Историю эту осенью 1993 года мне поведал однокурсник по институту, узнав, что Подмосковный Красногорск - город для меня почти родной. Ещё бы - три года в Красногорском медицинском училище. Да и после часто бывал и на Брусках, и в Чернево. Да что греха таить, и сейчас бываю часто, хотя и живу рядом с соседним Одинцово.
Попробую рассказать в подробностях и проиллюстрировать старыми фото.
Итак, шла поздняя осень 1991 года.
Сам Красногорск, как и многие города Подмосковья, разделённый почти пополам железной дорогой Рижского направления, был намного меньше, чем он есть сейчас.
Начинался он, если ехать из Москвы, от поста ГАИ, где расходились Волоколамское и Ильинское шоссе. На месте Павшинской поймы колосилась кормовая свёкла колхоза "Заветы Ильича". И там же, на Волоколамке, была одинокая автобусная остановка - "Санаторий ипподрома", вокруг которой было Большое Ничего. Только липы вдоль шоссе.
По Ильинскому шоссе первая линия Павшино щёголяла красивыми палисадниками и резными наличниками, где за небольшими заборчиками цвела сирень и росли яблони. А в том месте, где шоссе делало поворот, стоял магазин "Красногорочка" с красивым советским панно во всю стену (к сожалению не нашёл старых фото). А напротив, почти через дорогу, существовал ресторан "Старый Замок".
Последним домом, за которым Красногорск заканчивался, был дом №12. Располагающейся за ним 12-й школы ещё не было. Дальше было уже Новорижское шоссе, но мост через Москва-реку был ещё не готов. Одну половину его, ту, что в сторону Москвы, откроют только в 1995 году. И движение по ней будет организовано в обе стороны.
По Волоколамскому шоссе же Красногорск заканчивался возле военного госпиталя, который сейчас филиал госпиталя Вишневского, а тогда он был просто 114-й госпиталь. Вот возле него на Волоколамке была разворотная петля для автобуса, вокруг которой было тоже Большое Ничего, и дальше начинались почти дремучие леса до самого Нахабино.
И эта автобусная остановка будет одним из ключевых моментов нашего рассказа.
Вообще, автобус №542 от метро Тушинская до Красногорска, который идёт по Волоколамскому шоссе до госпиталя имеет маршрут с подвыподвертом... Когда он идёт "в область", возле ДК "Подмосковье" он поворачивает на ул. Маяковского, доходит до стадиона "Зоркий", разворачивается, едет обратно и выходит снова на Волоколамку.
Когда он едет "в Москву", он так же поворачивает на ул. Маяковского, так же доезжает до стадиона "Зоркий", разворачивается и выруливает на Волоколамку... только в сторону Москвы. И вот садясь на 542-й перед выездом его на Волоколамское шоссе, главное точно знать, в какую сторону он повернёт! И для этого в те далёкие годы в этом месте было две автобусных остановки рядом. Первая, если ехать от "Зоркого", это в сторону Москвы, вторая - это "в Область".
Перепутать остановку, значит совершить критическую ошибку и уехать не в ту сторону!
В соседнем с Красногорском Одинцово есть транспортный страх похлеще - случайно сесть на электричку до Усово 😳...
И эти два автобусных павильона сыграют в нашем рассказе тоже одну из ключевых ролей.
Для полноты картины надо добавить вот что, сейчас мы привыкли, что города в тёмное время суток у нас хорошо освещены, почти всё под камерами, что там говорить, достаточно безопасно. В те же годы, о которых я пытаюсь рассказать, с этим было намного хуже. Бывало и по полтора фонаря на улицу, половина из которых могла быть ещё и разбита. И хотя в те годы незаменимых импортных специалистов у нас тут не было вообще ни одного, сами как-то справлялись, зато на местную гопоту налететь можно было за здрассте. В том же 1993-м, если мне надо было вечером в Красногорск, и я ехал туда на автобусе, я оставлял кожаную куртку дома и ехал в обычной. На всякий случай. Хотя однажды меня это не спасло. На улице Вокзальной я всё-таки встрял. Вернулся домой с фингалом под глазом, и без денег, и без цепочки серебряной, ещё и на последний автобус из-за этой драки опоздал.
Итак, предисловие написал, возвращаемся к повествованию.
Шла поздняя осень 1991 года. Главный герой нашего рассказа - восемнадцатилетний юноша из Московского района Перово. Он уже получил повестку из военкомата, но время до ухода армию у него ещё было. Поэтому он и куролесил, как мог. Он юн, немного борз... Ну а как иначе в Перово да ещё в самом начале 90-х. Особенно на разборках с такими же юнцами за кинотеатром "Киргизия".
И вот наш юный герой ясным осенним днём знакомится где-то у себя на районе с такой же юной барышней. Суть да дело, пришло время провожать до дома. И, конечно, надо обязательно показать себя настоящим джентльменом. Только оказалось, что юная дева живёт в Красногорске. А от Московского района Перово, что на восточной почти окраине Москвы до Красногорска, который находится на северо-западе просто по прямой по карте 30 с лишним километров... А своим ходом на общественном транспорте даже сейчас - это часа полтора минимум. А тогда такое путешествие могло затянуться и часов до двух. В одну сторону. Но кого это пугает в таком возрасте, когда всё кажется достижимым, достаточно просто захотеть...
И вот на автобусе от станции метро Тушинская наши герои выехали в славный город Красногорск. На том самом 542-м. Возле ДК "Подмосковье" они вышли из автобуса и пошли пешком до дома.
Юная дева та жила где-то за "старым", тогда ещё вполне действующим, ЗАГСом.
Когда уже возле квартиры они расставались, она произнесла это сокровенное заклинание - Не перепутай остановки! И ещё раз подробно объяснила, с какой именно остановки 542-й идёт в Москву.
Но герой не был бы героем, и рассказа этого не было бы, если бы он просто добрался домой без приключений. Конечно же он перепутал остановки.
И вот поздним тёмным октябрьским вечером автобус номер 542 прибывает на конечную. В салоне никого. На улице одинокий павильон автобусной остановки. Голые облетевшие деревья. Ветки чуть колышет осенний ветер. Он же гоняет листву по сырому асфальту. За остановкой тёмные пустыри. Темнота, хоть глаз коли. И одинокий фонарь тускло освещает небольшой пятачок прямо под собой.
Икарус закрыл двери, кашлянул чёрным дизельным облаком в атмосферу и пошёл на разворот. А наш юный герой остался один...
Почти один. На остановке в полутьме подрёмывал подвыпивший мужичок. Сейчас бы сказали - бомж. Но тогда такого слова ещё не было в обиходе...
Единственная живая душа в округе. И наш герой его растолкал, разбудил и спрашивает: Ну и где здесь метро?
Всё, занавес )))
Как он добрался потом домой, он мне не рассказывал. Скорее всего ждал следующего автобуса, потому что рейс был хоть и поздним, но не последним...