Талант разведчика определяется не только его умением выведать секреты, но и способностью глубоко внедриться в иностранные структуры, создать свой новый образ, отличный от настоящего до неузнаваемости. В таком случае Иосифа Ромуальдовича Григулевича нужно признать едва ли не самым блестящим советским разведчиком. Судите сами - только выдающийся, гениальный разведчик способен, подобно Григулевичу, стать послом той страны, в которой он выполняет задание! Но, как оказалось в дальнейшем, талант советского литовца этим не ограничивается... Обо всех "фронтах работы" одного из самых таинственных советских разведчиков - в нашей статье.
Революционер
Строго говоря, Юозас Григулявичюс (а именно так звали будущего разведчика в родном городе) не литовец, а литовский караим. Родился он в 1913 году, в семье аптекаря, убежденного сторонника коммунизма. Отец с 1926 года спасался от бедной жизни в Аргентине - видимо, поэтому Иосифа Ромуальдовича всегда тянуло к Южной Америке, сказочной земле его детства. В 1927 году его, как "активного коммуниста" исключили из гимназии. Выходит, что революционной пропагандой будущий разведчик занимался с 13-14 лет!
После переезда в Вильно, который тогда принадлежал Польше, от своих взглядов Григулевич не отказался. В 1932 году польская дефензива (контрразведка) арестовала его за коммунистическую пропаганду. Он получил два года условно и безусловно - выдворение из Польши.
Товарищи-коммунисты направили Григулевича в Париж, где он работал в МОПР - Международной организации помощи революционерам. Именно там на него впервые обратил внимание резидент советской разведки Александр Коротков, но пока вербовка Григулевича не состоялась. В дальнейшем "электрик Мигель" представлял МОПР в Аргентине, где наконец встретился с отцом и снова чуть было не угодил в тюрьму - в 1936 году аргентинская полиция арестовала 109 гостей лидера местных социалистов, в том числе и Григулевича. Но благодаря адвокатам он был свободен уже на третий день. Жить в Аргентине Григулевичу было больше нельзя, и он был направлен в Испанию, где разгоралась гражданская война.
Солдат и диверсант
В Испании Григулевич получил псевдоним "Хосе Окампо". Он сражался в рядах интернациональных бригад, среди коммунистов и левых со всего мира, виделся с Эрнестом Хемингуэем, Ильей Эренбургом и Михаилом Кольцовым, продвинулся до должности помощника начальника штаба Мадридского фронта. Именно в Испании Григулевича завербует резидент советской разведки, знаменитый Александр Орлов (Фельдбин). По его протекции Григулевич попадет в спецслужбы республиканцев.
На этой службе Григулевичу пришлось пережить немало трудностей. Он занимался преследованием троцкистов и "пятой колонны", чуть не погиб во время мятежа анархистов. Своей честностью, упорством, умом "Хосе Окампо" заработал себе авторитет не только в Испании, но и в СССР. В 1937 году он приехал в Советский Союз, и все преподаватели и инструкторы принимали его за иностранца. Изначально Григулевича готовили как диверсанта. Его страной специализации стала Мексика.
В Мексике Григулевич участвовал в организации самой известной операции советских спецслужб в этой стране - ликвидации Льва Троцкого. Правда, покушение, организованное группой Григулевича, сорвалось - хоть мексиканцы и расстреливали спальню бывшего революционного вождя в течение 15 минут, ему удалось переждать налет в безопасном месте. После этого Григулевичу пришлось срочно покинуть Мексику.
Разведчик
Нужно сказать, что именно Григулевич всеми силами старался доказать руководству советских спецслужб, что Латинская Америка - не второстепенный участок работы разведки. Какое-то время его слова подтверждала охота на Троцкого. Не удивительно, что после неудачи в Мексике Григулевича, переведенного во внешнюю разведку, направили именно в Латинскую Америку, точнее, в хорошо ему знакомую Аргентину.
