Найти тему

О женщинах и рабах

Линда Белаго «Под сенью апельсиновых деревьев»

Роман Линды Белаго  мог бы остаться обычным любовным романом, если бы не выбранные декорации: действие происходит в южноамериканской маленькой стране Суринам, которая на ту пору являлась колонией Объединённого королевства Нидерландов. Это, пожалуй, одно из немногих мест, где ещё сохраняется рабство.

Наблюдение за традициями, бытом, особенностями взаимоотношений между различными племенами экзотической страны  делает чтение по-настоящему увлекательным.

В центре повествования судьба нескольких женщин, принадлежащих к разному кругу.

Джульетта (Юлия) – молодая жена немолодого плантатора. Её выдали замуж из экономических соображений. Альтернативой замужества для сироты был монастырь.

Эрика – жена миссионера. Она вместе с мужем отправляется в далёкую страну, чтобы нести слово Божие и ухаживать за больными.

Кири – маленькая рабыня, купленная специально для Юлии.

Это главные фигуры. Но женских образов самого разного плана в книге множество. И все они выписаны достаточно ярко и объёмно, будь то «суринамская жена» белого мастры или рабыня, управляющая домашним хозяйством, капризная дочь плантатора или её  утончённая тётя.

На первый взгляд, деление на положительных и отрицательных персонажей прямолинейно. Однако из множества мелких штрихов складываются оттенки характеров, которые не позволяют оценивать героев безоговорочно.

В непреклонном эгоистичном Карле, весьма жёстком и даже жестоком по отношению к рабам, вдруг обнаруживаются тайные струнки, которые показывают его как любящего отца и в некоторых моментах ранимого человека. Это не меняет восприятие его личности в целом, но даёт повод воспринимать  его образ без категоричности.

Сквозь романтический ореол  лучших мужчин романа, напротив, проступают черты лёгкого эгоизма и недальновидности по отношению к их любимым женщинам.

Можно сказать, что книга Белаго – это роман о женщинах и рабах. Увы, место женщины в мире мужчин таково, что зачастую она имеет не больше прав, чем её рабыня. Оставаясь свободной, с юридической точки зрения, женщина часто не может принимать самостоятельных решений, распоряжаться собственным состоянием и даже опекать ребёнка. Если на то не будет мужской воли.

Видимо, неслучайно показаны в тесном переплетении судьбы настолько разных по социальному статусу женщин, что каждая из них, независимо от положения в обществе, претерпевает похожие невзгоды и вынуждена бороться за право оставаться личностью.

Если кратко охарактеризовать колорит романа, это будет коктейль из «Рабыни Изауры» и «Санта-Барбары»: родственные хитросплетения и тайны, распутываемые в книге,  достойны  хорошего детектива.

Как это часто бывает в сериалах (сериал бы вполне получился), финал очень быстро разрубает все образовавшиеся узлы, вываливая на читателя все разгадки разом.

Развязка вполне в стиле лавстори – не совсем правдоподобная, но соответствующая мелодраматичному хеппи-энду.

Оценка 4,5/5