Народ способен в равной степени как возвысить политическую элиту, так и низвергнуть ее. Содержание:
- Министерство информации.
- Революционный терроризм.
- Врата Птолемея.
- Кто владеет информацией, тот владеет миром.
Несколько столетий назад могущественный волшебник Уильям Глэдстоун основал Британскую империю. Благодаря ему и его приспешникам страна достигла небывалого величия. Пусть цена этого величия измеряется человеческими душами, но усомниться в талантах и лидерских качествах Глэдстоуна, а также силе его посоха, не посмел бы никто. Полный захват власти волшебниками показался простолюдинам естественным, ведь, по классике жанра (общественный договор Ж.-Ж. Руссо), часть личных свобод они меняли на протекцию государства. Но с годами волшебники-функционеры интеллектуально обнищали. Вседозволенность и неограниченный доступ к ресурсам превратили политическую элиту в мещанскую. Премьер-министр сдался собственным демонам (в смысле, порокам, хотя демонам в прямом смысле он тоже довольно быстро сдался).
И вот, в условиях существования 4 социальных групп, имеющих между собой вполне очевидные разногласия, – об этом мы говорили в предыдущей статье, – бездеятельностное правительство не успевает отреагировать на зашкаливающе высокий уровень общественного недовольства. Всё выходит из-под контроля и мир оказывается на грани катастрофы. Как мы любим. А теперь давайте к деталям.
Министерство информации
Топорная пропаганда. Учитывая, что это детская книжка, высмеивающая псевдоинтеллигенцию и тщеславие как черту характера, допускаем ряд преувеличений. Но эти преувеличения отлично демонстрируют системный кризис Британской империи (вымышленной).
Наш ГГ – Натаниэль, который уже не ребёнок (во Вратах Птолемея ему 17 лет), но ещё и не взрослый, теперь зовётся Джоном Мэндрейком. Благодаря своей смекалке и джину Бартимеусу он уже дважды предотвратил ужасные катастрофы («Амулет Самарканда», «Глаз Голема»), чем заслужил признательность премьер-министра, место в правительстве и кучу врагов. Некогда амбициозный и честный мальчик полностью слился с истеблишментом. И хотя ему всё ещё претит обсуждение тарелок на заседаниях правительства и полное игнорирование кризиса военной кампании в Америке, он отлично отрабатывает поставленные перед ним задачи: закрыть глаза, плыть по течению, кормить население чушью.
Джон Мэндрейк – министр информации. И большую часть времени он занимается тем, что печатает листовки о простолюдинах-героях, из патриотических чувств отправившихся сражаться за интересы Британской империи в Северную Америку. Газеты и таблоиды пестрят победами и вычурными заголовками, в то время как по факту кампания не то, что простаивает, а находится на грани фола. Армия оказывается совершенно неподготовленной и терпит поражение за поражением. В это же время на континенте протестуют простолюдины, возникают очаги сепаратизма в многострадальной Чехии, Франции и др. На плечи Мэндрейка возлагается необходимость не просто скрывать нарастающий уровень общественного недовольства, но и устранять зачинщиков противоправительственной деятельности.
Он недоумевает, почему бы не воспользоваться посохом Глэдстоуна, чтобы раз и навсегда разобраться с американцами, как сам Глэдстоун когда-то разобрался с Чешской империей. Большинство его коллег упрямо игнорируют ситуацию ввиду своей праздности. Бартимеус слабеет с каждым днём, из-за того, что очень долго не был в Ином Месте, восполняющем силы демонов. А Китти Джонс осваивает магию сама, чтобы иметь возможность бороться с несправедливостью. В конечном итоге благодаря ей и своей учительнице рисования из детства Джон Мэндрейк снова станет Натаниэлем.
Революционный терроризм
Сперва в закулисье, а затем и на переднем плане разворачиваются ещё более тревожные события. Часть волшебников, не обладающих выдающими способностями и, в связи с этим, занимающих непривилегированные должности в управленческой системе Британской империи, встают в позицию униженных и оскорблённых. Премьер-министр и парламент для них – угнетающее меньшинство, простолюдины – презираемое большинство. Они используют членов Сопротивления в качестве разменной монеты, чтобы заполучить посох Глэдстоуна. Но из-за Натаниэля, Китти и Бартимеуса не достигают своей цели. Тогда их предводитель, знаменитый театральный режиссёр и драматург, долгие годы друживший с премьер-министром, разрабатывает социально-демонический эксперимент.
Чтобы усилить себя, революционеры не просто вызывают демонов, а вступают с ними в сговор, подселяя в свои тела. Разумеется, у обитателей Иного Мира на всё это имеется своё видение. Находясь в земных чертогах в своих обличиях, они испытывают муки, но подселяясь в людей ощущают себя вполне комфортно. Им также, как простолюдинам и бесталанным волшебникам надоело быть в услужении у тех, кто зовёт себя сильными мира сего. Они намерены уничтожить всех, кто способен творить заклинания, обычных людей оставить себе в услужение, а самим жить на Земле в чьих-то телах.