Работа советской резидентуры в Аргентине была связана с огромными трудностями. Во-первых, ее нужно было создать практически с нуля. Во-вторых, было затруднительно поддерживать связь с Центром. Но труды того стоили - с началом Великой Отечественной войны Григулевич точно знал, что Германия получает стратегическое сырье от симпатизирующих нацизму южноамериканских режимов. Он создал сеть диверсионных групп, которые срывали поставки в Германию.
В 1945 году, для продолжения своей работы, Григулевичу удалось добыть абсолютно законные документы на имя Теодоро Бонефиля Кастро, якобы незаконнорожденного сына одного из коста-риканских плантаторов. Так Григулевич стал гражданином Коста-Рики.
Активная разведывательная деятельность Иосифа Ромуальдовича продолжилась в 1949 году в Италии. Там "Теодоро Б. Кастро" занялся бизнесом, реализовывал коста-риканское кофе и даже привлек к этому прибыльному делу дипломатов Коста-Рики и Уругвая. В 1951 году господин Кастро стал первым секретарем посольства Коста-Рики в Италии, а чуть позже - послом Коста-Рики в Италии и по совместительству в Ватикане и Югославии. Таких достижений у советской разведки не было больше никогда.
Дипломат
Хоть Григулевич и был послом не самой значительной страны, он пользовался достаточным уважением и в местах своей аккредитации, и в дипломатических кругах. Он сумел завести доброжелательные отношения с Папой Римским Пием XII и имел у него пятнадцать аудиенций, в том числе личных. В СССР "Теодоро Б. Кастро", ставший своим человеком среди европейских дипломатов, мог передавать самые важные, уникальные сообщения.
Для надежности Григулевич разжег в ООН жесткий спор с министром иностранных дел СССР Андреем Вышинским, бывшим "сталинским прокурором" времен репрессий.
Осенью 1952 года он узнал о новом, самом рискованном поручении. Ему предписывалось убить лидера Югославии, маршала Иосипа Броза Тито, который имел дерзость вести свою страну не по сталинскому пути. Авантюрный план предусматривал, чтобы Григулевич получил у маршала аудиенцию как посол Коста-Рики и заразил его бактериями легочной чумы. Самому послу нужно было заранее привиться. Но смерть Сталина сорвала все планы.
Ученый
В СССР Григулевич, так и не раскрытый никем, вернулся в 1953 году, таинственно исчез из Рима. Его положение было достаточно шатким, велика была вероятность попасть под очередные чистки спецслужб. В 1956 году его уволили из разведки. Но его натура протестовала против безделья.
Григулевич чувствовал потребность развить и углубить свои знания о Латинской Америке, поделиться огромным объемом мыслей с обществом. Еще будучи революционером и разведчиком, он активно интересовался историей и культурой стран, в которых он работал, много читал, не говоря уже об изучении языков. Огромный интерес у Григулевича вызывала личность легендарного южноамериканского революционера и борца против колониализма Симона Боливара. Свои способности бывший разведчик переложил в науку, став историком, культурологом, религиоведом.
В 1960 году он стал старшим научным сотрудником сектора Америки, Австралии и Океании Института этнографии АН СССР, преподавал в МГИМО. В 1965 году Григулевич получил степень доктора исторических наук, а в 1979 году стал членом-корреспондентом АН СССР. Научные интересы Григулевича включали в себя историю католицизма и в частности его место в истории Латинской Америки, культуру этого региона, биографии знаменитых латиноамериканцев, многие из которых стали первыми и единственными на русском языке. Важно отметить, что свои книги о католической церкви Григулевич писал с достаточно объективных позиций, учитывая и марксистские, и иные взгляды, а вот биографии зачастую носили пропагандистский характер.
Бывший разведчик, ставший звездой науки, скончался в 1988 году. Его жизнь, как "волкодава Сталина" и как крупного ученого, по-прежнему остается далеко не полностью изученной...
Подписывайтесь на канал и не стесняйтесь высказывать свое мнение в комментариях!