Даже если вы не знаете эту женщину, то скорее всего встречались с ее образом в массовой культуре. К примеру, в недавнем сериале «Вавилон—Берлин» в эпизоде ночного клуба танцовщицы одеты очень экзотично в юбочки из бананов.
На самом деле это аллюзия на образ Жозефины Бейкер. Удивительно, что танцовщица мало того, что вошла в историю массовой культуры, так еще и получила орден Почетного Легиона из рук самого Шарля де Голля.
Как говорят виноделы, чтобы получилось хорошее вино, лоза должна «страдать», вырастая на бедной почве, она прилагает силы, чтобы добыть питательные вещества, и ее ягоды становятся богаты вкусом. Это наблюдение, зачастую справедливо характеризует судьбы людей. Родившиеся в бедной среде, некоторые достигают в своей жизни самых высот, оказывая на других большое влияние и вызывая восхищение и желание подражать.
Все это относится к Жозефине Бейкер. Она была незаконнорожденной дочерью негритянской прачки. Ее отец остался неизвестным, возможно это был музыкант Энди Карсон. Но как выяснили биографы, скорее всего, это было выдумкой самой Жозефины, которая в течении своей жизни выпустила несколько мемуаров, и во всех из них были представлены разные версии, и некоторые факты изображались иначе.
Скорее всего ее отцом был белый человек, у которого в те времена работала мать, поскольку рожать ее привезли в больницу для белых и даже оплатили там двухнедельное пребывание.
Тем не менее детство Жозефины было как у многих бедных черных семей. Иногда ей даже приходилось спать на картонных коробках и искать себе еду в мусорных баках. Она зарабатывала гроши, танцуя на улицах. В 11 лет она стала свидетелем жестокой расправы с чернокожим в Сент-Луисе, когда неизвестные подожги "черные трущобы", и в этом пожаре погибло множество людей.
Я до сих пор вижу себя стоящей на западном берегу Миссисипи, смотрящей на Восточный Сент-Луис и наблюдающей, как зарево горящих негритянских домов освещает небо. Мы, дети, стояли, прижавшись друг к другу в недоумении... насмерть напуганные криками негритянских семей, бегущих по этому мосту, не имея ничего, кроме того, что у них было на спинах в качестве мирского имущества... Итак, с этим видением я бежала, бежала и бежала ...
Жозефина Бейкер в мемуарах.
В 13 (!) лет она вышла замуж, но к счастью быстро развелась. В 15 лет ее один брак, и опять развод. От второго мужа у Жозефины осталась фамилия Бейкер, которую она носила до конца жизни.
Учитывая свое уличное танцевальное мастерство, она устроилась на подтанцовку в водевиль. И почти сразу привлекла внимание публики тем, что выделилась из толпы широчайшей улыбкой и забавными гримасами.
Она не была красавицей в классическом смысле слова. У нее была короткая шея, пухлые щеки, но такая лучезарная улыбка и потрясающая харизма, что это делало ее очень привлекательной.
К 19 годам у нее уже был большой список заведений, которые она сменила, и постановок в которых участвовала, в том числе бродвейских, где она была на подтанцовках. Это было самое начало Гарлемского ренессанса, когда афро-американская культура вдруг ворвалась в культурный ландшафт страны.
А в 1925 году Бейкер в составе труппы поехала в Париж и осталась там окончательно. Европа была куда терпимее к чернокожим американцам. Это был космополитичный центр мира, тем более Старый Свет захватывала эпоха джаза и ар-деко, когда ценилось все экзотичное и роскошное. И Жозефина Бейкер отлично вписалась в этот культурный контекст.
Нет, у меня не было первого шанса на Бродвее. Я танцевала только в припеве в «Shuffle Along» и «Chocolate Dandies». Впервые я прославилась во Франции в двадцатые годы. Я просто терпеть не могу Америку, и была одним из первых цветных американцев, переехавших в Париж.
Париж был менее консервативен, вместе с джазом пришла и сексуальная раскрепощенность, и Жозефина была вынуждена выступать в варьете чуть ли не полностью обнаженной. А еще она выводила на сцену своего домашнего гепарда "Чикиту" в бриллиантовом ошейнике. Об этом шоу заговорила вся богема. Жан Кокто, Пикассо, Хемингуэй стали ее друзьями.
