«В сухом остатке»
Продолжительное время активно обсуждалось право пенсионера на сохранение дохода в размере не ниже прожиточного минимума. Все сразу стали интересоваться, каков этот размер в наступившем году, в их регионе. Стали подавать соответствующие заявления судебным приставам. Чтобы не списывали с пенсии лишние деньги. Ничего общего с социальной защитой и помощью вся эта компания не имела, поскольку нельзя серьёзно воспринимать, как социальную помощь, предоставление гарантий того, что человек не умрет от голода, да и пенсии в России чаще всего сопоставимы с суммой, позволяющей лишь выжить. Не более того.
Государство с пенсионерами не церемонится
Особо отмечу, что далеко не все пенсионеры воспользовались такой возможность. Просто потому, что законодатель предусмотрительно установил так называемый заявительный порядок, при соблюдении которого у пенсионера такое право возникало. Даже юристам не всегда удается уследить за динамикой внесения изменений в социально значимые законы. Для гражданина, далекого от юриспруденции, быть в курсе отечественного законотворчества вообще немыслимо. Не заявил письменно о своем желании сохранить прожиточный минимум – твои проблемы, кто не успел, тот опоздал…
Подмена понятий: государство применяет правила игры в «наперстки»
Сколько нас, пенсионеров-должников, пострадало от этого «заявительного порядка», когда воспользоваться своими правами, в том числе –конституционными, можно только, если ты об этом заявил. А что, Конституция России начинает действовать и гарантировать права граждан только с того момента, как граждане об этом попросили?
В чем заключается подмена понятий
Принцип применения заявительного характера используется давно и часто. Достиг гражданин пенсионного возраста – подает заявление и начинает получать свою пенсию. Получил право на налоговый вычет – пиши заявление и пользуйся своим законным правом. Иными словами, заявительный порядок уместен, когда речь идет о праве, которого раньше не было, которое только что возникло.
Право на сохранение прожиточного минимума, а также иные права, охраняемые Конституцией России и гарантирующие, что у гражданина будут деньги на жизнь, существовало всегда, на любом историческом этапе Государства Российского.
Почему решил написать эту статью
Тихо и незаметно, «без шума и пыли», заявительный порядок сохранения прожиточного минимума «приказал долго жить». Никто никому ничего не объяснял. В соответствии с изменениями части 2 статьи 29 Федерального закона от 28.12. 2022 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также статьи 9 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» с 01.01.2024 года удержания производятся с сохранением пенсионеру в беззаявительном порядке дохода в размере не ниже прожиточного минимума. Сколько пострадало пенсионеров и сколько при этом денег незаконно списали судебные приставы и Фонд пенсионного и социального страхования РФ – неизвестно. История об этом умалчивает.
«Счастье вдруг, в тишине, постучалось в двери…»
Социальные выплаты и льготы, предоставляемые государством различным категориям граждан, в том числе – пенсионерам, постоянно дополняются и изменяются. Очень трудно отслеживать этот процесс. В действующие законы, постановления Правительства России, другие нормативно-правовые акты часто вносятся изменения, причем первоначальные редакции этих документов в сети интернет остаются на своих местах, в неизмененном виде, и не каждый способен самостоятельно понять, как сегодня изменилась та или иная статья.
Единственная возможность решить проблему – «адресно» информировать конкретных людей, достигших определенного возраста, в жизни которых произошли определенные перемены, о тех выплатах и льготах, на которые эти люди получили право в результате неблагоприятных жизненных обстоятельств. Но право возникло, человек должен об этом знать. Только тогда он будет иметь возможность своим правом воспользоваться.
«Свежо предание»
Многие, включая автора статьи, надеялись, что, начиная с этого года, проблема оповещения будет решена. Начало действовать Постановление Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1910 "Об утверждении Правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого предоставляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления".
Поскольку формулировка очень понятная, постараюсь сформулировать свои рекомендации. Это будет «пошаговая инструкция», которая поможет предпринять определенные меры для того, чтобы стать участником системы оповещения, своевременно получать деньги, которые выделены для социальной поддержки населения.
Единая система оповещения граждан
Информирование гражданина осуществляется в автоматизированном режиме, то есть для того, чтобы стать участником системы оповещения, необходимо один раз предпринять меры, информация о которых в этой статье есть. Право стать участником оповещения возникает у гражданина как результат жизненных событий, например, в связи с наградами и почетными званиями, достижением определенного возраста, получением группы инвалидности, утратой трудоспособности и так далее.
Оповещение осуществляется на основе государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая цифровая платформа).
Обязательное условие – наличие обращения гражданина. Если самому ничего не предпринимать, никто вас в автоматизированном режиме информировать не будет. По этой причине, в том числе, я принял решение написать эту статью.
