В святом монашеском православии большое внимание уделяется борьбе со страстями. Опираясь на святых отцов проф. богословия Осипов достаточно часто в книгах и лекциях своих призывает к такой борьбе.
Но какая есть обратная сторона борьбы со страстями? В жизни у всего есть оборотная сторона, которую стоит учитывать. Посмотрим на примерах, разберемся.
Пример 1. Победа над духом пьянства.
В 90 е годы довелось мне работать с одним неплохим человеком. Был он братом одного из богатых акционеров нашей компании. Задача у этого человека была следить за тем, что происходит в ночном комплексе, докладывать об этом и решать возникающие проблемы. Задача не пыльная, платили ему за нее очень неплохо.
Мужик был неплохой, с тяжелой судьбой, которую не опишешь двумя словами. Но то ли вследствие этой тяжелой судьбы, то ли еще от чего, любил он (как говорят по-русски) «бухать».
Бухал он в одиночку (явный признак алкоголика, ибо не алкоголики пьют в меру и в компании) и уходил в запой надолго. Две недели походит в комплексе, поработает, а потом на две недели уходил в запой.
Брата его беспокоило такое поведение по двум причинам: первое, за его здоровье, второе, за то, что во время запоя тот «забивал» на святое святых – работу, не ходя на нее.
Помог ему брат, закодировал. Не волю тот свою проявил, чтобы бросить пьянство, а использовал современное средство для безвольных людей – кодировку.
Эффект был. Мужик перестал пить. Постоянно был на работе. Но характер его стал невыносимым. Люди, с которыми он работал, просто взвыли: «Уж лучше бухал бы. Нормальным человеком был, а теперь стал агрессивным».
В результате, через некоторое время, мужик раскодировался и опять стал бухать, но по другой схеме: 3 недели работает, неделю бухает. Но остался человеком, агрессия ушла. Да, и брат его, акционер, не стал этому препятствовать, поняв, что так лучше.
Выводы из примера 1.
Святые, говоря о борьбе со страстями, говорят о важности проявление личностной воли в этой борьбе (она тренируется и крепнем в этой борьбе) и уповании на Бога. Ибо, кто победит страсть без Бога? Здесь же личной воли не было никакой, было использовано удобное средство цивилизации -кодировка, то есть проявлено лукавство. Да, и человек о Боге совсем не думал. Либо работал, либо не работал и бухал. В этой схеме жизни его не было места мыслям о Боге и чувству Бога.
Смысл борьбы со страстями, как говорит преп. Исаак Сирин, свят. Феофан Затворник, и тот же проф. Осипов А.И – обрести смирение и упование на Бога.
Если этого не происходит – грош цена такой «борьбе». Это не борьба, а лукавство. И эффект происходит обратный: агрессия вместо доброты. Поэтому и найденное решение в данном случае – лишь лукавый компромисс.
Пример 2. Покаянный блудник.
Другой мужчина, имея покладистую и прекрасную (душой) жену не препятствовал себе познавать и близость с другими женщинами. Объясняется такая порочность, как правило самими такими «гуляками» тремя причинами: 1. Игрой гормонов, 2. Желанием жизненного опыта в познании богатого мира женщин и 3. Сексуально – эстетическим удовольствием (мера которого все время усиливается) и ложным оправданием, что мужчина по природе «полигамен».
Все эти оправдания – лукавство. Скажу об этом ниже. Сейчас сам пример.
Ходил этот мужчина в «походы» и обретал опыт. Жена догадывалась о его «походной жизни», но не третировала его. Придет время – перебесится и успокоится. «Походы» не были безобидными – трещала семья и не все в ней стало ладно. И именно этот факт дал осознание этому мужчине. Он положил на чаши весов две вещи: благополучие семьи или «бесславные походы», приняв решение в пользу первого.
Через такое осознание пришло очень сильное покаяние. Он перестал ходить на стороны. Но вот, что удивительно. Страсть не ушла, она просто поменяла полярность. Если раньше страсть распределялась на много сторонних женщин, то теперь была обращена на одну – свою жену. Жена была шокирована таким вниманием, такой буйной страстью, которую он стал дарить только ей. Представьте, если раньше в месяц он посещал 5-10 женщин, то теперь та же энергия распределялась только на одну жену. Бедняжка.
Но, она, надо отдать должное ее мудрости, не сказала: уж лучше бы ходил на стороны, чем теперь меня так облюбовывает. Она любила мужа. В душе своей, и в поведении своем, просила у Бога ему меры и своим поведением направляла его в меру.
