У пассажира самолёта есть не только обязанность оплатить билет. У него есть самые разнообразные права. Причём о некоторых могут не знать даже опытные путешественники. Мы разобрались‚ в каких случаях закон стоит на стороне пассажира.
1. Бесплатно взять в салон ряд вещей
Независимо от веса багажа, который пассажир сдал в багажный отсек, он может взять с собой в салон некоторые вещи. Их позволено брать в любом случае. Это может сделать даже тот пассажир, в билете которого никакой багаж не предусмотрен. Сюда относятся:
- рюкзак, соответствующий по габаритам правилам перевозчика; портфель или женская сумка;
- букет цветов;
- верхняя одежда;
- детское питание на время полёта;
- костюм в портпледе;
- устройства для переноса ребёнка, если он тоже летит (то есть не для случаев, когда коляску или люльку везут ребёнку);
- лекарства на время полёта;
- костыли, трости, ходунки, роллаторы, складное кресло-коляска;
- товары из дьюти-фри в габаритах по правилам перевозчика.
За такие вещи в ручной клади перевозчик не вправе требовать доплату.
Провоз ручной клади регулируют Федеральные авиационные правила (пункты 85, 133, 135), «Правила проведения предполётного и послеполётного досмотров» (пункт 60).
2. Суммировать вес багажа с другими пассажирами
Когда несколько пассажиров летят вместе, они вправе суммировать багаж, чтобы не превысить максимальный разрешённый вес на одного человека. Это могут сделать не только члены одной семьи, но и друзья или коллеги.
Например
Двое сотрудников одной фирмы вместе возвращаются из командировки. По их билетам провезти можно до 20 кг багажа, но у одного багаж весит 10 кг, а у второго — 25 кг. Они вправе суммировать свой багаж, у них получится 35 кг на двоих, и доплата за перевес не потребуется.
❗️ При этом допустимый вес багажа надо узнать заранее. При невозвратном билете обязательно необходимо уточнить, можно ли брать багаж и до какого веса. При возвратном билете можно рассчитывать взять минимум 10 килограммов багажа.
Кроме того
Даже если пассажиры суммировали вес своего багажа, каждый отдельный чемодан не может весить больше 30 килограммов: он считается тяжеловесным и оплачивается отдельно, без учёта бесплатной нормы. Более того, его могут не принять вообще, если эта перевозка не будет согласована заранее.
Бесплатно при перевесе можно провозить только детские коляски и вещи, предназначенные для маломобильных пассажиров, причём если они пользуются этими вещами (а не везут эти вещи кому-то).
Перевозку багажа регулируют Воздушный кодекс (статья 103), «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (пункты 122, 124, 127, 136).
3. Брать в салон жидкость
Жидкость брать с собой в салон можно. Но есть ограничение: брать в ручную кладь можно жидкости в ёмкостях не более 100 миллилитров, которые должны быть упакованы в пластиковый пакет объёмом до одного литра.
Жидкости в контейнерах ёмкостью более 100 мл к перевозке не принимаются даже в том случае, если ёмкость заполнена лишь частично. То есть если в обычной пол-литровой бутылке воды осталась половина — брать её нельзя. То же самое относится к косметике.
Это правило относится к любым жидкостям, включая воду и иные напитки, жидкую косметику (включая кремы), духи, спреи, аэрозоли. Если эти товары куплены в дьюти-фри — можно везти сколько нужно; если купить заранее и не сдать в багаж — с этими предметами на досмотре придётся расстаться.
❗️ Исключение делается для детского питания на время полёта, если ребёнок тоже летит. Ещё можно брать жидкие лекарства, если есть документы с подтверждением диагноза и схемы приёма лекарств.
Перевозку жидкостей в самолёте регулирует Приложение 1 к Правилам предполётного и послеполётного досмотров (пункт 2).
4. Везти алкоголь
Алкоголь в самолёте везти можно, но с некоторыми ограничениями по литражу. В багаж, к которому не будет доступа во время полёта, можно положить до пяти литров крепкого алкоголя (24–70%). Некрепкий алкоголь можно перевозить в любом объёме в багажном отсеке.
В салон с собой можно брать только алкоголь, купленный в дьюти-фри в день поездки. Тара не должна быть открытой. Купленный заранее и взятый с собой тоже везти можно, но только в таре не более 100 миллилитров и обязательно закрытой.
