Растения, в различных мифопоэтических традициях символы процветания, плодородия, богатство, новой жизни. Причём мифологизируется весь контекст, в котором выступают растения, начиная с земли. Единым растительным образом, воплощающим в себе универсальную концепцию мира, выступает мировое древо и его варианты - древо жизни, древо познания, шаманское древо. С растениями связано огромное число божеств (Гея, Деметра, Персефона, Дионис, Флора, Церера, Сома, Араньяни), персонажей низшей мифологии (дриады, леший). Для многих традиций характерен изоморфизм растений человеку: ср. мифологемы человека (божества) на древе (Один на Игдрасиле, Иисус Христос на крестном древе), человека (божества), вырастающего из растения или прорастающего в виде растения (Осирис, Адонис, Дионис, гамадриады; ср. умирающий и воскресающий бог), превращения в растения (Дафна, Дриопа), происхождения растений из крови или тела мифологического персонажа (Нарцисса, Гиакинфа, Аттиса, Сйаваршана), антропоморфизация растений (мандрагора), зачатия от растений. Характерны этиологические мифы о том, как в данной традиции научились выращивать растения или приготовлять из растений опьяняющий напиток, вкушение которого даёт силу, процветание, плодородие (ср. Хаома, Майяуэль и Патекатль). В космогонических мифах растения часто выступают как фактически первый созданный богами объект (см. например, в ст. Тильмун, Лахар и Ашнан), иногда - с демиургическими функциями (бог леса Тане разделил небо и землю) или как волосы первосущества (см. Имир). Мифологизация растительного мира связана с противопоставлением дома (обитаемого пространства) лесу, как прибежище злых духов (ср. леший, Баба-Яга).