Эта стратегия была разработана Факварлом – давним знакомым джина Бартимеуса. И, по мнению последнего, она основывается не на желании освободиться от оков, а на мести. Да и вообще, жить на Земле и, тем более, входить в тело человека для демона крайне оскорбительно. Но Факварл собирает небольшую команду при участии очень сильного марида Ноуды и обманывает горе-революционеров. Они, ожидая, что смогут приручить демонов в себе, потерпели поражение. Джины и марид завладели их телами и телами других, более сильных волшебников, подвернувшихся под руку.
Сил, противостоящих глобальнейшему геноциду в истории мира, было крайне мало. ГГ были вынуждены пойти на отчаянную жертву и попасть в Иное Место.
Врата Птолемея
В 125 г. до н.э. в Александрии мальчик-египтянин по имени Птолемей (из династии Птолемеев) призывал джина Бартимеуса. Он племянник фараона, брат наследника, но всё не так однозначно. Будучи умным и эмпатичным, он пользуется любовью народа, поэтому представляет политическую угрозу для родственников. Самого Птолемея вопросы власти не волнуют, он увлечен науками и изучает природу Иного Места. Ему претит рабство, даже если речь идёт о демонах. Он подчиняет их при помощи магии, но не для того, чтобы использовать, а чтобы узнать больше об их природе, о предыдущих цивилизациях. Птолемей мечтает однажды уничтожить барьеры между мирами. По его мнению, люди и духи должны жить в согласии, что позволит и тем, и другим получить больше возможностей для развития.
Бартимеуса поражают стремления Птолемея, он считает, что, как и все волшебники, мальчик либо лжёт, либо свихнулся. Но со временем джин проникается им и помогает без принуждения. Иногда, благодаря Барту и другим демонам, Птолемей лечит людей, что приходят к нему за милостыней. Он наставляет их, говорит, что делать, чтобы заработать на хлеб. Думаю, здесь отсылка к фараону Египта Птолемею VIII Эвергету, которого прозвали Благодетелем (170–116 гг. до н.э.). Хотя, в Трилогии Бартимеуса не упоминается, что персонаж всё-таки стал правителем.
Слухи о его благодеяниях стремительно разошлись, и брат не единожды пытался его убить. Но Птолемею всё-таки удаётся достичь успеха в своих научных изысканиях. Он открывает портал в Иное Место и совершает путешествие в мир духов. Мальчик проводит слишком много времени там, где человеку не место. По возвращению, он физически истощён и слаб. Птолемей успевает сделать некоторые записи об увиденном, как попасть в Иное Место, и стирает все попавшиеся ему в книгах упоминания о джине Бартимеусе, чтобы волшебники его не эксплуатировали (по крайней мере часто). Затем, во время очередного покушения, Птолемей погибает. Бартимеусу не удаётся его защитить, и, спустя века, он хранит память и горюет о человеке, который стал ему другом.
Когда Барт впервые встречает Натаниэля, тот напоминает ему Птолемея. Но затем мальчик стремительно меняется и не в лучшею с моральной точки зрения сторону. На смену ему приходит ещё более яркая личность (в глазах джина) – Китти. Совокупно они оба совершают тоже, что и Птолемей. Китти проходит через Врата Птолемея, а Натаниэль отпускает Бартимеуса после смерти, чтобы спасти.
И хотя история взаимодействия джина с персонажами-детьми очень трогательная, мы собрались здесь не для этого. Герои всегда спасают мир. Но, если бы волшебники изначально не облажались, спасать его и не пришлось бы.
Кто владеет информацией,
тот владеет миром
События книг основаны на первичном конфликте: недопуске к привилегированной информации широких масс и злоупотреблении этой информацией тщеславным, тщедушным (и другие тще-) меньшинством.
Люди, имеющие знание о том, как вызвать демона и использовать его, достаточно педантичные, чтобы внимательно и правильно начертить защитный круг и сопутствующие символы, умеющие правильно определить категорию демона, получали власть и ресурсы. Эта информация передавалась от наставника к ученику и оберегалась от большинства тех, кого называют простолюдинами, тысячелетиями. В то же время самоучка Китти Джонс, овладевшая способностью вызывать демонов по книгам волшебника, у которого работала секретарём, доказала, что пользоваться магией может любой человек.
С другой стороны, желание подчинить себе потустороннее вышло волшебникам боком. А тех, кто желал узнать больше об Ином Месте прежде, чем решить, как именно стоит взаимодействовать с его обитателями, можно пересчитать по пальцам одной руки. Мораль: не знаешь куда, не лезь, а знаешь – поделись с другими. Мораль, заложенная автором Трилогии Бартимеуса, конечно же. Ведь информация бывает разной, как и её носители.