❗️ Важно, что эти правила относятся к провозу алкоголя в самолёте, но у конкретной страны могут быть свои дополнения. Например, в Россию один взрослый пассажир не может ввезти более пяти литров спиртного. Суммировать литраж с учётом детей нельзя.
Перевозку алкоголя в самолёте регулируют «Правила проведения предполётного и послеполётного досмотров» (пункты 2, 70), Приложение 1 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии (пункт 5), Приложение 2 к тому же решению (пункты 3, 4, 7).
5. Лететь с животным
Питомца брать в полёт можно, но где он полетит — в салоне или багажном отсеке, — зависит от его веса и опасности. При этом взять питомца в багаж можно в любом случае. А на перевозку его в салоне нужно согласие перевозчика. У авиакомпаний могут быть собственные ограничения по числу перевозимых питомцев, их габаритам, а также габаритам их переносок (клеток).
Питомцы не входят в норму бесплатного провоза багажа. И его самого, и его клетку, и даже корм нужно отдельно взвешивать и в случае перевеса дополнительно оплачивать.
Правила авиакомпаний необходимо изучать заранее: у них есть определённая процедура оформления питомца на рейс.
Перевозку животных регулируют Федеральные авиационные правила (пункт 143).
6. Получить питание, но не обязательно бесплатно
Будут ли бесплатно кормить в самолёте, зависит от особенностей рейса. Бесплатное горячее питание положено, если полёт длится более трёх часов. Когда перелёт ещё дольше, то кормить обязаны каждые четыре часа днём и каждые шесть часов ночью.
На практике всё может быть совсем иначе. Покормить пассажира для авиакомпании — право, а не обязанность. Поэтому перевозчик может установить собственные правила, кормить реже или вовсе не давать бесплатной еды. Но обязан предупредить об этом пассажира до покупки билета.
Кроме того, перевозчик может предложить питание за доплату. Питание может различаться в зависимости от длительности рейсов, времени вылета и направления.
Питание на борту регулируют Федеральные авиационные правила (пункты 94, 95, 98).
7. Получить помощь при задержке рейса
Рейс может задержаться не по вине перевозчика, но и в этом случае он обязан позаботиться о пассажирах:
- При задержке на два часа — обеспечить пассажиров водой и связью (два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте).
- При задержке на четыре часа — обеспечить пассажиров горячим питанием. После этого — каждые шесть часов днём и каждые восемь часов — ночью.
- При задержке на восемь часов днём и шесть часов ночью — разместить в гостинице, обеспечить трансфер до неё и затем обратно до аэропорта.
- При любой задержке — выделить комнату матери и ребёнка для пассажира с ребёнком до семи лет.
Действия перевозчика и права пассажиров при задержке рейса регулируют Федеральные авиационные правила (пункты 92, 99), Воздушный кодекс (статья 106).
8. Получить компенсацию за овербукинг
Порой компании продают места с запасом: они реализуют билетов больше, чем мест в самолёте (это называется овербукинг). Это делается на случай, если кто-то не полетит, чтобы перевозчик не потерял доход. Но если придут все, то кому-то места не хватит.
Авиакомпания может предложить перерегистрацию на другой рейс с компенсацией: она может выражаться в деньгах или предоставлении повышенного класса обслуживания.
Если пассажир задержался с вылетом из-за овербукинга, он имеет те же права на размещение и питание, как при обычной задержке рейса. Посадить его должны на ближайший рейс, если сам пассажир не против. Но он вправе отказаться лететь и получить полную стоимость билета.
Кроме того
За просрочку доставки пассажира в пункт назначения перевозчик должен выплатить штраф в размере 25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки.
Исключением будет, если авиакомпания докажет, что просрочка случилась из-за непреодолимой силы, опасной поломки самолёта, иных не зависящих от перевозчика обстоятельств. Величина штрафа не может превышать 50% провозной платы.
Помимо этого, перевозчик должен оплатить и сопутствующие траты пассажира — например, если следующий рейс ему пришлось ждать в гостинице.
Права пассажира при овербукинге регулируют Воздушный кодекс (статья 120) и Федеральные авиационные правила (пункты 92, 99).
Читайте также:
Подпишитесь на наш канал, если статья была полезной