можно поместить в «прыгунки», если у него тазобедренные суставы в норме. После нескольких попыток (примерно через неделю) он весело прыгает. В «прыгунках» он не стоит на ножках, т.к. приспособление подвешивается на пружине, и ребёнок лишь слегка касается поверхности и при очень слабом отталкивании подпрыгивает, при этом основную нагрузку берёт на себя пружина. Естественно, в «прыгунках» ребёнок не научится прыгать, этот навык он постепенно приобретает в конце 2-го года жизни.

Движение в этом возрасте является одной из основных биологических и психических потребностей ребёнка. Если дать ребёнку возможность энергично двигаться, то он очень отчетливо и громко проявляет свою радость, например, научившись пользоваться «прыгунками», он энергично подпрыгивает.