Через время мужчина пришел в меру. Потому что страсть, направленная на жену или иных женщин есть страсть, как не крути. То есть интенсивное, извращенное чувство. Нужно обретение меры, при которой страсти перестают быть страстями, а становятся чувствами. То есть теряют интенсивность и извращенность, становясь гармоничными. Это называется по - умному «воспитание чувств». Молодец жена, мудра она, что помогла с этим воспитанием.
Выводы из примера 2.
Если любишь свою жену, то к таким опытам бегства на сторону прибегать не будешь. Все, кто бегает – недостаточно любят своих жен. Надо просто полюбить. Бог в этом помогает.
Природа не правит бал. Правит бал то, как ты владеешь собой и используешь свою природу. Высшие психические функции и духовное начало выше природных. Надо просто научиться управлять своей природой. Опять же – посредством воли на начальных этапах.
Когда природой не управляешь, а потакаешь ей, она растет в порочности и вместо чувств рождаются страсти. Надо умерить их. Опять же вспомним советы святых о смирении. Смирение не только обретением мира с Богом, но и обретение меры во всем. Не надо насиловать жен, переставая блудить на стороне. Надо молить Бога о мере и воспитывать свои чувства.
Пример 3. Победа над обжорством.
В светской жизни считается, что обжорство не страсть. Ну, любит человек поесть – так пусть кушает на здоровье.
Но врачи замечают, что на здоровье обжоры не кушают. У них мышцы желудка работают 24/7, укрепляется философия гедонизма и страстного потребления , и появляются проблемы не только со здоровьем, но и с карьерным ростом. Ибо обжоры живут в мире комфорта, а комфорт – то, что мешает человеку быть в тонусе, преодолевать препятствия и расти в карьере и по жизни. Еда становится радостью и успокаивающим наркотиком. Если алкоголик бухает от трудностей жизни, то обжора - гедонист объедается от хорошей. Две стороны одного порока.
Когда врачи стали замечать ему, что он много есть и у него проблемы с сердцем, гепатоз печени, а на работе вместо построения карьеры он становился просто комфортным и конформным членом команды, то он решил побороть страсть обжорства.
Перешел на диеты, заставлял себя есть мало, стал спортом легким заниматься, типа фитнеса, в работу вкладываться. Но вот беда: от всех этих честных действий (а он честно все совершал) у него стала расти депрессия. Если раньше он был жизнерадостным обжорой, то теперь стал депрессивным фитнес диетчиком и насильным трудоголиком.
Когда младенец хочет сосать грудь, а ему ее не дают, он начинает плакать, ему плохо.
Когда «взрослый младенец» хочет наркотик пищи, а он сам себе его не дает, то он уходит в депрессию.
Итак, в результате такой борьбы со страстью обжорства человек поимел куда большую проблему: депрессию. В результате чего вновь вернулся в обжорство, но с диетами. То ест как обжора, то на диете. Толку от этих диет было мал. Он просто успокаивался, да и вес контролировал. Вроде как психологически ему стало легче. Духовно? Ни на йоту.
Выводы из примера 3.
Вспомним святого Иоанна .Лествичника. Тот был умеренным аскетом, никогда не проводил жестких постов помногу дней, не боролся рьяно с желудком. Святой говорил, что пост нужен не для того, чтобы бороться с пищей или желудком, а для того, чтобы возрастать духовно. Когда человек отсекает мысли о пище и жажду пищи как наркотика, то ему должна прийти добродетель других мыслей, более высокого уровня полета, открыться другие смыслы жизни. Не гедонизма, а развитие. Смысл в этом.
Если такого (обретения нового, большого смысла) не происходит, то есть человек остается на ступени психологического и духовного обжорства, то он не обрел новый смысл. А значит продолжает питать ту же страсть. Он борется бессмысленно. Нужен новый смысл, смысл новой ступени жизни. Его надо обретать от Бога, а не просто на диеты садиться. При потакании обжорству человек просто ест безмерно. При борьбе с обжорством – он контролирует еду диетами. Но он не отсекает философию страстного гедонизма в себе и новое не обретает. Такая «борьба» бесплодна.
Заключение.
Итак, борьба со страстями имеет и оборотную сторону. Если человек не стяжает Божье, не растет сам и не проявляет воли к лучшей, более совершенной жизни, то такая борьба может быть бесплодной и пустой.
Именно поэтому, например, афонский святой – Порфирий Кавсокаливит – всегда повторял: надо не со страстями бороться самому, а Бога любить и Ему открываться. От Него все приходит и исходит. И смыслы, и находки.
Смысл не в борьбе, а в стяжании Бога и Божьего. Так и святой Серафим Саровский говаривал.
Когда это практически осознается человеком, его жизнь и он сам изменяется, улучшается.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Подписывайтесь на канал.
Делитесь с друзьями.
Приглашайте на этот канал.
Добра всем.