Стили архитектуры – дело тонкое. В СССР всё быстро менялось. Выясняем, почему так, и учимся не путать понятия.
Дома, дворы, парки и тротуары несут печать времени. Языком стекла, бетона и мрамора с нами разговаривает эпоха. Как наша история влияла на стили архитектуры – разбираемся вместе с экспертом.
Советский конструктивизм
Конструктивизм 1920-х и 1930-х – это искусство молодых и азартных людей, которые смотрели в будущее. Вдохновляясь европейским модерном (взять хотя бы гениального Ле Корбюзье), советские архитекторы и дизайнеры поставили цель: вернуться к простым геометрическим формам. Вот почему здания в стиле конструктивизма – это сочетания прямоугольников, квадратов, цилиндров, шаров и прочих фигур. Этим горели не только советские архитекторы. Похожие тенденции были в живописи: вспомним супрематистские опыты Малевича.
Конструктивистский дом-коммуна. Фото: Lori
Конструктивизм делал ставку не на красоту (долой всякие рюшки!), а на функциональность. В раннем СССР стали популярными дома-коммуны. Это проекты жилья для рабочих, которые могли жить единым коллективом, сообща решать проблемы и вместе проводить досуг. Дома для коммунаров стоят во многих городах до сих пор.
Оптимальное решение: удобство по-новому
«Конструктивисты хотели сделать быт простым и удобным. Для таких зданий характерны простота и геометрическая правильность, – говорит в беседе с Добро.Медиа искусствовед, ведущий специалист службы «Виртуальный Русский музей» Мария Викторовна Руденская. – При этом архитекторы не боялись экспериментов, ведь для них была важна эстетическая революция – то есть перелом в искусстве и разрыв с традициями. Взять хотя бы постройки по проектам Константина Мельникова: его столичные дома-клубы, знаменитый дом с шестиугольными окнами в Кривоарбатском переулке и так далее».
Основные черты конструктивизма, которые выделила эксперт:
- акцент на красивых геометрических формах
- функциональность
- здание часто делится на сегменты
- отказ от декора и украшений.
Если вы видите здание из стекла и бетона (и при этом оно построено до войны) – скорее всего, это конструктивизм. Иногда советские архитекторы любили сочетать резкие линии с круглыми окнами: это выглядело очень стильно. Углы домов тоже бывают закруглёнными.
Некоторые объекты в стиле конструктивизма:
- Здание газеты «Известия» в Москве
- Водно-лыжная станция «Динамо» в Екатеринбурге
- ДК имени Зуева в Москве
- Дом Наркомфина
- Дом-коммуна инженеров и писателей в Петербурге
Сталинский ампир: традиции наносят ответный удар
Примерно с середины 1930-х (а где-то и раньше) авангардные проекты начали отступать на второй план. Конструктивизм не исчез, но его потеснили другие архитектурные варианты: более классические, традиционные. Украшения оказались кстати: пролетарская культура должна себя прославлять! Оптимальное решение уже перестало быть панацеей, акценты изменились.
«В тридцатые годы во всех областях искусства появляются официальные Союзы, и они начинают вводить новые правила. Архитекторы тоже выполняют идеологическую задачу: прославляют пролетарское искусство, – комментирует Мария Руденская. – Теперь важна не форма, а содержание. А форма помогает выразить идею величия советского государства: отсюда многочисленные портики, колонны, звёзды, серпы и молоты, фигуры рабочих и крестьян на фронтонах. Строительство возвращается к традициям классицизма. И даже к Античности – поскольку власти нужен пафос и героизация труда. Возник так называемый сталинский ампир, который расцвёл в послевоенные годы».
Как выглядит сталинский ампир?
Черты «сталинского ампира»:
- Монументальность
- Отсылки к предыдущим векам
- Наглядная агитация (в том числе с помощью украшений)
- Обилие декора (лепнина, фигуры рабочих, колонны с вычурными капителями)
- Иногда – выступающие балконы, ротонды, декоративные башни и другие конструкции
Теперь вы не спутаете другие стили архитектуры с ампиром!
Здание МИДа. Фото: Lori
Примеры «сталинского ампира»:
- Жилые дома в Москве на Тверской и других центральных улицах
- «Сталинские высотки» (включая МИД и главное здание МГУ)
- «Дом со львами» в Перми
- Здание Царицынской оперы в Волгограде
- Жилой дом начсостава ВМФ (Петербург, Таврическая улица)
Потом, в середине 1950-х, и ампир ушёл в прошлое. Никита Хрущёв начал бороться с «архитектурными излишествами», и строить стали совсем иначе… Но об этом в другой раз.
Мы уже писали о том, как отличить импрессионизм от экспрессионизма. Советуем ознакомиться.