Всего через несколько лет Жозефина Бейкер стала самой высокооплачиваемой артисткой Франции. Она не только выступала на сцене, но и снялась в кино, Более того, она стала брать уроки вокала и даже выступила в опере, которую сама же и продюсировала:
… она прошла путь от маленькой танцовщицы-дикарки с приличным голосом до великой дивы … Клянусь, за всю свою жизнь я никогда не видела, и, вероятно, никогда больше не увижу такого выдающегося певца и исполнителя
Ширли Бесси, французская певица
Удивительно, но будучи очень популярной в Европе, ее гастроли в Америке были встречены очень прохладно, что Жозефину очень расстроило, она отказалась от американского гражданства и официально стала француженкой.
Во время Второй мировой войны многие французские писатели и артисты заняли приспособленческую позицию, к примеру, даже Эдит Пиаф пела перед немецкими офицерами, а кто-то и вовсе открыто работал на фашистов, как Коко Шанель. Лишь немногие ушли в подполье, кто-то в знак протеста перестал выступать. Жозефина Бейкер оказалась среди тех, кто выступления не прекратил, но это только на первый взгляд. На самом деле она была завербована Сопротивлением и стала настоящей шпионкой, добывая разведданные, свободно перемещаясь по стране и Европе, она общалась с нужными людьми, вывозила секретные документы.
При этом она была настолько популярной, что немцы ее не трогали. А между тем разоблачение грозило ей концлагерем и смертью. Во французском движении Сопротивления она получила удостоверение летчика и звание лейтенанта.
После окончания войны, когда стали известных все ее заслуги, бывшая танцовщица Кабаре получила медаль Сопротивления и Освобожденной Франции, была награждена знаком Военного Креста, а в 1961 году Шарль де Голль вручил ей орден Почетного легиона.
После войны Бейкер продолжала танцевать, надо сказать, что ее вклад в танцевальную культуру значителен, у нее были довольно богатые хореографические данные (в отличие, к примеру, от Айседоры Дункан) в ее выступлениях разных лет можно найти элементы, которые впоследствии станут отдельными направлениями вроде хип-хопа и брейка. Она несколько раз объявляла об уходе со сцены, но тем не менее возвращалась.
После войны в Америке развернулась борьба против расовой сегрегации, и Бейкер это с вдохновением поддержала. Тем более, что сама страдала от этого. В одном из фешенебельных ресторанов США ее отказались обслуживать. Свидетелем этой сцены была актриса Грейс Келли, которая возмутилась ситуацией и ушла вместе с Бейкер и ее друзьями. Это стало началом их крепкой дружбы. Кроме того, Жозефина выступала против клубной сегрегации на своих выступлениях.
Я бывала во дворцах королей и королев, в домах президентов и во многих других местах. Но я не могла зайти в отель в Америке и выпить чашку кофе, и это меня бесило. И когда я злюсь, ты знаешь, я открываю свой большой рот. А потом будьте осторожны, ведь когда Жозефина открывает рот, это слышат во всем мире...
Жозефина Бейкер
Ей даже предлагали возглавить движение за гражданские права чернокожих американцев после убийства Мартина Лютера Кинга, но она отказалась. Она воспитывала 12 приемных детей, которых находила в разных странах. Она мечтала дать им самое лучше образование, чтобы дети могли вернуться на родину и способствовать развитию своей родины. Не у всех, к сожалению, жизнь сложилась благополучно, но тем не менее Жозефина дала им отличный шанс.
Она умерла в 68 лет, после того, как европейская богема отмечала 50-летие ее творческой жизни. И объем почестей, которые она получила после смерти, огромен. Ее именем названа площадь на Монмартре, кратер на Венере, ее прах покоится в Пантеоне в Париже, неподалеку от могил Марии Кюри и других легендарных женщин Франции.
Образ Жозефины Бейкер даже после ее смерти еще очень долго присутствовал в массовой культуре. Вот к примеру, песня группы Бони М "Все хотят танцевать как Жозефина Бейкер"