Утвержденные правила содержат перечень тех действий, которые гражданин должен осуществить, чтобы получать информацию. То есть, обращение гражданина включает в себя:
- Согласие гражданина на получение персонифицированной информации о возникновении у него прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты;
- Предоставление сведений, необходимых для получения этой информации путем заполнения анкеты в личном кабинете гражданина федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее соответственно - единый портал, личный кабинет) в случае их отсутствия на единой цифровой платформе;
- Определение предпочтительного способа информирования;
- Выполнение действия, позволяющих его идентифицировать, в соответствии с порядком, установленным настоящими Правилами.
Личные кабинеты вместо личной жизни
Видимо, выполнить эти функции можно самостоятельно (при наличии навыков), либо используя помощь специалиста. Но регистрация является разовым мероприятием, после которого участие гражданина в системе оповещения будет заключаться лишь в получении сведений, например, в личном кабинете гражданина на портале Государственных и муниципальных услуг, либо в личных кабинетах Фонда пенсионного и социального страхования.
Система информирования будет самостоятельно накапливать и анализировать все обращения граждан в такие структуры, как Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации; Федеральная служба по труду и занятости; подведомственные федеральные учреждениями медико-социальной экспертизы, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации; органы государственной власти и органы местного самоуправления.
То есть, предусмотрен постоянный мониторинг информации, поступающей из тех структур, которые уполномочены на назначение и предоставление мер социальной защиты
Все участники системы оповещения, их обязанности и полномочия в правилах, утвержденных Правительством России, указаны, следовательно – функции и ответственность за их выполнение распределены.
Способы информирования гражданина
Информирование гражданина осуществляется:
а) с использованием личного кабинета на едином портале;
б) с использованием единого телефонного номера участниками информирования;
в) при личном посещении гражданином органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, предоставляющих меры социальной защиты, а также федеральных учреждений медико-социальной экспертизы и многофункциональных центров.
Идентификация гражданина
Основным идентификатором при обработке обращения гражданина является страховой номер индивидуального лицевого счета в совокупности с информацией о фамилии, имени, отчестве (при наличии), полученной от гражданина при поступлении от него обращения.
Если используется единый портал, идентификация гражданина осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Если идентификация осуществляется посредством единого телефонного номера - с помощью секретного кода, состоящего из букв и (или) цифр и (или) двуединой пары секретный вопрос-ответ (далее - секретный код), при одновременном совпадении телефонного номера обратившегося гражданина с телефонным номером, указанным гражданином при установлении секретного кода.
В случае несовпадения телефонного номера обратившегося гражданина с телефонным номером, указанным гражданином ранее, помимо секретного кода гражданину необходимо назвать данные документа, удостоверяющего личность, и страховой номер индивидуального лицевого счета.
При личном посещении гражданами участников информирования, идентификация граждан проводится по документу, удостоверяющему личность, и страховому номеру индивидуального лицевого счета.
Секретный код и телефонные номера, с которых предполагается осуществлять звонки для получения персонифицированной информации о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события, а также информации об условиях назначения и предоставления мер социальной защиты, устанавливаются гражданином при личном посещении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (его территориальных органов).
Информация, предоставляемая при
информировании гражданина
В соответствии с настоящими Правилами гражданину предоставляется следующая персонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события:
- перечень положенных гражданину мер социальной защиты;
- перечень назначенных гражданину мер социальной защиты;
- статус рассмотрения обращения гражданина;
Гражданину – участнику оповещения, также предоставляется следующая неперсонифицированная информация о возникновении у гражданина прав на получение мер социальной защиты в связи с наступлением жизненного события:
- порядок, условия и способы получения мер социальной защиты;
- меры социальной защиты, предоставляемые гражданину на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования;
- перечень документов, необходимых для получения мер социальной защиты;
- сведения об организациях, предоставляющих меры социальной защиты;
- иная информация, необходимая для решения задач по информированию граждан в соответствии с настоящими Правилами.
Действовавший ранее порядок предоставления информации сохраняется.
Прежний порядок сохраняется
Принимая решение об участии в единой системе оповещения, создаваемой на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.2023 № 1910, важно учитывать, что по-прежнему действует порядок информирования на основании разовых личных запросов граждан. Сделать такой запрос может каждое заинтересованное лицо, обратившись в местное отделение МФЦ.
Если имеются основания полагать, что предстоит судебное разбирательство в связи с нарушением законных прав гражданина в связи с льготами и выплатами, рекомендую сразу обращаться в местное подразделение Фонда пенсионного и социального страхования.
Представляется очевидным, что в полном объеме мероприятия, предусмотренные правилами, не могут быть реализованы одномоментно. Потребуется время для подготовки ведомственных распорядительных документов, профессиональной подготовки сотрудников, в обязанности которых будет входить исполнение правил информирования. К сожалению, сообщить читателям о степени готовности системы оповещения на сегодняшний день возможности у меня нет.
Правила подробные, внушительные по размеру, требующие времени и усердия при изучении. В этой статье изложено только то, что автор посчитал особенно важным, то есть то, что в «сухом остатке» от изложенной информации.
Буду рад, если кому-то статья будет полезна. Если она вам понравилась, ставьте «лайки» и присылайте комментарии.